Технологическая карта урока химии на тему «Валентность» (8 класс)
Технологическая карта
Тема урока: Валентность.
Класс 8
Дата 17.10.2022г.
Предмет: химия
Тип урока: комбинированный урок
Учитель: Немно Е.В.
Цели урока:
-сформировать представления о валентности как свойстве атомов одного элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого элемента;
-научить определять валентность элементов по формулам соединений, состоящих из двух элементов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-знать определение понятия «валентность»;
-уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений;
-знать валентность некоторых химических элементов.
Метапредметные:
-осуществлять контроль и оценку своих действий;
-строить молекулы веществ с помощью шаровых моделей;
-проводить наблюдение, анализ, коллективное обсуждение.
Личностные:
-проявлять устойчивый интерес к поиску решения поставленных проблем и задач.
Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы.
Основные понятия: валентность, бинарные соединения, оксиды.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу |
Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке |
|
2. Проверка домашнего задания |
Решение задачи. Определите массовые доли элементов в оксиде меди (II). Дано: Решение: CaO 1. Найдём относительную молекулярную массу CaO Найти: Mr(CaO) = 40+16 = 56 w(Ca) – ? 2. Найдём массовую долю w(O) – ? меди: w(Ca) = 40/56 = 0,71 или 71% 3. Найдём массовую долю кислорода: w(O) = 16/56 = 0,29 или 29% или w(O) = 100% - 71% = 29% Ответ: w(Ca) = 71%, w(O) = 29%. Обменяться тетрадями для взаимопроверки результатов задания.(Слайд 1) |
Решают самостоятельно задачу. Проверяют задания методом взаимоконтроля и контроля по эталону. |
Предметные УД: использование имеющихся знаний для решение задачи на нахождение массовой доли. Познавательные УУД: Самостоятельное находить решение. Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: Проявления интереса к решению задачи. |
3. Актуализация знаний |
Решают кроссворд (Слайд 2) Отгадывают зашифрованное слово-валентность
|
Формулируют тему урока. Делают предположение что такое валентность |
Предметные УД: использование имеющихся знаний для ответов на кроссворд. Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование цели и тему урока. Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог; Умение планировать учебное сотрудничество с соседом по парте. Личностные УУД: Проявления интереса к поиску ключевого слова. |
4. Изучение нового материала |
Знакомит с Эдуардом Франклендом и понятием валентность. (Слайд 3) В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом). В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”. Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1. Валентность — это выраженная в числовом виде способность атома химического элемента образовывать химические связи с определенным количеством других атомов. Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность). (Слайд 4) Знакомит с алгоритмом определения валентности. |
Слушают учителя.
Записывают определение.
Работа с учебником с.56
Записывают алгоритм. |
Предметные УД: получение знаний о валентности, бинарных соединениях.
Познавательные УУД: Умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников; Умение слушать и вступать в диалог. Умение участвовать в коллективном обсуждении тех или иных вопросов.
Личностные УУД: Проявление интереса к поиску ответов на поставленные вопросы.
Регулятивные УУД: Составление поэтапного плана определения числа единиц валентности. |
5. Этап первичного закрепления |
Определите валентность в следующих химических соединениях: SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3. (Слайд 5)
|
Работают у доски. Определяют валентность. |
Предметные УД: Умение определять валентность элементов в бинарных соединениях. Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует групповую работу детей по карточкам (Слайд 6) 1. Даны химические элементы и указана их валентность. Составьте соответствующие химические формулы: IV III I III II III I N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl, Si Cl 2. Запишите химические формулы следующих соединений: 1) аш-два-эс-о-три 2) пэ-два-о-пять 3) магний-хлор-два 4) купрум-фтор-два 3. Составьте химические формулы соединений: а) цинк и бром (I) б) железо (III) и кислород в) кремний (IV) и водород г) сера (VI) и кислород |
Выполняют задания в группах, осуществляют проверку по эталону |
Предметные УД: Умение определять валентность элементов в бинарных соединениях, переводить буквенные выражение в химические формулы.
Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание работы своих одноклассников. |
7. Рефлексия деятельности |
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… |
Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность |
Регулятивные УУД: осуществление рефлексии собственной деятельности.
|
8. Домашнее задание |
§8, выполнить № 4 с. 46. Индивидуальное задание: подготовить небольшой доклад об открытии закона постоянства веществ. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы |
|
Приложение 1.
Кроссворд
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
4 |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
7 |
|
|
|
|
||||||||||||
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
То из чего состоят предметы.
Мельчайшая неделимая частица вещества.
Частица вещества, имеющая такие же свойства, что и это вещество.
Относительная атомная масса какого химического элемента равна 64.
Число, показывающее количество атомов в формуле химического вещества.
Как произносится химический элемент, символ которого Ag.
Какой химический элемент имеет химический знак Zn.
Какое название носит число, стоящее перед химической формулой.
Относительная атомная масса какого химического элемента равна 32.
Ar – это относительная … масса.
Название какого химического элемента произносится как гидраргирум.
В выделенном столбце зашифровано название темы урока на сегодня.
Приложение 2
Алгоритм определения валентности элементов в соединениях:
1.Записать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента
2.Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента
3.Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности
Директор ОО_____________________________Инагамова Ф.Ф.