Разработка урока по музыке в 7 классе по теме «Героическая тема в музыке русских композиторов»

2
0
Материал опубликован 7 November 2020


Технологическая карта урока по музыке в 7 классе


Тема урока: «Героическая тема в музыке русских композиторов».


Дата проведения:


Тип урока: урок общеметодологической направленности (построения системы знаний)


Образовательные технологии: Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии, критического мышления, метод эмоциональной драматургии;

Цель: формирование умения выявлять характерные  черты музыкальных произведений героического характера.

Задачи урока:

проверить знание ранее изученных музыкальных произведений;

повторить музыкальные термины «темп», «динамика», «ритм», «лад»;

научить характеризовать музыкальное произведение;

- выявить отличительные признаки музыкальных произведений на героическую тему;

побудить к самостоятельному прослушиванию музыкальных произведений.

Планируемые предметные результаты: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о музыкальных терминах –«темп», «динамика», «ритм», «лад» , сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности; применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Регулятивные: развитие художественного восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей; выбор способов решения проблем поискового характера;

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия.

Коммуникативные: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы:

уметь воспринимать окружающий мир во всем его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.


Планируемые личностные результаты:

наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) пения;

позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Учебно-методический комплекс:

интернет-ресурсы, фонохрестоматия;

ноутбук, проектор, колонки, экран;

- УМК: Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2015, стр.36 - 37;

карточки для игры «Угадай мелодию», для характеристики музыкальных произведений.



Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД


Организационный момент (1мин)

Приветствие «Добрый день, дорогие дети! (установление рабочей обстановки).

Вместе хором приветствуют учителя произносят «Добрый день, Тамара Петровна!

Личностные УУД

Развитие доброжелательности

и эмоциональной отзывчивости.

Введение в тему урока. Мотивация. (3-4 мин)

Организует игру «Угадай мелодию»

с использованием презентации и сигнальных карточек.

Слушают музыку, угадывают отрывки музыкальных произведений и поднимают карточку с названием музыкального произведения.

Регулятивные УУД

Учатся слушать музыку, узнают музыкальное произведение и делают выбор из предложенных вариантов.

Этап подготовки к усвоению нового материала .Целеполагание.

(2 мин)

Демонстрируя четыре образа, задаёт вопрос: - К какой музыке относятся данные произведения?

- Какова по-вашему тема урока?

Слушают вопрос учителя, определяют тему произведений.

Предлагают тему урока.

Регулятивные УУД

Определяют вид музыки по характерным признакам.

Этап усвоения новых знаний . (12 мин)

Просит вспомнить выразительные средства музыкальных произведений, используемых композиторами.


Организует характеристику выразительных средств героической музыки после просмотра кинофрагмента из фильма «Александр Невский»


Делит класс на 2 группы. Просит дать характеристику каждому средству музыки.

Дают предполагаемую характеристику музыки, рисуя образную картину услышанного в виде таблицы.



Смотрят кинофрагмент. Охарактеризовывают каждое из выразительных средств музыки: темп, динамика, ритм, лад.





Заполняют в тетрадях таблицу, используя карточки - помощники.

Читают полученный результат по очереди по одной характеристике.


Познавательные УУД

Размышляют о знакомом музыкаль­ном произведении, высказывают сужде­ние об основной теме.


Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения

Физминутка

(1 мин)

Предлагает музыкальную игру «Слушай и делай» -игровой прием здоровьесбережения учащихся.

Ребята вместе с учителем играют в музыкальную игру с элементами движений. Надо двигаться согласно характеру музыки.

Личностные УУД

Выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока (12 мин)

Продолжает осмысление темы.

Задаёт вопрос:

- Есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях?



- Приведите примеры таких песен.




Отвечают на вопрос.

Называют причины возникновения таких музыкальных произведений.

Называют средства музыкальной выразительности современной героической музыки.






Дают предполагаемую характеристику музыки, рисуя образную картину услышанного.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Размышляют о знакомом музыкаль­ном произведении, высказывают сужде­ние об основной идее, средствах и фор­мах ее воплощения.


Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.


Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Этап вокально - хоровой работы (5 мин)

Предлагает послушать современную героическую песню «Офицеры»

Дают характеристику песне «Офицеры».

Объясняют, почему она является героической песней.

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Этап подведения итогов учебной деятельности. (3 мин)

Правы ли те люди, которые считают, что героическая песня современна и актуальна в наше время?

Принимают участие в итоговой беседе, делают вывод.


Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Выставление оценок.(2 мин)

Учитель подводит итоги урока, отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы.




Этап информации о домашнем задании

(1 мин)

Подготовить ответы на вопросы 3 – 4 на стр.37.

Выучить слова песни «Офицеры».

Записывают домашнее задание в дневниках.

Коммуникативные УУД

Используют образовательные ре­сурсы Интернета для поиска произведе­ний музыки. Собирают коллекцию музыкаль ных и литературных произведений

Познавательные УУД

Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности (2 мин)

Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает оформить смайлики настроения. (солнышко с лучиками)

На солнечные лучики приклеивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению

Личностные УУД

Интерес к различным видам творческой деятельности.



























Конспект урока Тема: «Героическая тема  в музыке русских композиторов»

Дата проведения: 22.10.2020г.


Тип урока: урок общеметодологической направленности (построения системы знаний)


Образовательные технологии: Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии, критического мышления.

Цель: формирование умения выявлять характерные  черты музыкальных произведений героического характера.

Задачи урока:

проверить знание ранее изученных музыкальных произведений;

повторить музыкальные термины «темп», «динамика», «ритм», «лад»;

научить характеризовать музыкальное произведение;

- выявить отличительные признаки музыкальных произведений на героическую тему;

побудить к самостоятельному прослушиванию музыкальных произведений.


Планируемые предметные результаты: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о новом музыкальном жанре – «кантата», сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности; применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Регулятивные: развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей; выбор способов решения проблем поискового характера;

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия.

Коммуникативные: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы:

уметь воспринимать окружающий мир во всем его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.

Планируемые личностные результаты:

1.наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;

2. реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) пения;

3.позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.



Учебно-методический комплекс:

интернет-ресурсы, фонохрестоматия;

ноутбук, проектор, колонки, экран;

- УМК: Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2015, стр.36 - 37;

карточки для игры «Угадай мелодию», для характеристики музыкальных произведений



Этап

 

1.

Организацион-ный момент


- Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. Я вижу, что сегодня у вас несколько утомлённый вид. Так давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Прошу всех садиться.

2.



























3.













4.

Мотивация



























Актуализация













Целеполагание

 - В начале нашего урока я предлагаю вам сыграть в «Угадай мелодию». С помощью сигнальных карточек покажите, к какой музыке будут относиться музыкальные фрагменты. Слушаем 1-й фрагмент.

- Хор «Вставайте, люди русские…» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»

(Подняли карточки) вы совершенно правы, сейчас прозвучал фрагмент классической музыки. Кто- то может сказать название этого произведения?

- Прозвучал хор «Вставайте, люди русские…» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

2. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» из оперы М.И. Глинки. 

- Вы прослушали арию Сусанина из одноимённой оперы М.И. Глинки. Вы верно показали карточку.

3. Р. Н. П. «Солдатушки, бравы ребятушки»

 (Подняли карточки) вы совершенно правы, сейчас прозвучал фрагмент народной музыки, точнее р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки».

 4. Музыка из к/ф «Пираты Карибского моря»

(Подняли карточки) вы совершенно правы, сейчас прозвучал фрагмент современной музыки. Кто- то может сказать, откуда эта музыка?

- Да, верно. Из  к/ф «Пираты Карибского моря».

Поочередно появляются картинки на слайде (четыре образа)

 - Прослушав четыре музыкальных фрагмента, мы можем сказать, что:

в классической музыке – герой Александр Невский – русский князь, великий полководец и герой Иван Сусанин – простой крестьянин;

в народной музыке – герои солдаты;

в современной  музыке – герои Карибского моря.

- Какая муз. тема объединяет все четыре произведения? (Героическая)

- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок сегодня?

- Запишите, пожалуйста, тему в свой опорный конспект. Прошу писать красиво и без ошибок. Кто затрудняется  - посмотрите на доску.

Сегодня на уроке нам необходимо научиться узнавать героическую музыку.

5.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Вспомните и назовите, с помощью каких выразительных средств  музыки  композиторы  передают образы в своих произведениях? Вместе со мной  заполним 1 столбец таблицы вашего опорного конспекта.

(работа с таблицей)

 Выразительные средства музыки

 

 

Темп

 

 

Динамика

 

 

Ритм

 

 

Лад

 

 



2) Характеристика выразительных средств героической музыки.

 - В начале урока вы прослушали фрагмент хора «Вставайте, люди русские…» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». А сейчас мы просмотрим видеофрагмент из фильма «Александр Невский», в котором героический образ полководца создал режиссер С. Эйзенштейн в 1938 году, когда в Европе уже разгорался пожар Второй Мировой войны. Образ А. Невского вдохновил С. Прокофьева на создание музыки к этому фильму. И этот фильм показывали на фронтах ВОВ для поднятия боевого духа солдат. 

Фрагмент из к/ф «Александр Невский». Хор «Вставайте, люди русские…»

- Давайте охарактеризуем каждое из выразительных средств музыки хора «Вставайте, люди русские», вписывая их во 2 столбец таблицы.

   Темп – скорость музыки, он  может быть медленным, умеренным, быстрым. Давайте вместе  прочувствуем, какой же темп во фрагменте хора «Вставайте, люди русские…». Давайте встанем и промаршируем.

Динамика – громко или тихо прозвучал хор из кантаты?

    Ритм – пульс музыки. Для того, чтобы определить какой ритм, давайте  карандашами по парте протактируем (пою и стучим).

     Лад– Какие два лада музыки мы с вами знаем? Мажор – грустный лад и минор – веселый лад музыки. Споем вместе первые две строки (поем грустно).

 

Выразительные средства музыки

Хор «Вставайте, люди русские…»

(кантата «Александр Невский»

С. Прокофьев)

 

Темп

Умеренный

 

Динамика

Громкая

 

Ритм

Четкий (ровный)

 

Лад

Минор

 

 

Выразительные средства героической музыки мы с вами охарактеризовали. Именно они способствуют определению характера музыки.

- В ваших опорных конспектах отметьте характерные  черты  героической музыки. Работаем  в группах по 2 человека.

  (мужественная, сильная, волевая, лирическая, спокойная, возвышенная, напевная, спокойная).

 -Презентация ответов (опросить группы, называют по одной характерной  черте, спросить кто не согласен?)

 Слова учителя: Я благодарю вас за хорошую работу.

 

6.

Закрепление изученного материала

 - Ребята, скажите, а есть ли место  героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)

-Приведите примеры таких песен и докажите.

(«День победы», «Священная война», «Здесь птицы не поют»)

 - А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?

(мужественный, сильный и т.д.)

- Совершенно верно!

Слова учителя: - Я благодарю вас за хорошую работу и в подарок примите песню, которая соответствует теме нашего урока.  

Песня « Офицеры»

 - Трогательная и красивая песня, призывающая помнить тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее, за мирное небо над головой, за жизнь. Мы отдаём дань памяти этим людям и помним о них всегда. А героическая тема в музыке продолжает жить уже много-много веков.

7.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

- О какой героической музыке: народной, современной или классической  вам хотелось бы узнать более подробно? Используйте сигнальные карточки для ответа.

(поднимают карточки)

8.

Домашнее задание

Дома ещё раз прослушайте арию Ивана Сусанина и определите выразительные средства, использованные композитором М.И. Глинка. Подумайте, почему он выбрал именно их.

9.

Итоги урока

- Итак. Я надеюсь, всё, что вы сегодня узнали на уроке, вам когда-то пригодится в жизни. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу и дарю вам слова песни в подарок!





Спасибо за внимание! Урок окончен!



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации