Технологическая карта урока информатики на тему «Графические информационные модели. Графы»

3
0
Материал опубликован 15 June 2021

Технологическая карта урока информатики по теме

«Графические информационные модели. Графы.»

Учитель: Литвинова Вера Александровна

Класс: 8

Авторы УМК: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Место урока в разделе: 2 урок в разделе "Информационное моделирование"

 

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Графические информационные модели. Графы», раздаточный материал – карточки с заданиями (сайт https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=3).

Методы обучения: наглядные, словесные, познавательные игры

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Лицензионные ЭОР: Комплект цифровых образовательных ресурсов, помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

Логическая схема понятий по теме "Информационное моделирование"  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c62c019-98d2-4e42-bae3-608658d80e1a/view/

Примеры графических моделей. Демонстрация к лекции http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3dd1e52a-3f13-4041-abb2-f2db9c2e8fca/view/

Интерактивный задачник, раздел "Графические модели"  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1b72afbc-9200-485a-a051-68a64aed7bdc/view/

Собственный ЭОР:

тренажер «Виды графов» https://litvinovava.my1.ru/index/vidy-grafov/0-16

Образовательная технология: информационно-коммуникационная технология, технология обучения в сотрудничестве (при работе с тренажером «Виды графов»)

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Цель урока: Сформировать понятие «граф», охарактеризовать составные части графа, научить ориентироваться в граф-моделях.

Задачи урока:

Предметные: представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей;

Метапредметные: владение информационным моделированием как важным методом познания;

Личностные: представление о сферах применения информационного моделирования.

Решаемые учебные задачи:

1) закрепление основных понятий раздела «Модели и моделирование».

2) обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях;

3) рассмотрение примеров использования графов как разновидности информационных моделей.

4) применение теории графов для решения задач;

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

 

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

 

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

 

 

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учеников к уроку, самоопределение.

2. Тестовый опрос + самопроверка + проверка домашней работы

(3 мин)

Закрепление пройденного материала, выявление уровня усвоения, проверка выполнения домашнего задания

Происходит процесс актуализации знаний, полученных на прошлом уроке (по теме «Что такое моделирование»).

Вызывает несколько учащихся к доске для проверки домашнего задания.

2 ученика у доски выполняют домашний номер, остальные пишут тестовую работу(1-5 баллов) и выполняют самопроверку, выставляют баллы за тест.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

3. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует актуализацию имеющихся знаний об информации.

- Какими виды моделей вы используете чаще всего на уроках математики, физики, географии?

-Графические модели несут большое количество информации, поэтому их еще называют информационными.

- Что можно отнести к графическим моделям?

- Вы правы, но это далеко не полный перечень.

- С моделями под названием Графы мы и будем знакомиться, как с разновидностями информационных моделей.

- Вы догадались, какая тема нашего урока?

 

- Какова цель урока?

 

Настраиваются на учебно-познавательную деятельность, отвечая на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение.

- графическими;

 

 

 

- чертежи, графики, карты, схемы и т.д.

С помощью учителя ставят проблему урока, цель и способы ее достижения.

 

- Графические информационные модели. Графы.

- познакомиться с разновидностями графических моделей

- научиться применять графические модели для решения задач.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка основных моральных норм Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные: развитие логического мышления, знание

4.Усвоение новых знаний

(10 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

Просмотр презентации + запись с экрана в тетрадь.

Показывает логическую схему понятий по теме "Информационное моделирование".

 Введение понятия «графа», его структурных элементов (вершин, ребер).

Обращает внимание, что граф отображает элементарный состав системы и структуру связей.

Рассказывает про виды графов.

Вводит возможное обозначение «пути».

вводится понятие ориентированного графа.

На примере показывает структурные элементы ориентированного графа (вершины, дуги, петли).

 

- Смотрят, слушают, записывают определение графов: граф- это схема, в которой объекты изображаются геометрическими фигурами, а связи между ними – прямыми линиями – ребрами.

Учащиеся заносят изображение графа в тетрадь, обозначаю его структурные элементы.

Изучают схему.

Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи

умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

5.Первичное закрепление материала

(10 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организует работу с ЭОР тренажером «Виды графов»

 

Выполняют задание.

Работают в группах с тренажером и обсуждают полученные результаты

.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений систематизации объектов;

Работа с использованием ЭОР- тренажера «Виды графов»

t1623742481aa.png

Работа с Интерактивным задачником, (Единая коллекция ЦОР, раздел "Графические модели" 

t1623742481ab.jpgt1623742481ac.jpg

6. Физкультпауза.

(2 мин)

Эмоциональная разрядка.

Включает физкультминутку для глаз.

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровье сберегающая методика для снятия утомления.

7. Применение изученного материала для решения коммуникативной задачи

(10 минут)

Формирование умения применять теоретические положения, формирование умений работать по образцу.

Организует работу в группах и по одному над решением задач на поиск кратчайшего пути (раздаточный материал).

Организует работу на компьютерах с интерактивным задачником, из Единой коллекция ЦОР, раздел "Графические модели" 

 

Работают над решением задач с раздаточных карточек в тетради.

Работают с интерактивным задачником, из Единой коллекция ЦОР, раздел "Графические модели" в режиме тренировки.

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Познавательные

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Вариант 1 Вариант 2

t1623742481ad.pngt1623742481ae.png

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(3 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§ §7, задания 2, 4 в

тетрадь

§8, задание 5 в тетрадь

Записывают домашнее задание.

Личностные: формирование навыков самоорганизации формирование навыков письма

9. Рефлексия.

(2 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
 

Литература:

Информатика: методическое пособие для 7–9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 160 с.

Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

«Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации