12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петроченко Светлана Анатольевна143
Россия, Красноярский край, Ачинск

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»

Учитель: Петроченко Светлана Анатольевна.

Тема урока: «Сложные слова» .

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

Вид урока: урок-исследование. 

Образовательные ресурсы:

Учебник “Русский язык” 3 класс, 1 часть

Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал” (у каждого ученика).

Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей ( С.И. Ожегова, из Википендии и др.).

Презентация «Сложные слова»



 

Цели урока:

- Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова.

- Научиться разбирать по составу и строить схему сложного слова.

- Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Образовательные результаты:

Предметные.

Познакомить с понятием “сложные слова” и с особенностями строения сложных слов.

Метапредметные.

Познавательные:

- Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.

- Делать выводы на основе обобщения знаний.

- Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.

Регулятивные.

- Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.

- Осуществлять простейшее планирование своей работы.

Личностные.

- Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

- Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.

Методы обучения: 
• Проблемный 
• Исследовательский 
• Информационно-коммуникативный

Формы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная , групповая.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС.

- Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”.

- Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей.


 


 

Технологическая карта урока

Этапы урока:

1.Организационный этап


 

Действия учителя


 

Действия ученика


 

Формы работы на уроке


 

Универсальные учебные действия

Читает стихи: -Весёлый прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. На уроке не зеваем, Думаем, запоминаем. Организует проверку готовности к уроку:

- Проверка раздаточного материала.

- Запись в тетради числа, дня недели, вида работы.

Организованно начинают урок. Записывают число, «классная работа» в рабочих тетрадях.

Фронтальная

Регулятивные: формировать навыка подготовки к систематической деятельности на уроке.


 

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Читает загадки, предлагает найти отгадки к ним и записать их: - Летит по небу ни воробей, ни орлица – А железная птица(самолёт) По волнам плывёт отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? (пароход) Хоть заманчив он на вид, Но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор, Несъедобный… (мухомор)

- Выделите корень в записанных словах -Что вы заметили необычного при нахождении корня слов?

- Кто может сформулировать тему урока?

Слушают, отгадывают загадки;

Определяют, как правильно записать отгадку; объясняют, как они рассуждали; проверяют свое предположение на слайде презентации.


 

Выделяют корни в записанных словах, дают предположения, почему в этих словах по два корня. Ставят и поясняют цели урока.

Фронтальная

Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: старается осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.


 

3.Актуализация знаний и первичного учебного действия

Предлагает учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Координирует, оказывает индивидуальную помощь при заполнении таблицы учениками, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы .

Индивидуально заполняют таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».


 

Коллективно обсуждают результаты заполнения.

Выясняют, что имеются минимальные знания по данной теме и есть вопросы, на которые хотелось бы узнать ответ.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: согласовывать свои цели обучения с целями урока.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.


 

4.Изучение нового материала. 1)Выявление места и причины затруднения

Предлагает учащимся познакомиться с заданием упражнения 124 (учебник стр. 105)

- Объясните значение полученных слов.

Читают слова: садовод, луноход, камнепад, землемер, пустослов, спортплощадка.

Объясняют, что означают эти слова и как они это определили.

Фронтальная

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения.


 

. 2)Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает письменно выполнить упражнение: списать данные слова, выделить корень и подобрать однокоренные слова. -Постройте схему сложных слов.

Контролирует временные рамки прохождение этапа

Один ученик выходит к доске и выполняет работу на доске,

ученики сравнивают свою работу с работой на доске. При необходимости задают вопросы ученику выполняющему работу у доски. Строят схемы слов.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: осознает уровень и качество выполнения.

Познавательные: использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения.

Коммуникативные: умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника.


 

3)Реализация построенного проекта

Предлагает найти закономерность и объяснить, как появляются сложные слова, сформулировать правило написание сложных слов,

предлагает сделать вывод, почему гласные о и е называют соединительные.

Наблюдают, сравнивают и делают вывод:

- как появляются сложные слова - какие буквы соединяют 2 корня

- почему эти гласные назвали соединительными.

- в каком слове нет соединительной гласной…

 

Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников.

Регулятивные: обладает способностью к волевому усилию.

Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения


 

5.Физкультминутка (динамическая, под музыку)

 

Повторяют движения за учителем и смотрят видио:

Фронтальная

 


 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Дает установку на прохождение текущего этапа работы – работа с дополнительными источниками информации. ( индивидуальные листы с определениями «сложные слова» из разных словарей С.И. Ожегова, Энциклопедический словарь,

из Википендии и др.).


 

Определяет и корректирует по необходимости временные рамки прохождения этапа группами.

Помогает скоординировать работу внутри групп, консультирует и отвечает на вопросы. Предлагает группам представить и «защитить» своё мнение.

Координирует временные и содержательные аспекты выступления групп;

-Задает уточняющие вопросы

Стимулирует представителей других групп участвовать в обсуждении выбранного определения (находить достоинства выбранного определения, возможности и пожелания для его усовершенствования).

Читают определения «сложных слов» из разных источников информации .

Коллективно обсуждают и находят наиболее точное и понятное каждому члену группы определение сложного слова.

Выделяют главные слова в этом определении и схематически изображают правило. Представляют выбранное определение;

Участвуют в обсуждении, задают вопросы уточняющего характера, подчеркивают достоинства, высказывают дополнительные сведения, основанные на собственном опыте

Сравнивают свои выводы с учебником стр. 106 и дополняют схемы (при необходимости).

Групповая

Личностные: проявлять толерантное отношение к одноклассникам

Регулятивные: сопоставлять свой выбор с выбором другого человека.

Познавательные: понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Главный метопредметный навык: умение извлекать информацию из различных источников, сопоставлять, делать выводы на основе анализа различных источников.


 

. . . 7.Самостоятельная работа с проверкой

Даёт задания на карточках по группам ( по 4 человека). - Выписать сложные слова по темам. У каждой группы своя тема. ( Листопад, утконос, бурелом, носорог, водоворот, сороконожка, водомерка , мясорубка, кофемолка, пылесос, самовар, магнитофон, водолаз, снегопад, пчеловод, сталевар, киноактёр, овощевод, землетрясение, овцебык. )

- Допишите своё сложное слово на заданную тему.

Совещаются и записывают в тетради сложные слова по темам:

1 и 4 гр.: явления природы;

2 и 5гр.: предметы быта;

3 и 6 гр. : профессии

7 гр.: животные

Подбирают своё сложное слово на заданную тему. Представитель от группы читает выписанные слова, класс проверяет. ( слайд )

Групповая, фронтальная

Регулятивные: корректирует свои действия в соответствии с полученным результатом.

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд.


 

8.Физкультминутка (для глаз )

Предлагает выполнить ряд упражнений

Повторяет за учителем: глаза закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д

Индивидуальная фронтальная

 


 

9.Итоги урока. Систематизация знаний и умений.

Предлагает каждому ученику заполнить в таблице графы: «что я узнал»;

вписать «источники информации».

Ученики анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, выполняют задания по таблице.

Зачитывают записи из таблицы, участвуют в обсуждении, высказывают дополнительные сведения

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в письменной речи.

Коммуникативные: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении.


 

10.Рефлексия учебной деятельности .

Предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и эффективность урока.

Выбирают и закрашивают смайлик.

Индивидуальная фронтальная

Личностные: обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.


 

11.Домашнее задание

Предлагает выполнить упражнение 125 на стр. 106, поясняет задание.

Выслушивают, просматривают в учебнике и записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная

     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.