12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Темербаева Любовь Анатольевна102
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «Разработки уроков учителей химии»

ФИО автора: Темербаева Любовь Анатольевна

Населённый пункт: ЗАТО г. Железногорск Образовательная организация: МБОУ Лицей №103«Гармония»

Предмет: химия

Класс: 8

Раздел курса: Первоначальные химические понятия. Вещества и химические реакции.

Тема урока: Валентность атомов химических элементов.

Цель урока: учащиеся научатся раскрывать смысл понятия валентность, определять валентность элементов в бинарных соединениях по формуле.





Учебник: Учебник: Химия. 8 класс/Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019, 176с , С 42.

Виды деятельности и планируемые результаты на уроке:



Виды деятельности

Планируемые результаты

ЦОР

Воспитательный потенциал

Предметные

Метапредметные

(УУД, ФГ)

Использоватьсимволику для составления

формул веществ.


раскрывать смысл основных химических понятий - валентность


применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию,

естественно-научные

методы познания — наблюдение, моделирование




представлять результаты выполнения

учебного задания

определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях



Регулятивные УУД определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности, оценивать свою деятельность по заданным критериям.

Познавательные УУД строить модели , алгоритм действий.

Коммуникативные УУД

Определять роли при работе в группе, организовывать учебное взаимодействие в группе, использовать речевые средства в процессе коммуникации.

ЕНГ

Применять естественно-научные методы познания. (моделирование и основные операции мыслительной деятельности: сравнение, анализ).


http://www.alhimik.ru



http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya


Осознавать ценности научного познания мировоззренческих представлений о веществе соответствующих современному уровню развитияпредставлений об основных закономерностях развития природы.


Приобретать интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию.

Ход урока.

п/п

Деятельность учителя (ясная, точная формулировка задания, вопросы и т.д.)

Деятельность обучающихся (полные ответы в форме суждений, все выдвигаемые версии, гипотезы, проблемы и т.п.)

Баллы и время

Форма работы (индивидуальная, работа в группах, парах)

1

Организационный момент.

Приветствие.

Знакомство с критериями оценивания деятельности на уроке.


«5» - 17 баллов

«4» -16 - 15 баллов

«3» - 9 баллов




Все задания представлены на слайдах.

Актуализация знаний. Мы познакомились с химическими формулами на прошлом уроке.

Выполним задание.




Задание №1 (ситуация успеха)


Составьте формулы веществ по составу. Один атом углерода и 4 атома водорода, один атом азота и 3 атома водорода, один атом кислорода и два атома водорода , два атома водорода.


Слушают.




















Дети на доске записывают формулы, опираясь на понятие о химической формуле и индекс.

CH4 NH3 H2O H2

Все справляются с заданием. (Могут спутать коэффициент и индекс).

Один учащийся, записывает (на закрытой доске ) ответы, потом учащиеся осуществляют самопроверку по образцу.


2 минуты




















5 минут

2 балла





















Индивидуально










самопроверка

2

Задание №2. (ситуация недостаточности знаний)

С помощью пластилина и спичек соберите модели, записанных формул веществ CH4 NH3 H2O H2











Фиксирует на доске структурные формулы веществ, которые отражают порядок соединения атомов в молекуле. (есть не верные версии). Могут быть не правильно собраны например H-H-O илиH-N-H-H ) последовательность разная. ) Естьи правильно собранные H-O-H.


Собирают модели.

Представляют свои модели. Обсуждают, почему собрали именно так. ( Могут быть не правильно собраны например H-H-O или H-N-H-H ) последовательность разная. ) Есть и правильно собранные модели

H-O-H.





Обсуждают, как же правильно, чего они не знают, чтобы собирать модели.

Создается ситуация нехватки знаний.



10 минут

2 балла

Работают в группах

3.

Создается ситуация нехватки знаний. Атомы не могут соединяться, как угодно. Они могут образовать определенное число связей. Это свойство атомов называется валентность.

Задание №3. Сформулируйте понятие валентность.

Формулируют определение понятия валентность.

Водород может образовать только одну связь, поэтому он одновалентный. Кислород две связи, поэтому он двухвалентный.

Валентность способность атома образовывать определенное количество связей.

5 минут

2 балла

Индивидуальная работа

4.

Задание №4.

Определите валентность элементов по структурной формуле.( на доске записаны формулы веществ). Что такое структурная формула?

H- Cl


H

I

H-S- H H-Cl H- P-H C = O N-O -N Ca= O


Наглядно видят, количество связей по структурной формуле. Обсуждают. Формулируют определение. Структурная формула показывает порядок соединения атомов в молекуле.


Записывают на доске формулы и обозначают римскими цифрами сверху валентность.



10 минут

2 балла

Работа в группах





Проверяют по образцу

5.

Задание №5.

Определить валентность по записанным молекулярным формулам на доске. Составьте алгоритм нахождения валентности элементов в бинарных соединениях.

CO2 Mn2O7 N2O3 K2O


Задает наводящие вопросы, если дети не могут предложить версии

Над кислородом ставим валентность II


II II II II

CO2 Mn2O7 N2O3 K2O

.

Обсуждают.

Предлагают , кислорода два атома , у каждого валентность два, значит всего он может образовать четыре связи, следовательно углерод четырёхвалентный.


IV IIVII II III II

CO2 Mn2O7 N2O3


I II

K2O





Выходят на алгоритм:

1. валентность одного элемента должна быть известна.

2. умножаем валентность известного элемента на количество его атомов.

3. делим это число на количество атомов другого элемента.


5 минут

3 балла

Работа в группах

6.

Задание 6. Определить валентность элементов в соединениях

K2S CaCl2 Al2S3




Учитель говорит об элементах с постоянной валентностью, которые нужно знать.

Определить по ПС по номеру группы.

Обсуждают в группах, понимают , что не знают с какого элемента начинать, как узнать валентность у элемента.





После чего легко справляются с заданием.

3 минуты.

2 балла




3 балла

Работа в группах

7.

Обобщение темы урока.

Какое новое понятие вы открыли для себя?

Как можно вычислить валентность элементов по формуле в бинарных соединениях?


Отвечают. Валентность

3 минуты

2 балла

индивидуальная работа

8.

Рефлексия.

Посчитайте какое количество баллов вы набрали за урок. Оцените свою работу. Кто набрал максимум баллов?

Кто набрал меньше половины?

В тетрадях на полях проставляют баллы за каждое задание.

2 минуты


9.

Дома параграф 7. 










Опубликовано в группе «Разработки уроков учителей химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.