Разработка урока истории в 7 классе «Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые»»

6
0
Материал опубликован 22 May 2020

"Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые»".
PPT / 4.13 Мб

Автор разработки

Учитель истории МБОУ «Северная СОШ» Ребус О.М.

Аудитория

7 класс (История России)

Тема урока

Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые».

Педагогические

цели и задачи

Определить социальный состав российского общества

Образовательная: дать представление о структуре Российского общества XVI в., познакомить обучающихся с положением различных представителей российского общества в XVI в.; охарактеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».

Развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; работать в группах;

Воспитательная: воспитывать в обучающихся уважение к историческому прошлому своей Родины, стремление к постоянному получению знаний, добросовестному отношению к учёбе.

Тип урока

комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: формировать понятийный аппарат;  определить структуру российского общества на основе самостоятельной работы, особенности сословий в России, их права и обязанности.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществление поиска и структурирование информации, развитие приемов смыслового чтения, выбор критериев для классификации групп населения в России, установление причинно-следственных связей в становлении крепостничества в России.

Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группах, с учителем,

Регулятивные УУД: ставить учебные задачи, осуществление самоконтроля при выполнении поставленных целей.

Личностные УУД: определение своего отношения к сословному обществу и местничеству, ответственного отношения к деятельности на уроке.

Оборудование

История России. 7 класс/ под. Ред. А.В. Торкунова– М.: «Просвещение»; презентация, подготовленная учителем, рабочие тетради, дидактический материал

понятия и термины

Служилое» и «тяглое» население. Жалованные грамоты. Община (мир). Заповедные лета. Крепостное право. Урочные лета. Холопы. Слободы. Посады

Основные даты

1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права

Персоналии

Иван III, Василий III, Иван IV



Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Формируемые УУД

Ориентационный.

Учитель приветствует обучающихся, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.

Фронтальная

Беседа

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные: Соблюдать нормы речевого этикета.


Проверка домашнего задания

Организуется проверка домашнего задания по вопросам:

Расскажите о Ливонской войне?

Оцените результаты и последствия Ливонской войны.

Определите итоги внешней политики России в правление Ивана IV.

Используя карту, рассказывают об основных событиях Ливонской войны.

- аргументировано отвечают на вопрос




Индивидуальный ответ, работа с картой


Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

установление причинно-следственных связей

Личностные: формирование коммуникативной компетентности

Мотивационно-целевой

Активная внешняя политика Ивана IV требовала огромных средств. Казна пустела и пополнялась.

Определите основные источники доходов в казну?

Бремя военных лет легло на плечи не только военного, но и гражданского населения.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в прошлое и узнаем, как в XVI в. было устроено российское общество.

Слайд. Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемный вопрос:

Можно ли назвать российское общество XVI в. сословным?

Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Фронтальная

Беседа

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.

Ориентационный

(актуализация знаний)


Вспомните:

Что такое общество?

На какие группы делилось европейское средневековое общество?

Что такое сословия?

Слайд. Сословия - большая группа людей, обладающих правами и обязанностями , передающимися по наследству.

Какие сословия существовали в российском обществе XVI в.?

Какие из них были знатные, а какие незнатные?

Знатные.

Удельные князья — родственники государя всея Руси.

Служилые князья – князья пограничных земель.

Незнатные:

Купцы

Ремесленники

Крестьяне

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Определять причинно-следственные связи.

Кратко характеризовать исторический процесс

Объяснять понятия.

Применять ранее изученные понятия.

Устная работа

беседа

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Содержательно-операционный

На государевой службе.

Верхушку российского общества составляли

Слайд. «Служилые» - знатные сословия, несли воинскую службу, но были освобождены от уплаты налогов.

Служилые по отечеству – категория людей, чья служба передавалась по наследств

Служилые по прибору – люди, состоявших на государственной службе по набору из различных слоёв населения и получавших жалованье.

Организуется работа с учебником (стр.70-72):

Задание 1. Назовите основные категории служилых людей.

Задание 2. Расположите на лестнице «служилых чинов» в порядке иерархии. Слайд-эталон

Задание 3. Перечислите основные обязанности дворян по отношению к государю.

Задание 4. Что такое государев родословец?

Задание 5. Вспомните, что такое местничество?


Записывают термины.

Работая с текстом учебника, находят необходимую информацию.

Беседа

Работа с текстом

Частично-поисковый метод

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии

с поставленной задачей

Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания

Крестьянский мир


Большую часть населения составляли

Слайд. «Тяглые» - незнатные слои населения, освобождены от воинской службы, но платят налоги(«тягло»)

Кто составлял большинство тяглового населения России в XVI в.?

На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.?

(На лично свободных черносошных крестьян, при­надлежавших государю дворцовых крестьян и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.)

Что являлось центром крестьянской общины?

Вся жизнь крестьян протекала в миру

Мир – соседская община.

Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.?

Каковы были обязанности крестьянина? (

Этапы закрепощения крестьян:

1497 г – Судебник Ивана III («Юрьев день»)

Вспомните, что такое Юрьев день? (26 ноября)

1550 г. – судебник Ивана IV

1581 г - указ Ивана IV о «Заповедных летах» (годы, в которые запрещался крестьянский выход в Юрьев день )

1597 г. – «Урочные лета» – введен 5-летний срок сыска беглых крестьян.

Холопы- полностью зависимое население


Отвечают на вопросы учителя

Делают необходимые записи

Фронтальная беседа

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии

с поставленной задачей


Коммуникативные: учитывают мнение партнера и строят понятные речевые высказывания

Посадские и гости


К концу XVI в. – 200 городов ( Москва, Великий Новгород, Ярославль, Устюг, Вологда)

Слайд. Покажите на карте крупные города России XVI в.

Городами управляли наместники

Наместники и воеводы - управляли городами

Гости – крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы.

Торговые люди Гостиной и Суконной сотни – крупные купцы

Ремесленники, торговцы (черная сотня и слободы)

Работают с исторической картой.

Работа с картой

Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя

знаково-символические средства.

Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Контрольно-оценочный

Можно ли назвать российское общество XVI в. сословным?

Объясните смысл фразы: «Чей род любится — тот род и высится». Какие последствия и примеры такого подхода к управлению страной в XVI в. вы можете назвать?

Какое событие можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Аргументированно отвечают на проблемный вопрос.

Высказывают собственную точку зрения.

фронтальная

Коммуникативные:

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Рефлексия

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтересовало?

-Как вы оцениваете свою работу

Отвечают на вопросы, оценивают своё эмоциональное состояние.

фронтальная

Коммуникативные: отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние

Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое состояние.

Домашнее задание

§9 (стр.70-76), термины учить.


Записывают домашнее задание, задают вопросы.


Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения





"Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые»".
PPT / 4.13 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.