Разработка урока по астрономии по теме «Развитие представлений о строении мира» в 11 классе
Автор разработки: Фоминова Елена Владимировна, учитель МБОУ СОШ № 23 МО Усть-Лабинский район хутора Братского Краснодарского края
Общая часть |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
|||||||||||||||||||||||||||
астрономия |
11 |
Развитие представлений о строении мира |
|||||||||||||||||||||||||||
Используемый учебник |
|||||||||||||||||||||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
|||||||||||||||||||||||||||
Астрономия |
11 |
Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут |
|||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||||||||
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. |
устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира. |
высказывать убежденность в возможности познания системы мира. |
|||||||||||||||||||||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
||||||||||||||||||||||||||||
Таблица “Солнечная система”, к/ф "Астрономия" (ч.1, фр. 2 "Самая древняя наука") |
Презентация к уроку |
||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
||||||||||||||||||||||||
1 этап Инициация Цель: Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад, формирование команд. |
Формируется коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками. Коммуникативные УУД – умение вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в создаваемых группах. |
Используется метод «Отправляемся в путешествие» |
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим необычный урок. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и я вам предлагаю совершить путешествие. Правда не настоящее, а виртуальное. И это путешествие в прошлое. Средством передвижения будет машина времени. Эпиграфам к нашему уроку я взяла высказывание французского писателя Антуана Сент-Экзюпери: «У каждого человека свои звезды. Одним тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить». Перед вами находится книга отзывов и предложений. Составьте лозунг или девиз, который характеризует вашу команду. Запишите это в книгу отзывов и предложений. |
При входе в класс каждый ученик выбирает карточку и подходит к тому, столу на котором находится трафаретка с данной карточкой (заготавливаются заранее) - это позволяет сформировать группы. На каждом столе находится книга отзывов. Объединившись, ученики должны будут придумать приветствие, цитату, девиз или лозунг своей работы на уроке и записать его в книгу отзывов. |
2 мин |
||||||||||||||||||||||||
2 этап Погружение в тему Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения |
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Личностные УУД: ориентация на содержательные моменты учебной задачи Познавательные УУД: активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение логического мышления. |
Необходимые материалы: презентация со слайдами, на которых изображены вопросы. Технология проведения: Во время демонстрации слайдов группы отвечают на вопросы, зарабатывая баллы Отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ответ неправильный, то ход переходит следующей команде. Команда, которая заработала больше всего баллов получает билет 1-го класса (это дает право первыми выдвинуться в путешествие и право на две ошибки), другие команды получают билеты 2-го класса (право на 1 ошибку) и 3-го класса (ошибаться при ответах нельзя) . |
Чтобы наше путешествие началось нам надо приобрести билеты. Для этого вам надо ответить на вопросы (слайды 3-9): Период обращения Сатурна вокруг Солнца около 30 лет. Найти промежуток времени между его противостоянием. [1/S=1/Тз - 1/Т, отсюда S=(1.30)/(30-1)=1,03 года] Указать вид конфигурации в положении I, II, VIII. [противостояние, нижнее соединение, западная элонгация] Найти период обращение Марса вокруг Солнца, если есть противостояние повторяется через 2,1 года. [1/S=1/Тз - 1/Т, отсюда Т= (Тз.S)/(S- Тз)= (1.2,1)/(2,1-1)=1,9лет] Указать вид конфигурации в положении V, III, VII. [восточная элонгация, верхнее соединение, восточная квадратура] Чему равен период обращение Юпитера вокруг Солнца, если его соединение повторяется через 1,1года. [1/S=1/Тз - 1/Т, отсюда Т= (Тз.S)/(S-Тз)= (1.1,1)/(1,1-1)=11 лет] Указать вид конфигурации в положении IV, VI, II. [верхнее соединение, западная квадратура, нижнее соединение] Указать вид конфигурации в положении VI, V, III. [западная квадратура, восточная элонгация, верхнее соединение] |
Во время демонстрации слайдов группы отвечают на вопросы, зарабатывая баллы Цена вопроса 2 балла. Отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку. Если ответ неправильный, то ход переходит следующей команде. Команда, которая заработала больше всего баллов получает билет 1-го класса (это дает право первыми выдвинуться в путешествие и право на две ошибки), другие команды получают билеты 2-го класса (право на 1 ошибку) и 3-го класса (ошибаться при ответах нельзя) . |
7 мин |
||||||||||||||||||||||||
3 этап Определение ожиданий и опасений Цель: Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки |
Развивать способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Личностные – участники не только делятся своими желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы; идентифицируют себя по отношению к профессии |
Метод «Билет» |
Готовы ли вы к путешествию и новым познаниям? Тогда поделитесь своими ожиданиями и опасениями от предстоящего путешествия, написав их на своих билетах. (Учитель вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство) |
Билет состоит из двух частей. На одной части ученики пишут свои ожидания от предстоящего путешествия, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Учитель отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у ученика. |
2 мин |
||||||||||||||||||||||||
4 этап. Проработка содержания темы. Цель: Обобщение и систематизация знаний, развитие знаний, умений и навыков по данной теме |
Отрабатывать способность применять ранее полученные знания. Познавательные УУД: - формулирование гипотез и предположений, - умение применять полученные ранее знания - умение выбора и аргументации своей позиции. Коммуникативные УУД: умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других. Личностные УУД: считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику. Регулятивные УУД: оценивать весомость приводимых рассуждений |
