Разработка урока истории в 7 классе «Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые»»
"Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые»".
PPT / 4.13 Мб
Автор разработки | Учитель истории МБОУ «Северная СОШ» Ребус О.М. |
Аудитория | 7 класс (История России) |
Тема урока | Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые». |
Педагогические цели и задачи | Определить социальный состав российского общества Образовательная: дать представление о структуре Российского общества XVI в., познакомить обучающихся с положением различных представителей российского общества в XVI в.; охарактеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых». Развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; работать в группах; Воспитательная: воспитывать в обучающихся уважение к историческому прошлому своей Родины, стремление к постоянному получению знаний, добросовестному отношению к учёбе. |
Тип урока | комбинированный |
Планируемые | Предметные: формировать понятийный аппарат; определить структуру российского общества на основе самостоятельной работы, особенности сословий в России, их права и обязанности. Метапредметные: Познавательные УУД: осуществление поиска и структурирование информации, развитие приемов смыслового чтения, выбор критериев для классификации групп населения в России, установление причинно-следственных связей в становлении крепостничества в России. Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группах, с учителем, Регулятивные УУД: ставить учебные задачи, осуществление самоконтроля при выполнении поставленных целей. Личностные УУД: определение своего отношения к сословному обществу и местничеству, ответственного отношения к деятельности на уроке. |
Оборудование | История России. 7 класс/ под. Ред. А.В. Торкунова– М.: «Просвещение»; презентация, подготовленная учителем, рабочие тетради, дидактический материал |
понятия и термины | Служилое» и «тяглое» население. Жалованные грамоты. Община (мир). Заповедные лета. Крепостное право. Урочные лета. Холопы. Слободы. Посады |
Основные даты | 1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права |
Персоналии | Иван III, Василий III, Иван IV |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Формируемые УУД |
Ориентационный. | Учитель приветствует обучающихся, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы. | Фронтальная Беседа | Регулятивные: Организовывать свое рабочее место. Коммуникативные: Соблюдать нормы речевого этикета. |
Проверка домашнего задания | Организуется проверка домашнего задания по вопросам: Расскажите о Ливонской войне? Оцените результаты и последствия Ливонской войны. Определите итоги внешней политики России в правление Ивана IV. | Используя карту, рассказывают об основных событиях Ливонской войны. - аргументировано отвечают на вопрос | Индивидуальный ответ, работа с картой | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; установление причинно-следственных связей Личностные: формирование коммуникативной компетентности |
Мотивационно-целевой | Активная внешняя политика Ивана IV требовала огромных средств. Казна пустела и пополнялась. Определите основные источники доходов в казну? Бремя военных лет легло на плечи не только военного, но и гражданского населения. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в прошлое и узнаем, как в XVI в. было устроено российское общество. Слайд. Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые». Как вы думаете, о чем мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит ответить? Проблемный вопрос: Можно ли назвать российское общество XVI в. сословным? | Записывают тему урока в тетрадь. Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи | Фронтальная Беседа | Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. |
Ориентационный (актуализация знаний) | Вспомните: Что такое общество? На какие группы делилось европейское средневековое общество? Что такое сословия? Слайд. Сословия - большая группа людей, обладающих правами и обязанностями , передающимися по наследству. Какие сословия существовали в российском обществе XVI в.? Какие из них были знатные, а какие незнатные? Знатные. Удельные князья — родственники государя всея Руси. Служилые князья – князья пограничных земель. Незнатные: Купцы Ремесленники Крестьяне | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Определять причинно-следственные связи. Кратко характеризовать исторический процесс Объяснять понятия. Применять ранее изученные понятия. | Устная работа беседа | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: самостоятельно определяют промежуточные цели урока. |
Содержательно-операционный На государевой службе. | Верхушку российского общества составляли Слайд. «Служилые» - знатные сословия, несли воинскую службу, но были освобождены от уплаты налогов. Служилые по отечеству – категория людей, чья служба передавалась по наследств Служилые по прибору – люди, состоявших на государственной службе по набору из различных слоёв населения и получавших жалованье. Организуется работа с учебником (стр.70-72): Задание 1. Назовите основные категории служилых людей. Задание 2. Расположите на лестнице «служилых чинов» в порядке иерархии. Слайд-эталон Задание 3. Перечислите основные обязанности дворян по отношению к государю. Задание 4. Что такое государев родословец? Задание 5. Вспомните, что такое местничество? | Записывают термины. Работая с текстом учебника, находят необходимую информацию. | Беседа Работа с текстом Частично-поисковый метод | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания |
Крестьянский мир | Большую часть населения составляли Слайд. «Тяглые» - незнатные слои населения, освобождены от воинской службы, но платят налоги(«тягло») Кто составлял большинство тяглового населения России в XVI в.? На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? (На лично свободных черносошных крестьян, принадлежавших государю дворцовых крестьян и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.) Что являлось центром крестьянской общины? Вся жизнь крестьян протекала в миру Мир – соседская община. Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.? Каковы были обязанности крестьянина? ( Этапы закрепощения крестьян: 1497 г – Судебник Ивана III («Юрьев день») Вспомните, что такое Юрьев день? (26 ноября) 1550 г. – судебник Ивана IV 1581 г - указ Ивана IV о «Заповедных летах» (годы, в которые запрещался крестьянский выход в Юрьев день ) 1597 г. – «Урочные лета» – введен 5-летний срок сыска беглых крестьян. Холопы- полностью зависимое население | Отвечают на вопросы учителя Делают необходимые записи | Фронтальная беседа | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: учитывают мнение партнера и строят понятные речевые высказывания |
Посадские и гости | К концу XVI в. – 200 городов ( Москва, Великий Новгород, Ярославль, Устюг, Вологда) Слайд. Покажите на карте крупные города России XVI в. Городами управляли наместники Наместники и воеводы - управляли городами Гости – крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы. Торговые люди Гостиной и Суконной сотни – крупные купцы Ремесленники, торговцы (черная сотня и слободы) | Работают с исторической картой. | Работа с картой | Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя знаково-символические средства. Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве |
Контрольно-оценочный | Можно ли назвать российское общество XVI в. сословным? Объясните смысл фразы: «Чей род любится — тот род и высится». Какие последствия и примеры такого подхода к управлению страной в XVI в. вы можете назвать? Какое событие можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения. | Аргументированно отвечают на проблемный вопрос. Высказывают собственную точку зрения. | фронтальная | Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Рефлексия | Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? -Как вы оцениваете свою работу | Отвечают на вопросы, оценивают своё эмоциональное состояние. | фронтальная | Коммуникативные: отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое состояние. |
Домашнее задание | §9 (стр.70-76), термины учить. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
PPT / 4.13 Мб