12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алексеева людмила26 |
Решение задач на моделирование с помощью графов для учащихся 6 классов
Тема урока: Решение задач с помощью моделирования на графах.
Цели урока: Организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
- приобретение на основе УМК Семакина И.Г. «Информатика 9» новых знаний и умений, применение их на практике;
- формирование представления объектов окружающей действительности в виде графических информационных моделей
- научить решать задачи ЕГЭ с помощью моделирования на графах;
- формирование способности обучающихся к новому способу действия;
- контроль усвоения изученной ранее теории;
- формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока: Изучение учащимися теоретического и практического содержания урока
образовательные:
обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях;
выявление достоинство применения моделирования на графах при решении задач;
содействие успешному усвоению учащимися учебного материала.
содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.
развивающие:
развитие познавательных и исследовательских способностей обучающихся;
развитие приёмы умственной деятельности (умение анализировать, обобщать, делать выводы);
развитие умения выносить самостоятельные аргументированные решения;
развитие целостного представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;
развитие способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
развитие понимания значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
развитие критического мышления.
воспитательные:
формирование умения и навыков безопасного использования сети Интернет;
способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
воспитание культуры общения, сетевого этикета обучающихся;
формирование умений рационального использования ресурсов;
создание условий для правового воспитания учащихся;
формирование коммуникативных качеств личности;
формирование навыков работы в команде, выполняя разные социальные роли;
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности, применения знаний и умений
Оборудование урока:
1. Персональные компьютеры.
2. Интерактивная доска.
3. Проектор.
5. Листы с задачами.
6. Презентация для интерактивной доски.
6.Электронные образовательные ресурсы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||
Знать: Понятия модель, моделирование. Типы моделей. Виды графических информационных моделей. Определять тип графов (цепь, цикл, сеть, дерево); Понимать: Назначение графов, различие между типами моделей, построенных на графах; Использование графов в различных учебных предметах (информатика, биология, химия, геометрия и др.) и в повседневной жизни. Уметь: Самостоятельно выделать и формулировать познавательной цели. | Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи. Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Приемы саморегуляции. | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение строить логические универсальные действия: классификация объектов по выделенным признакам. Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознанное построение речевых высказываний. Взаимоконтроль, взаимопроверка, работа в группе. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. | Рефлексия собственной деятельности. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Умение вести диалог, критически мыслить, анализировать высказывания других, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность. |
Примерная структура урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
Организационный момент | Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального настроя. Проверка готовности к уроку. Объявление темы и целей урока. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | ||||||||||||||
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Подготовить к восприятию учебного материала - демонстрация слайда с примерами схем, графом на экране. | Мотивирует обучающихся на активную познавательную деятельность. Предлагает учащимся задание из интерактивных тестов сайта Найти к каждой предложенной модели ее вид
Необходимо правильно подобрать пару. Следит за правильностью выполнения задания. Второе задание рассмотреть всевозможные классификации моделей: по фактору времени, по способу представления, по способу восприятия, по способу создания.
Учитель вовлекает в работу всех учащихся. К каким видам графов относятся данные изображения? Привести примеры, где в жизни информация может быть представлена такими графами?
| Умение различать информационные модели. Умение классифицировать заданные модели. Учащийся формулирует вопрос и адресует его конкретному однокласснику. Данный ученик отвечает на вопрос в соответствии с указанным в тесте заданием. Учащиеся определяют вид графа. Приводят примеры использования графов в различных учебных предметах и повседневной жизни. | ||||||||||||||
Определение темы, цели и задач урока. Активизация самостоятельного мышления. Постановка проблемного вопроса. | Учитель подводит итог повторения и актуализации опорных знаний. Нацеливает учащихся на формулирование цели и задач урока. Определяет тему урока. Вводит новую тему урока. Просит по рисунку назвать вершины, ребра графа; привести примеры цепей и циклов в графе. Определить, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (если длина кратчайшего пути между ними больше, чем длина кратчайшего пути между любыми другими двумя пунктами). | Описывают структуру графа: называют вершины, ребра графа, перечисляют цепи, циклы в графе. Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности. | |||||||||||||||
Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока Введение понятия «дерево» как графа иерархической структуры. Использование графов при решении задачи о поиске и сортировке информации в БД. Использование графов при решении задачи на определение кратчайшего пути . Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | Провести сравнительный анализ идентификаторов ID, определяющих данные человека в задаче 1. Провести сравнительный анализ. Указать длину кратчайшего пути между наиболее удаленными друг от друга пунктами. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание», создание проблемной ситуации. | Обучает, используя полученные знания в повседневной и учебной деятельности, отстаивать свою точку зрения, решать познавательные проблемы. Учит анализировать информацию, принимать решение, организовывать совместную деятельность с одноклассниками.
| Умеют использовать информационные ресурсы в повседневной и учебной деятельности. Владеют способами доказательства собственной точки зрения, умением анализировать и систематизировать информацию. Проводят сравнительный анализ. Преобразовывают объект из одной формы представления информации в другую. Записывать родственные связи в виде графа, который отражает информацию в виде дерева. Проводят сравнительный анализ и указывают длину кратчайшего пути между наиболее удаленными друг от друга пунктами. Записывают в тетрадь граф решения задачи | ||||||||||||||
Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания». Выбрать способ решения задачи с использованием графов. | Учитель после обсуждения всех основных вопросов делает аргументированный вывод. Учитель приступает к объяснению нового материала. Что надо знать для решения задач: 1.Столбцы таблицы называются полями, а строки – записями 2.Каждая таблица содержит описание одного типа объектов (человека, бригады, самолета) или одного типа связей между объектами. 3.В каждой таблице есть ключ – некоторое значение, которое отличает одну запись от другой; в таблице не может быть двух записей с одинаковыми значениями ключа 4.На практике часто используют искусственно введенное числовое поле,которое называется идентификатор, ID) Выбрать способ решения задачи с использованием графов.
Граф состоит из вершин, связанных линиями-ребрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками. Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер. Неориентированные графы I. два варианта значения слова “граф”: 1) удобная форма описания структур типа дорожной сети или сети передачи данных; 2) математический объект G := (V, E), где V — это непустое множество вершин, а E — множество ребер (пар вершин). Для описания графа часто используют квадратную таблицу, которая описывает все возможные связи между узлами (без учета дублирования). Если, например, на пересечении строки A и столбца B записано число 1, это означает, что есть ребро, соединяющее вершины A и B; число 0 в этой ячейке означает, что такого ребра нет. Такую таблицу называют матрицей смежности.
| ||||||||||||||||
Практикум: | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения». | Организует выполнение задания. Один учащийся отвечает у доски. Остальные учащиеся должны выполнить самостоятельно. Корректирует работу учащихся в процессе практической работы. | Учащиеся выполняют практическое задание в тетради и у доски. | ||||||||||||||
Рефлексия деятельности | Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества деятельности учащихся на уроке. Ответить на вопросы: Как вы думаете, в учебном процессе можно применять полученные навыки? Что получилось? Что не получилось? В чем преимущество графического способа решения задач по сравнению с другими способами решения? |
Организовывает подведение итогов. ИО учащегося____________________________ Даёт оценку качества работы класса, как коллектива, так и отдельных учащихся. | изучили на уроке, что узнали нового, какие умения и навыки приобрели и закрепили. Умеют работать в команде и для команды. Делятся собственными впечатлениями от урока. Заполняют листы самоконтроля и сдают их учителю. | ||||||||||||||
Постановка домашнего задания. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выдает домашнее. Решить задачу. Делает пояснение к его выполнению. | В опорном конспекте делают запись задания на дом. |
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm - сайт для подготовки к ОГЭ К.Полякова