Разработка урока по обществознанию в 7 классе по теме «Почему важны законы»
Тема урока: Почему важны законы
Тип урока: изучение новой темы.
Общие цели:
1. Предметные: ввести термины «закон», «нормативно-правовой акт», «справедливость», сформировать представление о функциях закона в обществе; познакомить с ФЗ «Об образовании», разобрать права и обязанности учащихся.
2. Метапредметные:
познавательные УУД: развивать умения работы с текстом, находить нужные ответы на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух, анализировать, сравнивать и дополнять полученную информацию;
регулятивные УУД: формировать умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному и индивидуальному выполнению учебной задачи, формировать умение контролировать время при выполнении самостоятельной работы, формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
коммуникативные УУД: способность формулировать и четко выражать свои мысли, слушать других и вступать в диалог, отстаивать собственное мнение.
3. Личностные: формирование у учеников представлений о справедливости и стойкого законопослушного поведения.
Оборудование: учебник, презентация, кроссворд.
Конспект урока:
Орг. момент
Проверка присутствующих, готовности учеников к занятию.
Повторение изученного
Цель этапа: актуализация знаний по пройденной теме
На доске кроссворд, решаем сообща
Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами (обряд)
Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.(манеры)
Последовательность действий (привычка)
Закон, или постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах (правило)
Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (ритуал)
Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности (право)
Правила или образцы действий, одобряемые обществом (обычаи)
Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм (санкции)
Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах (этикет)
У вас должно получиться слово, которое связывает эти слова в единое целое.
Это слово ДЕКЛАРАЦИЯ
Словарная работа:
ДЕКЛАРАЦИЯ - документ, определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод граждан.
-Когда была принята декларация? /10 декабря 1948 г./
-Какие права человека закреплены в нашей Конституции? (на доске учащиеся крепят схему)
Как вы думаете важно соблюдать права человека?
Важно ещё и потому, что это законы нашего государства.
Изучение нового материала.
Ребята, мы с вами только поговорили о документах, законах, где записаны наши права, о том, что они по-разному закреплены и за их нарушение мы несем различную ответственность; В связи с этим предположите, тема нашего сегодняшнего урока? Подсказка на доске
? НЫЖВА КЫЗОНА
Записываем тему в тетради
Ставится проблемная задача: в конце урока ученики должны будут ответить на вопрос: зачем вообще нужны законы.
3. Изучение новой темы
1) Закон устанавливает порядок в обществе.
Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок – это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «закон»?
Словарная работа
Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
- Как вы думаете, какой могла бы быть жизнь без законов?
- Чем грозит государству отсутствие законной власти?
- Зачем люди принимают законы?
- Почему важно соблюдать законы?
Работа в парах(один ученик на доске крепит схему)-проверяем, уточняем
К сожалению, люди далеко не всегда соблюдают законы, в чем очень легко убедиться.
ПРИВЕДИТЕ примеры с жизни, личного опыта
У вас на столах лежат листы бумаги. В них описаны жизненные ситуации. Ваша задача, работая с Конституцией РФ определить какими правами воспользовались люди, а может права людей были нарушены. Работа в парах.
Ситуации:
Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение ,но только автором был уже не он.
Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.
Найдите ошибку в тексте:
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за умеренную плату. Государство обязано содержать и развивать систему здравоохранения.
Оксану не захотели принять в10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала.
Разбираем обязанности обучающихся
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план…
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Это неполный перечень обязанностей. Есть также широкий перечень прав, причем не только у учеников, но и у учителя. Оцените свое соблюдение вышеперечисленных обязанностей.
2. Закон стремится установить справедливость.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ- это когда каждый получает то, на что имеет право.
Люди всегда стремились каким- либо способом утвердить справедливость. И нашли самый надёжный способ- с помощью законов. Может, кто ни будь, мне назовет, какие есть в истории примеры законов? (Русская Правда, Соборное уложение)
Наша Конституция – закон законов и служит главным образцом справедливости. Приведите мне примеры из Конституции тех статей, которые на ваш взгляд являются наиболее справедливыми.
ФИЗМИНУТКА
предлагается ряд ситуаций; они должны оценить, что является справедливым, а что нет и почему:
1) Два ученика выполняли олимпиадные задания по математике. Один решал честно, другой пронес в кабинет телефон и пользовался интернетом. Победу одержал второй ученик (несправедливо, ученики оказались в неравных условиях).
2) Ваня – староста класса и главный задира – разбил окно в кабинете. Из страха наказания подговаривает одноклассников дружно списать всю вину на тихого двоечника Женю. Но учитель решает не верить детям на слово, а посмотреть записи с камер наблюдения. Настоящий виновник разоблачен (справедливо, виновник обнаружен и понесет наказание).
?
Во всех этих историях есть как минимум две стороны: которая поступает по справедливости, и которая справедливость нарушает. Как думаете, а что нужно было, чтобы справедливость восторжествовала. (Ответ учеников: кто-то третий, кто посмотрит на ситуацию со стороны и сможет рассудить, кто прав, кто виноват).
? Кто это и что это? (Ответ учеников: Суд, судьи).
Скажите,, а что является символом суда? И вообще справедливого судопроизводства? (Ответ учеников: древнегреческая богиня Фемида).
- Почему Фемиду изображают с мечом, весами и завязанными глазами? (Весы – символ справедливости; меч – символ неотвратимости наказания; повязка – символ беспристрастности; неважно, кто перед судом, он понесет наказание согласно своему проступку).
3. Закон устанавливает границы свободы поведения.
СВОБОДА-это отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию. Но ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Хочется вспомнить пример такой побасенки, которую любят рассказывать юристы:
Жили- были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Как вы думаете , что сказал судья этому человеку?
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику : « Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.
На нашей планете людей много, у каждого свои интересы, своя свобода и подумайте, что будет, если вдруг все решат стать абсолютно свободными.
Русскому мыслителю и революционеру XIX в. Михаил Александровичу
Бакунину принадлежит выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».
- Как вы понимаете данное выражение? (Возможный ответ учеников: у каждого человека есть свои права и обязанности, и все, кто его окружают, должны относиться к ним с уважением.)
По сути, цель существующего закона (в идеале) – это охранять нашу личную свободу, неприкосновенность, устанавливать рамки дозволенного поведения, защищать нас от людей, не соблюдающих закон, считающих возможным посягать на нашу свободу.
4. Закрепление
- Ребята, давайте попробуем на основе всего услышанного заполнить кластер, это и будем итогом нашего урока.
Последняя строка кластера –ответ на проблемный вопрос, который звучал в начале урока
5. Рефлексия (2 мин.)
- Что нового узнали на уроке?
- Какие навыки работы отрабатывали?
- Довольны ли своей работой на уроке?
Д/З: §3, записи в тетради.
Вопрос: Что могло бы произойти, если бы все законы вдруг исчезли бы?
Ученики предполагают. Зачем учитель показывает короткое видео с предположением, чтобы случилось с миром, если бы на 24 часа перестали действовать все законы, предварив вопросом: ученики должны подумать, согласны ли они с автором ролика или нет, почему.