Разработка урока по теме «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока по теме «Оттепель» в духовной жизни»
Тип урока: двухпредметный интегрированный урок истории и литературы, изучение нового материала
Использование технологий: технология межпредметной интеграции, ИКТ, технология дифференцированного обучения
Класс: 11
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры в период «оттепели», показать роль литературы в духовном обновлении общества.
Методы: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
Средства обучения (в том числе технические средства обучения): компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Программные средства:
Microsoft Word
Microsoft Power Point
Internet Explore
План урока:
Преодоление сталинизма в литературе и искусстве (учитель истории).
Особенности развития литературы в период «оттепели». А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (учитель литературы).
Противоречивый характер «оттепели» (учитель истории).
Итоги «оттепели» в духовной сфере (учитель истории).
Задачи урока истории:
выяснить, что означала политика «оттепели» в духовной сфере;
выявить противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере;
сформировать собственное суждение учащихся о периоде «оттепели», понимание исторических причин событий и явлений, их значения для последующего развития страны;
продолжить формирование умений учащихся работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы и отстаивать их в ходе дискуссии, использовать приобретённые знания и умения при написании творческих работ;
воспитывать у учащихся чувство уважения к истории, стремление к глубокому её изучению, побудить к знакомству с достижениями культуры и системой ценностей в духовной сфере.
Виды организации деятельности учащихся:
лекция учителя;
беседа;
создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов;
организация работы учащихся с документами;
дискуссия.
Задачи урока литературы:
дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов XX в., показать значение А.И.Солженицына в литературе и развитии общественной мысли в стране; познакомить с рассказом «Один день Ивана Денисовича» и выявить особенности изображения главного героя и действительности;
развивать устную и письменную речь учащихся, логическое и аналитическое мышление;
способствовать формированию таких черт характера, как порядочность, трудолюбие, воспитывать уважение к личности, а также способствовать правовому воспитанию учащихся.
Виды организации деятельности учащихся:
аналитическая беседа по содержанию рассказа (коллективная форма деятельности);
устные сообщения учащихся (индивидуальная форма деятельности, использование дифференцированного подхода, создание ситуации успеха);
рецензирование сообщения (индивидуальная форма деятельности);
работа с документом, с текстом;
задания дифференцированного характера, обобщающие полученные знания и осуществляющие контроль (индивидуальная форма работы);
дифференцированное творческое задание.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя истории: сообщение темы урока, плана урока, задачи.
(слайды № 1)
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни.
Вопрос ученикам: с какими главными событиями были связаны эти перемены?
(слайд № 2)
Известный советский писатель И.Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным разливом мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать лёгкий морозец.
На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.
(слайд № 3)
Автор |
Произведение |
Задание для учащихся: заполнить таблицу. (Учебник, стр. 399 – 401)
Вопрос ученикам: что означала политика «оттепели» в духовной сфере?
(слайд № 4 «Проверь себя»)
Политика «оттепели» способствовала рождению нового направления в советской литературе – обновленческого, главными признаками которого были преодоление сталинизма в литературе и искусстве, начало духовного раскрепощения, понимание необходимости существования различных литературных школ и направлений.
(слайд № 5)
Однако власть признала публикацию многих произведений «вредной» и отстранила А.Твардовского от руководства журналом «Новый мир». Попытки А.Фадеева добиться изменения стиля руководства Союза писателей и его отношений с ЦК КПСС привели к опале, а затем и к гибели писателя.
Искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до уровня мальчишек, уничтожали, «идеологически ругали и считали это партийностью»
Из предсмертной записки А.Фадеева
(слайд № 6)
Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. Регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Ответственность за «перегибы» была возложена на Сталина, Берию, Молотова, Маленкова.
В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и других, в которых признавались несправедливыми прежние оценки Д.Шостаковича, С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Г.Попова.
(слайд № 7)
В то же время другие постановления 40-х годов по идеологическим вопросам не отвергались, так как «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение».
Таким образом, политика «оттепели» в духовной сфере имела вполне определённые границы.
(слайд № 8)
Работа с документом.
Вопросы к документу |
Из выступлений Н.С.Хрущёва перед деятелями литературы и искусства |
Какие границы творческой свободы устанавливались Н.С.Хрущёвым? Насколько определёнными они были? Выскажите своё понимание того, что Хрущёв называл «идейными шатаниями». |
Вовсе не означает, что теперь после осуждения культа личности наступила пора самотёка, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывёт по воле волн и каждый может своевольничать…Нет. Партия проводила и будет твёрдо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний. |
Много лет спустя Н.С.Хрущёв так говорил о своих выступлениях: «Мне не надо было лезть в это дело. Я ведь глава государства был. Это не моё дело было. Но вот азарт…»
Вопрос ученикам: почему глава партии и государства был столь активен в своих встречах с интеллигенцией? Только ли азартом объяснялось его поведение или были другие, более глубокие, причины?
Ведение урока передаётся учителю литературы.
(слайд № 9)
II.Рассказ учителя литературы.
События, происходившие в литературном мире, отражали противоречивость периода «оттепели». «Дело Пастернака» - яркий пример допустимых пределов «оттепели».
Судьба романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» драматична - роман, в центре которого должна была оказаться революционная эпоха, был задуман автором ещё в 1917 г., но только после Великой Отечественной войны появилась слабая надежда на возможность выражать свои мысли.
Закончен он был в 1955 г. и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, так как в нём усмотрели искажённое изображение революции и места интеллигенции в ней. Роман был напечатан в Италии, а в 1958 г. автору была присуждена Нобелевская премия. На родине же Пастернака исключили из Союза писателей, настойчиво вытесняли из страны, вынудили отказаться от Нобелевской премии.
Что же в романе вызвало такую реакцию властей?
Главный герой романа не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения. Он убеждён в необходимости нравственного выбора, в котором и проявляется свобода человека.
Именно эта проблема нравственного выбора личности лежит и в основе рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», у которого оказалась другая судьба.
Об этом рассказе мы поговорим сегодня подробнее. Но сначала - несколько слов об авторе этого замечательного произведения.
(слайд №10)
Сообщение ученика о А.И.Солженицыне. Запись плана сообщения в тетрадях. Вопросы учащихся к докладчику. Рецензия на сообщение.
Слово учителя:
Действительно, Солженицын стал известен всей стране в 1962 г. с выходом «Одного дня Ивана Денисовича». Вот первое впечатление редактора журнала «Новый мир» А.Твардовского, прочитавшего рукопись ночью, в один присест, не отрываясь: «Ничего подобного давно не читал. Ни капли фальши».
«Я был оглушён, потрясён, - писал Вячеслав Кондратьев, - наверное, первый раз в жизни так реально осознал, что может правда. Это было не только слово, но и дело».
Г.Бакланов говорил: «С выходом в свет повести Солженицына стало ясно, что писать так, как мы до сих пор писали, нельзя».
(слайд № 11)
Вопрос ученикам: чем же поразил рассказ Солженицына? Ответим на этот вопрос в процессе анализа рассказа.
Сообщение ученика об истории создания «Одного дня Ивана Денисовича», о жанре произведения.
(слайд № 12)
Беседа с учащимися по вопросам:
- Каково ваше впечатление от рассказа?
- Восстановите прошлое Ивана Денисовича.
В 1941 г. он, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, попадает в
советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в
живых – подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность
в том, что даже следователь не может придумать,
какое же задание было дано «шпиону».
- Почему день, описанный в рассказе, кажется Шухову «почти счастливым»?
«Почти счастливый» день не принёс особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие
несчастья в условиях, которые изменить нельзя. «В карцер
не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не
заболел – что же ещё?»
- Почему автор выбрал именно счастливый день?
Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые?
- Согласны ли вы с определением «счастливый»?
(слайд № 13)
- Что помогает герою выстоять, остаться человеком?
Шухов живёт в согласии с собой. Он сохранил нравственную основу. Ему доверяют, так как он честен, порядочен,
живёт по совести. Приспособляемость Шухова не имеет ничего
общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов работает добросовестно, как на воле, как у себя.
Для него в работе – достоинство и радость мастера. В нём есть практичная крестьянская бережливость. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь
помогают ему выстоять.
- Кто из героев противопоставлен Шухову? Кого автор называет «дерьмом»?
Кинорежиссёр Цезарь Маркович, дневальные по бараку, десятник, «наблюдатель»
Шкуропатенко, парикмахер.
- Для чего, с какой целью автор показывает жизнь заключённых?
Чтобы обвинить власть, показать бесчеловечность условия
жизни ни в чём не повинных людей, произвол властей,
советскую жизнь, которая низводит людей до уровня животных.
И в этом – гуманизм Солженицына.
- Что же поразило современников Солженицына в рассказе? В чём новаторство Солженицына?
Вывод учителя:
В лице незлобивого, терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к слабостям других и непримиримость к нравственным порокам. Солженицын показал, что даже в таких условиях у каждого есть выбор: остаться человеком или потерять человеческий облик. Именно такие люди, как Шухов, составляют нравственную основу общества.
- Как восприняли власти это произведение?
«Один день Ивана Денисовича» выдвинут на Ленинскую премию, однако сказывается энергичное
противодействие защитников коммунизма. Премии Солженицын
не получает, исподволь начинается кампания клеветы.
В 1965 г. перекрываются возможности публикации.
В ноябре 1969 г. Солженицын исключён из Союза писателей.
История повторяется. В 1974 г. Солженицын арестован, лишён
гражданства и выслан в ФРГ. В 1975 г. получает Нобелевскую
премию. Произведения его издаются на многих языках мира.
(слайды № 14, 15)
Работа с документом. Прочитайте отрывок из Нобелевской лекции А.И.Солженицына. Ответьте на вопрос: что писатель считал одной из главных своих задач?
«На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не каждому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие – может быть, с большим даром, сильнее меня – погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГе, рассыпанном на дробное множество островов, да под жерновом слежки и недоверия не со всяким разговорился, об иных только слышал, о третьих только догадывался. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны,- но сколько не узнанных, ни разу публично не названных! И почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребённая не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги. Ни на миг не прерывалась русская литература! – а со стороны казалась пустынею. Где мог бы расти дружный лес, осталось после всех лесоповалов два – три случайно обойдённых дерева.
И мне сегодня, сопровождённому тенями павших, и со склонённой головой пропуская вперёд себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня – как угадать и выразить, что хотели бы сказать они?»
Дифференцированное задание: письменно ответить на вопрос.
Базовый уровень:
В чём заключается обвинительная сила произведения Солженицына?
«Мал с виду Иван Денисович, робок, услужлив. Но не обманитесь.Не слишком-то полагайтесь на первое впечатление. Спросите лучше у Солженицына, он его очень хорошо знает. Он вам покажет в этом человеке многое такое, что наполнит ваши сердце гордостью не только за героя повести, но и за человека русского, за человека советского» (С.Д.Артамонов)
Есть ли в образе Ивана Денисовича то, что наполняет «сердце гордостью» за человека?
Повышенный уровень:
Писатель Борис Балтер, обсуждая рассказ Солженицына, говорил:
«Я не люблю его героя. Иван Денисович принял правила игры здесь, в лагере, как принял когда-то колхозы. Посади его на вышку – он будет стрелять из пулемёта».
Согласны ли вы с мнением Б.Балтера? Обоснуйте свой ответ.
Продолжение урока учителем истории.
(слайд № 16)
III. Рассказ учителя:
Выход в свет произведений Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей, стали настоящим потрясением для общества.
Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Н.С.Хрущёв обращал внимание писателей на то, что « это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» регулярно подвергались писатели и поэты А.Вознесенский, Д.Гранин, В.Дудинцев, Е.Евтушенко, К.Паустовский, скульптор Э.Неизвестный, режиссёр М.Хуциев, многие художники, философы, историки.
В декабре 1962 г. Н.С.Хрущёв, уверовав в своё право судить какое искусство нужно советскому народу, подверг разносу выставку абстракционистов, открывшуюся в Манеже.
(слайд № 17)
В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы – экспериментаторы Э. Белютин, Юло Соостер, Б.Жутовский, скульптор Э.Неизвестный.
На трёх встречах партийного руководства с творческой интеллигенцией в 1962 и 1963 годах всем тем, кто в своём творчестве стремился отойти от устаревших догм и канонов, был наклеен ярлык людей извращённых, «у которых мозги набекрень».
(слайд № 18)
Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М.Шолохова, «Тишина» Ю.Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М.Калатозова, «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г.Чухрая), получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму.
Характерной приметой времени стала реабилитация осуждённых в сталинские времена деятелей искусства. Публиковались стихи С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, рассказы М.Зощенко. Зазвучали творения С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Стравинского, Бартока.
(звукозапись музыки к балету С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»)
В период «оттепели» началось творчество Ф.Абрамова, В.Астафьева, А.Вознесенского, В.Аксёнова, В.Войнович.
(слайд № 19)
IV. Духовное раскрепощение советских людей в годы «оттепели» не было и не могло быть полным. Либеральные настроения захватили лишь достаточно узкий слой интеллигенции, но именно они готовили почву для грядущей перестройки. Десятилетие, ставшее для страны своего рода эпохой, дало название определённому типу людей, которых называют «шестидесятниками», в последующем в значительной степени реализовавших идеи «оттепели».
Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам:
Почему 10 лет правления Н.С.Хрущёва называют трудными?
Почему Н.С.Хрущёв сначала ослабил цензуру за деятельностью интеллигенции, а потом вновь началось ограничение творческой свободы?
Какие черты характера поколения шестидесятников вам импонируют, вызывают уважение, а какие – непонимание?
Домашнее задание:
Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Уроки хрущёвской «оттепели» в сфере духовной жизни»
или
прочитать рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и написать отзыв, сравнив его с рассказом «Один день Ивана Денисовича»
(слайд № 20)
Литература:
- Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт.- М.:Просвещение, 2009.
- Дмитренко В.П. История Отечества. XX век. 11 класс: пособие для общеобразовательных учебных заведений/В.П. Дмитренко, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков. – М.:Дрофа, 2009.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.. 11 класс. II полугодие- М.: Вако, 2010
- Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича.- М.:Просвещение, 2000 г
- Использованы фотографии и картинки с диска Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 г. (10 дисков) и с сайтов:
- www.skorta.ru
- www.bookateka.ru
- www.khatchatrian.ru
Светлана Николаевна Богницкая