Разработка урока русского языка в третьем классе по теме «Сложные слова»
Предмет: русский язык
Класс: третий
Тема урока: «Сложные слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,
- развивать умения классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,
- на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.
Метапредметные:
познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;
коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.
Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.
I. Организационный момент.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
II. Минутка чистописания.
- Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете.
- Запишем эти буквы.
III. Актуализация опорных знаний.
- А сейчас мы вспомним что проходили на прошлых уроках и постараемся выполнить задание. Перед вами группы слов. (слайд)
- Как называются эти слова? (однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными?
(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)
- А что такое корень слова?
(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
- Выделите корень в словах.
- В каком слове возникло затруднение? (водопад)
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове?
- Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «водопад»?
- Сколько будет корней в слове? Выделите их.
- В чём особенность данного слова?
(Это слово имеет два корня)
Разбор слов по составу: водопад, пылесос, самокат
V. Сообщение темы и целей урока.
- Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?
(Двукорневые, составные, сложные.)
- Проверим наши предположения.
(Сложные слова.)
- На доске появляется слайд с названием темы.
- Тема нашего урока «Сложные слова».
- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.
(слайд презентации на доске)
- Мы узнаем… (какие слова называются сложными).
- Мы познакомимся…(как пишутся такие слова).
- Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)
VI.Изучение нового материала.
1)Наблюдение над сложными словами.
Упражнение 171 работа с иллюстрацией
2)Формулирование правила.
Какие слова называют сложными?
При помощи каких букв они соединяются? Чтение правила стр. 92
VII.Закрепление изученного материала.
1)Самостоятельная работа.
По группам выдаются карточки с заданиями: 1 группа по картинкам "Назовите профессии" (пчеловод, лесоруб, сталевар, землекоп); 2 группа по картинкам "Назовите транспорт" (самолет, ледокол, электровоз, луноход); 3 группа по картинкам "Назовите животное" (утконос, носорог, броненосец, овцебык) ; 4 группа по картинкам "Назовите явления природы" (снегопад, листопад, водопад, звездопад); 5 группа по картинкам "Назовите бытовые предметы" (мясорубка, электрочайник, пылесос, кофемолка)
2)Устная работа. Упр. 172 (резерв)
VШ.Итог урока.
- С какими словами мы сегодня познакомились?
- Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так.
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова – это сложные.
3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.
- Кто из ребят прав?
- Кто может повторить правило?
- Какую роль играют сложные слова в нашей речи?
(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание.)
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о сложных словах?
- Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. А также слова, состоящие не из 2-х, а трёх корней. Хотели бы вы узнать, что это за слова? Позже вы с ними познакомитесь.
(Спортзал, завуч)
- А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?
(Чистописание – чисто пишу)
IХ.Рефлексия.
- Закончите предложения
Я узнал …(что такое сложные слова).
- На уроке я учился…(писать, составлять, находить сложные слова).
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
- Я себя похвалил бы за…
- Я думаю, что многие из вас после этого урока могут сказать…
(Зачитать текст со слайда)
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь могу я выполнять.
Х.Домашнее задание.
1.Стр.93,упр.174, знать правило.
Приложение
Замени одним сложным словом
- Человек водит за собой полки
___________________________
- В качестве еды любит сладкое
___________________________
- Пишет басни
__________________________
- Любит лежать на боку
_________________________
САМ – первая часть слова
Сам варит ____________________
Сам катает _____________________
Сам делает ______________________
Сам свалит ______________________