ФИО автора: Темербаева Любовь Анатольевна
Населённый пункт: ЗАТО г. Железногорск Образовательная организация: МБОУ Лицей №103«Гармония»
Предмет: химия
Класс: 8
Раздел курса: Первоначальные химические понятия. Вещества и химические реакции.
Тема урока: Валентность атомов химических элементов.
Цель урока: учащиеся научатся раскрывать смысл понятия валентность, определять валентность элементов в бинарных соединениях по формуле.
Учебник: Учебник: Химия. 8 класс/Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019, 176с , С 42.
Виды деятельности и планируемые результаты на уроке:
Виды деятельности | Планируемые результаты | ЦОР | Воспитательный потенциал | |
Предметные | Метапредметные (УУД, ФГ) | |||
Использоватьсимволику для составления формул веществ. раскрывать смысл основных химических понятий - валентность применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, естественно-научные методы познания — наблюдение, моделирование представлять результаты выполнения учебного задания | определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях | Регулятивные УУД определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности, оценивать свою деятельность по заданным критериям. Познавательные УУД строить модели , алгоритм действий. Коммуникативные УУД Определять роли при работе в группе, организовывать учебное взаимодействие в группе, использовать речевые средства в процессе коммуникации. ЕНГ Применять естественно-научные методы познания. (моделирование и основные операции мыслительной деятельности: сравнение, анализ). | http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya | Осознавать ценности научного познания мировоззренческих представлений о веществе соответствующих современному уровню развитияпредставлений об основных закономерностях развития природы. Приобретать интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию. |
Ход урока.
№п/п | Деятельность учителя (ясная, точная формулировка задания, вопросы и т.д.) | Деятельность обучающихся (полные ответы в форме суждений, все выдвигаемые версии, гипотезы, проблемы и т.п.) | Баллы и время | Форма работы (индивидуальная, работа в группах, парах) |
1 | Организационный момент. Приветствие. Знакомство с критериями оценивания деятельности на уроке. «5» - 17 баллов «4» -16 - 15 баллов Все задания представлены на слайдах. Актуализация знаний. Мы познакомились с химическими формулами на прошлом уроке. Выполним задание. Задание №1 (ситуация успеха) Составьте формулы веществ по составу. Один атом углерода и 4 атома водорода, один атом азота и 3 атома водорода, один атом кислорода и два атома водорода , два атома водорода. | Слушают. Дети на доске записывают формулы, опираясь на понятие о химической формуле и индекс. CH4 NH3 H2O H2 Все справляются с заданием. (Могут спутать коэффициент и индекс). Один учащийся, записывает (на закрытой доске ) ответы, потом учащиеся осуществляют самопроверку по образцу. | 2 минуты 5 минут 2 балла | Индивидуально самопроверка |
2 | Задание №2. (ситуация недостаточности знаний) С помощью пластилина и спичек соберите модели, записанных формул веществ CH4 NH3 H2O H2 Фиксирует на доске структурные формулы веществ, которые отражают порядок соединения атомов в молекуле. (есть не верные версии). Могут быть не правильно собраны например H-H-O илиH-N-H-H ) последовательность разная. ) Естьи правильно собранные H-O-H. | Собирают модели. Представляют свои модели. Обсуждают, почему собрали именно так. ( Могут быть не правильно собраны например H-H-O или H-N-H-H ) последовательность разная. ) Есть и правильно собранные модели H-O-H. Обсуждают, как же правильно, чего они не знают, чтобы собирать модели. Создается ситуация нехватки знаний. | 10 минут 2 балла | Работают в группах |
3. | Создается ситуация нехватки знаний. Атомы не могут соединяться, как угодно. Они могут образовать определенное число связей. Это свойство атомов называется валентность. Задание №3. Сформулируйте понятие валентность. | Формулируют определение понятия валентность. Водород может образовать только одну связь, поэтому он одновалентный. Кислород две связи, поэтому он двухвалентный. Валентность способность атома образовывать определенное количество связей. | 5 минут 2 балла | Индивидуальная работа |
4. | Задание №4. Определите валентность элементов по структурной формуле.( на доске записаны формулы веществ). Что такое структурная формула? H- Cl H I H-S- H H-Cl H- P-H C = O N-O -N Ca= O | Наглядно видят, количество связей по структурной формуле. Обсуждают. Формулируют определение. Структурная формула показывает порядок соединения атомов в молекуле. Записывают на доске формулы и обозначают римскими цифрами сверху валентность. | 10 минут 2 балла | Работа в группах Проверяют по образцу |
5. | Задание №5. Определить валентность по записанным молекулярным формулам на доске. Составьте алгоритм нахождения валентности элементов в бинарных соединениях. CO2 Mn2O7 N2O3 K2O Задает наводящие вопросы, если дети не могут предложить версии Над кислородом ставим валентность II II II II II CO2 Mn2O7 N2O3 K2O . | Обсуждают. Предлагают , кислорода два атома , у каждого валентность два, значит всего он может образовать четыре связи, следовательно углерод четырёхвалентный. IV IIVII II III II CO2 Mn2O7 N2O3 I II K2O Выходят на алгоритм: 1. валентность одного элемента должна быть известна. 2. умножаем валентность известного элемента на количество его атомов. 3. делим это число на количество атомов другого элемента. | 5 минут 3 балла | Работа в группах |
6. | Задание 6. Определить валентность элементов в соединениях K2S CaCl2 Al2S3 Учитель говорит об элементах с постоянной валентностью, которые нужно знать. Определить по ПС по номеру группы. | Обсуждают в группах, понимают , что не знают с какого элемента начинать, как узнать валентность у элемента. После чего легко справляются с заданием. | 3 минуты. 2 балла 3 балла | Работа в группах |
7. | Обобщение темы урока. Какое новое понятие вы открыли для себя? Как можно вычислить валентность элементов по формуле в бинарных соединениях? | Отвечают. Валентность |
3 минуты 2 балла | индивидуальная работа |
8. | Рефлексия. Посчитайте какое количество баллов вы набрали за урок. Оцените свою работу. Кто набрал максимум баллов? Кто набрал меньше половины? | В тетрадях на полях проставляют баллы за каждое задание. | 2 минуты | |
9. | Дома параграф 7. | | | |