Разработка урока русского языка в третьем классе по теме «Сложные слова»

6
0
Материал опубликован 14 February 2021

Предмет: русский язык

Класс: третий

Тема урока: «Сложные слова».

Тип урока: изучение  нового материала.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,
  • развивать умения   классифицировать, анализировать, делать выводы,  развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,
  • на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.

Метапредметные:

познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;

коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.

Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

I. Организационный момент.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

II. Минутка чистописания.

image-20210215024443-1.jpeg

- Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете.

 - Запишем эти буквы.

III. Актуализация опорных знаний.

 - А сейчас мы вспомним что проходили на прошлых уроках и постараемся выполнить задание. Перед вами группы слов. (слайд)

image-20210215024550-2.png

 - Как называются эти слова? (однокоренные)

 - Какие слова называются однокоренными?

(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)

 - А что такое корень слова?

(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

 - Выделите корень в словах.

 - В каком слове возникло затруднение? (водопад)

 - Какой вопрос возникает?

 - Сколько корней в слове?

 - Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «водопад»?

 - Сколько будет корней в слове? Выделите их.

 - В чём особенность данного слова?

(Это слово имеет два корня)

Разбор слов по составу: водопад, пылесос, самокат

V. Сообщение темы и целей урока.

 - Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?

(Двукорневые, составные, сложные.)

 - Проверим наши предположения.

(Сложные слова.)

 - На доске появляется слайд с названием темы.

- Тема нашего урока  «Сложные слова».

- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.

(слайд презентации на доске)

  • Мы узнаем… (какие слова называются сложными).
  • Мы познакомимся…(как пишутся такие слова).
  • Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)                                         

    VI.Изучение нового материала.                                            

1)Наблюдение над сложными словами.

Упражнение 171 работа с иллюстрацией

2)Формулирование правила.

Какие слова называют сложными?

При помощи каких букв они соединяются?   Чтение правила стр. 92

VII.Закрепление изученного материала.

 1)Самостоятельная работа.

 По группам выдаются карточки с заданиями: 1 группа по картинкам "Назовите профессии" (пчеловод, лесоруб, сталевар, землекоп); 2 группа по картинкам "Назовите транспорт" (самолет, ледокол, электровоз, луноход); 3 группа по картинкам "Назовите животное" (утконос, носорог, броненосец, овцебык) ; 4 группа по картинкам "Назовите явления природы" (снегопад, листопад, водопад, звездопад); 5 группа по картинкам "Назовите бытовые предметы" (мясорубка, электрочайник, пылесос, кофемолка)

2)Устная  работа. Упр. 172 (резерв)

VШ.Итог урока.

 - С какими словами мы сегодня познакомились?

 - Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так.

1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова – это сложные.

3. Слова, в которых 2 корня, называются сложными.

 - Кто из ребят прав?

 - Кто может повторить правило?


 - Какую роль играют  сложные слова в нашей речи?

(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание.)

 - Как вы думаете, всё ли  мы узнали о сложных словах?

 - Сложными  словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы.  А также слова, состоящие не из 2-х, а трёх корней. Хотели бы вы узнать, что это за слова? Позже вы с ними познакомитесь.

(Спортзал, завуч)

 - А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?

(Чистописание – чисто пишу)

IХ.Рефлексия.

- Закончите предложения

 Я узнал …(что такое сложные слова).

  • На уроке я учился…(писать, составлять, находить сложные слова).
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…
  • Я себя похвалил бы за…

 - Я думаю, что многие из вас после этого урока могут сказать…

                                                                                                                    (Зачитать текст со слайда)

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь могу я выполнять.


Х.Домашнее задание.

  1.Стр.93,упр.174, знать правило.


Приложение



Замени одним сложным словом

                       

                       

  1. Человек водит за собой полки


___________________________


  1. В качестве еды любит сладкое


___________________________


  1. Пишет басни


__________________________


  1. Любит лежать на боку


_________________________



САМ – первая часть слова


Сам варит   ____________________



Сам катает _____________________



Сам делает ______________________



Сам свалит ______________________




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.