Разработка урока русского языка по теме «Частица» (7 класс)

7
0
Материал опубликован 24 October 2017

Конспект АМО-урока

Организационная информация

Автор урока

Чистякова Марина Владимировна

Предмет

Русский язык

Класс, профиль класса/группа, количество человек

7 класс/11 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. « Русский язык . 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение,2012.- 223с.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок ознакомления с новым материалом. Первый урок из девяти по теме «Частица». Эта тема продолжает изучение раздела «Служебные части речи».

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

В 7 классе 11 человек. 8 из них мальчики. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. В классе в основном дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, стараюсь использовать нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии. Небольшая группа учеников проявляет желание и возможность работать   на продвинутом уровне. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними различных методов и приёмов, позволяющих создать ситуацию успеха, повысить учебную мотивацию.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи с применением АМО.

Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

Развивать познавательный интерес.

Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

Формировать умение существлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Развивать умение публично выступать.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Учащиеся узнают функции частицы как служебной части речи.

Научатся отличать частицу от других служебных частей речи.

Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

Учащиеся закрепят первично приобретенные навыки употребления частиц в устной и письменной речи.

Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

Учащиеся совместно с учителем проведут исследовательскую работу

 

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Частица как служебная часть речи, отличие частиц от других служебных частей речи, особенности употребления в речи, актуализация навыков устной и письменной речи.

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

 

Разделить обучающихся на группы. Создать благопри

ятную

обстано

вку

5минут

"Поздоровайся локтями"

заимствованный

Цели и задачи: Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Материалы: не требуется

Численность – весь класс.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
 

Технология проведения: Учитель просит учеников встать в круг.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны
Через три минуты ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

 

Встаньте в шеренгу и рассчитайтесь на первый-второй-третий. А теперь сделайте следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Итак, начинаем!

(три минуты ученики "здороваются")

Теперь, ребята, соберитесь в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. Поприветствуйте друг друга внутри своей группы

 

Личностные:

осознание себя как личности в коллективе, группе

Коммуникативные:

общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи

 

Повышает мотивацию.

Вхождение в тему

Настроить детей на творческую работу. Постановка целей.

5 минут

«Отгадай загадку»

заимствованный

Цели и задачи: создать благоприятную обстановку; настроить на предстоящую тему урока.

Материалы: мультимедийный проектор, экран

Технология проведения:

Учитель предлагает лингвистическую загадку о служебных частях речи, которая появится на экране. Учащиеся находят предлоги, союзы, частицы и заполняют таблицу "Служебные части речи и их функции"

АМО «Отгадай загадку»

Отгадайте стихотворения-загадки.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это? (предлог)

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз)

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы)

Заполните таблицу "Служебные части речи и их функции"

Регулятивные: составлять план действий по решению проблемы.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

   

Опасения и ожидания обучающихся.

Выявить опасения и ожидания обучаю

щихся

2 минуты

"Ожидания и опасения"

заимствованный

Цели и задачи: выявить опасения и ожидания обучающихся.

Материалы: Ручка, магнит или скотч

Предварительная подготовка: Заготовить смайлики из бумаги с разными выражениями: улыбки, грусти, недовольства, сомнения, радости, удивления.

Технология проведения:

Учитель предлагает учащимся выбрать смайлик с соответствующим выражением "лица". Учащимся необходимо написать на нем о том, что они ожидают от урока и чего опасаются, и прикрепить на доску

АМО "Ожидания и опасения"

На столах лежат маленькие смайлики с разными выражениями: улыбки, грусти, недовольства, сомнения, радости, удивления. Ребята, выберите смайлик с соответствующим выражением лица и напишите на нем л том, что вы ожидаете от урока, чего опасаетесь, и прикрепите на доску.

     

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут (интерактивная лекция)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проработка темы

Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Частица как служебная часть речи»

3 минуты

20 минут

"Кластер"

"Инсерт"

заимствованный

заимствованный

Цель: Систематизация имеющихся знаний по проблеме.

Материалы: Листы (тетради), ручки Технология проведения:

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Цель: Отслеживать свое понимание прочитанного текста

Материалы: Карандаш, текст

Предварительная подготовка: Учитель напоминает о знаках, применяемых при работе с текстом: (слайд)

+ - новая информация;

? – возник вопрос;

• – противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

V – это я знал

Технология проведения:

Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует  отдельные задания или предложения в тексте. Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной  информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на уроке.

- Ребята, вам предстоит составить кластер на тему "Частица" на основе имеющихся знаний.

Ожидаемые ответы учащихся:

Ключевое понятие: частица

В стрелках-лучах дети пишут: служебная часть речи, образовалась от слова "часть, не имеет грамматического значения, не изменяется, не является членом предложения.

Ребята, прочитайте статью учебника на странице 167, применяя прием инсерта. Знаки, применяемые при работе с текстом, вы видите на слайде.

\/ - это я знал;

- противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

+ - новая информация;

? – возник вопрос.

А теперь наполним кластер новой информацией - дополнительные стрелки-лучи:

- вносят различные оттенки значения;

- служат для образования форм слова

Исследовательская работа.

Подготовленный ученик рассказывает историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

В последствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

  1. Как же такая история могла произойти? Учитель предлагает учащимся провести расследование этого таинственного дела.

Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное).

Вывод учащихся:

Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны?

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска; умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные:

самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.

Информационные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями;

владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразователь

ные проблемы.

Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Рефлексия

Снятие усталости и напряжения

Подведение итогов урока

5 минут

5 минут

«Помни меня»

"Синквейн"

Заимствованный

заимствованный

Цель: Снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления

Технология проведения: Учитель предлагает всем встать в круг или друг за другом в рядах ( змейкой). Каждый кладет руки на плечи впереди стоящего соседа и интенсивно, но не больно массирует плечи стоящего перед ним. Затем все делают поворот на 180 градусов и повторяют массаж плечевого пояса впереди стоящего одноклассника. Таким образом, снимается мышечное напряжение, и организм восстанавливается для дальнейшей работы

Цель: резюмировать в кратких выражениях учебный материал, информацию

Материалы: Тетради, ручки

Предварительная подготовка: Учитель напоминает процедуру работы с синквейном :

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию ученика.

Технология проведения: Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

- Ребята, а сейчас мы немного отдохнем. Встаньте в круг. Положите руки на плечи впереди стоящего соседа и интенсивно, но не больно массируйте плечи стоящего перед ним.

Затем все делают поворот на 180 градусов и повторяют массаж плечевого пояса впереди стоящего одноклассника.

- Чем вам показалась частица интересной?

- Выразите свои мысли и чувства в синквейне "Частица".

Ожидаемый результат:

1. Частица

2. Служебная, интересная

3. Образует, вносит, служит.

4. Нужна в речи

5. Оттенок

Домашнее задание: стр. 169 упражнение 359, списать, расставить знаки препинания, частицы заключить в прямоугольники, ответить на вопрос "Какие из этих частиц вносят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для усиления отрицания?"

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать

его.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать).

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы);

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Информационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность.

Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении.

Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

справляться с неопределенностью и сложностью.

Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации