Технологическая карта урока информатики на тему «Графические информационные модели. Графы»
Технологическая карта урока информатики по теме
«Графические информационные модели. Графы.»
Учитель: Литвинова Вера Александровна
Класс: 8
Авторы УМК: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Место урока в разделе: 2 урок в разделе "Информационное моделирование" |
|
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Графические информационные модели. Графы», раздаточный материал – карточки с заданиями (сайт https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=3).
Методы обучения: наглядные, словесные, познавательные игры
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Лицензионные ЭОР: Комплект цифровых образовательных ресурсов, помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
Логическая схема понятий по теме "Информационное моделирование" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c62c019-98d2-4e42-bae3-608658d80e1a/view/
Примеры графических моделей. Демонстрация к лекции. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3dd1e52a-3f13-4041-abb2-f2db9c2e8fca/view/
Интерактивный задачник, раздел "Графические модели" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1b72afbc-9200-485a-a051-68a64aed7bdc/view/
Собственный ЭОР:
тренажер «Виды графов» https://litvinovava.my1.ru/index/vidy-grafov/0-16
Образовательная технология: информационно-коммуникационная технология, технология обучения в сотрудничестве (при работе с тренажером «Виды графов»)Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Цель урока: Сформировать понятие «граф», охарактеризовать составные части графа, научить ориентироваться в граф-моделях.
Задачи урока:
Предметные: представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей;
Метапредметные: владение информационным моделированием как важным методом познания;
Личностные: представление о сферах применения информационного моделирования.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление основных понятий раздела «Модели и моделирование».
2) обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях;
3) рассмотрение примеров использования графов как разновидности информационных моделей.
4) применение теории графов для решения задач;
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД
|
|
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
|
Создать благоприятный психологический настрой на работу. |
Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.
|
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учеников к уроку, самоопределение. |
|
2. Тестовый опрос + самопроверка + проверка домашней работы (3 мин) |
Закрепление пройденного материала, выявление уровня усвоения, проверка выполнения домашнего задания |
Происходит процесс актуализации знаний, полученных на прошлом уроке (по теме «Что такое моделирование»). Вызывает несколько учащихся к доске для проверки домашнего задания. |
2 ученика у доски выполняют домашний номер, остальные пишут тестовую работу(1-5 баллов) и выполняют самопроверку, выставляют баллы за тест. |
Познавательные УУД: - развитие познавательной активности |
|
3. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Организует актуализацию имеющихся знаний об информации. - Какими виды моделей вы используете чаще всего на уроках математики, физики, географии? -Графические модели несут большое количество информации, поэтому их еще называют информационными. - Что можно отнести к графическим моделям? - Вы правы, но это далеко не полный перечень. - С моделями под названием Графы мы и будем знакомиться, как с разновидностями информационных моделей. - Вы догадались, какая тема нашего урока?
- Какова цель урока?
|
Настраиваются на учебно-познавательную деятельность, отвечая на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. - графическими;
- чертежи, графики, карты, схемы и т.д. С помощью учителя ставят проблему урока, цель и способы ее достижения.
- Графические информационные модели. Графы. - познакомиться с разновидностями графических моделей - научиться применять графические модели для решения задач. |
Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка основных моральных норм Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание |
|
4.Усвоение новых знаний (10 мин) |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы |
Просмотр презентации + запись с экрана в тетрадь. Показывает логическую схему понятий по теме "Информационное моделирование". Введение понятия «графа», его структурных элементов (вершин, ребер). Обращает внимание, что граф отображает элементарный состав системы и структуру связей. Рассказывает про виды графов. Вводит возможное обозначение «пути». вводится понятие ориентированного графа. На примере показывает структурные элементы ориентированного графа (вершины, дуги, петли).
|
- Смотрят, слушают, записывают определение графов: граф- это схема, в которой объекты изображаются геометрическими фигурами, а связи между ними – прямыми линиями – ребрами. Учащиеся заносят изображение графа в тетрадь, обозначаю его структурные элементы. Изучают схему. |
Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения |
|
5.Первичное закрепление материала (10 мин) |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Организует работу с ЭОР тренажером «Виды графов»
|
Выполняют задание. Работают в группах с тренажером и обсуждают полученные результаты . |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений систематизации объектов; |
|
Работа с использованием ЭОР- тренажера «Виды графов» |
Работа с Интерактивным задачником, (Единая коллекция ЦОР, раздел "Графические модели" |
||||
6. Физкультпауза. (2 мин) |
Эмоциональная разрядка. |
Включает физкультминутку для глаз. |
Выполняют физкультминутку для снятия утомления |
Здоровье сберегающая методика для снятия утомления. |
|
7. Применение изученного материала для решения коммуникативной задачи (10 минут) |
Формирование умения применять теоретические положения, формирование умений работать по образцу. |
Организует работу в группах и по одному над решением задач на поиск кратчайшего пути (раздаточный материал). Организует работу на компьютерах с интерактивным задачником, из Единой коллекция ЦОР, раздел "Графические модели"
|
Работают над решением задач с раздаточных карточек в тетради. Работают с интерактивным задачником, из Единой коллекция ЦОР, раздел "Графические модели" в режиме тренировки. |
Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Познавательные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
|
Вариант 1 Вариант 2 |
|||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
§ §7, задания 2, 4 в тетрадь §8, задание 5 в тетрадь |
Записывают домашнее задание. |
Личностные: формирование навыков самоорганизации формирование навыков письма |
|
9. Рефлексия. (2 мин) |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. |
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия |
Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Литература:
Информатика: методическое пособие для 7–9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 160 с.
Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
«Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.