Презентация Фильм "Астрономия" (ч.1, фр. 2 "Самая древняя наука") |
Учитель обращается к детям: Чтобы ничего не упустить в путешествии, мы все увиденное и услышанное будем фиксировать в маршрутные листы. (В маршрутных листах группы учащиеся оформляют задания, оценивают выполнение и в конце урока оценивается успешность продвижения группы). На каждой станции вы выполняете предложенные задания и набираете баллы. И так, путешествие началось и первая станция - это станция «Заморочки из бочки». Станция «Кинотеатр» Учитель. Давайте просмотрим сейчас отрывок из фильма. И попытаемся понять тему нашего урока, чтобы попасть на станцию «Неизведанная» Учитель. Первичное представление окружающего мира: Станция «Неизведанная» (слайды 16-21) Приложение 1 |
Заполняют маршрутные листы для каждой группы. Маршрутный лист группы № 1
Технология проведения: На трех столах (столы можно пронумеровать) лежат маршрутные листы, у учителя листы заданиями по станциям, инструкции к выполнению заданий. Отвечают на вопросы (слайды 10-15) Просмотр фильма Слушают лекцию и включаются в беседу |
23 мин |
||||||||||||||||||||||||
5 этап Эмоциональная разрядка (разминка) Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии |
Развивать умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами, формирование логического мышления. овладение креативными навыками продуктивной деятельности: выдвижение предположений, их анализ |
Метод Станция "Применение" Цель метода: снижение интенсивности работы, Технология проведения: Каждой группе выдается карточка с видом созвездий. Команде нужно представить это созвездие не произнося ни слова. Другим группам необходимо отгадать, что за созвездие изображено на карточке. |
Учитель. Впереди у нас станция «Применение». В литературе мы встречаем различные описания природы, вспомним Тютчева: Не то, что мните вы природа: не слепок, не бездушный лик- в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык… Скажите, каким языком пользуется физика для описания законов природы? Верно математическим языком. Но Вам сейчас придется использовать язык жестов, чтобы показать созвездие. Вы получили карточки с различными созвездиями. Каждой команде нужно представить это созвездие, не произнося ни слова. Другим группам необходимо отгадать, что за созвездие изображено на карточке |
Выполняют задания |
3 мин |
||||||||||||||||||||||||
6 этап Рефлексия Цель: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения |
Развивать умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности. |
Станция "Книга отзывов и предложений" |
Учитель. Впереди у нас станция «Книга отзывов и предложений», т.е - конечная. Перед вами книга "Отзывов и предложений" фирмы, которая организовала вам это путешествие. Вспомните еще раз урок, себя, свои эмоции и ощущения. Что вас удивило? Что заставило задуматься? А может, вы с чем-то были не согласны? А может, вы в чем-то отличились? Задание: необходимо заполнить страничку данной книги. Домашнее задание (слайд 22) |
Каждый учащийся в данной книге, вспомнив еще раз урок, себя, свои эмоции и ощущения, выражает их любым способом (стихи, цитата или просто смайлик) Подведение итогов соревнования ученики проводят самостоятельно по итоговой таблице на доске. Определяется уровень настроения на конец работы. |
3 мин |
Приложение 1
Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея).
Первая научно обоснованная теория строения мира была разработана Аристотелем и опубликована в 355г до НЭ в книге “О небе”. Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке). Система получила название геоцентрической (Гея – Земля).
С развитием астрономии и получении более точных знаний о движении планет, система была доработана Гиппархом и окончательно кинематически разработана к 150г НЭ александрийским астрономом Клавдием Птолемеем (87-165) в сочинении, состоящем из 13 книг “Великое математическое построение астрономии” (Альмагест). Для объяснения движения планет, применив систему эпициклов и деферентов.
По теории Птолемея:
Земля неподвижна и находится в центре мира;
планеты вращаются по строго круговым орбитам;
движение планет равномерно.
Гелиоцентрическая система строения мира (Коперника).
Идея поместить в центр Солнечной системы не Землю а Солнце принадлежит Аристарху Самосскому (310-230) впервые определившему расстояние до Луны, Солнца и их размеры. Но заключений и доказательств о том, что Солнце больше и вокруг движутся планеты было явно недостаточно. "Он полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют свои места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре" - писал Архимед. В работе "О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны" Аристарх Самосский, принимая гипотезу о суточном вращении Земли, зная диаметр Земли (по Эратосфену) и считая Луну в 3 раза меньше Земли, на основе собственных наблюдений рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд - в 20 раз дальше от Земли, нежели Луна (на самом деле - в 400 раз) и больше Земли по объему в 200-300 раз.
Только в эпоху Возрождения польский ученый Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую систему строения мира к 1539г в книге “Об обращении небесных сфер” (1543г), объяснив суточное движение светил вращением Земли и петлеобразное движение планет их обращением вокруг Солнца, рассчитав расстояния и периоды обращения планет. Однако сферу неподвижных звезд он оставил, отодвинув её в 1000 раз дальше, чем Солнце.
Подтверждение гелиоцентрической системы мира.
В трудах Галилео ГалилеяГалилей – открыл смену фаз Венеры, доказывающую ее вращение вокруг Солнца. Открыл 4 спутника Юпитера, доказав что не только Земля может быть центром.
В трудах Иоганна Кеплера открывает движение планет.
В трудах Исаака Ньютона опубликовывает закон всемирного тяготения.
В трудах М.В. Ломоносов не только высмеивает идеи геоцентризма в стихах, но и открывшего атмосферу на Венере.
Приложение_презентация
RAR / 1.17 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна