12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Виктория Александровна2259
Стаж работы учителем информатики 7 лет. В апреле 2019 года получила первую квалификационную категорию.
Россия, Оренбургская обл., Сакмарский район, с. Григорьевка
Материал размещён в группе «Современная информатика»
4

Основные типы алгоритмов



Предмет: Информатика и ИКТ

Класс:

Тип урока: Урок проверки знаний и повторения пройденного материала.

Форма работы: групповая, самостоятельная.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа),  практическая работа.

Место урока в учебном плане: 7 урок по теме “Алгоритмизация”.

Опорные слова: Алгоритм, исполнитель, СКИ, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм.

Оборудование:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • авторская презентация урока,
  • раздаточный материал (тест, разминка, самооценка, практическая работа),
  • рабочие тетради для 6 класса (автор Л.Л. Босова),
  • учебник.

Программное обеспечение урока:

стандартное приложение Windows – программа Microsoft Word, Microsoft Power Point, Paint.

Цели урока:

  • Усвоить основные типы алгоритмов.
  • Освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.
  • Научиться распознавать ситуации, в которых они применимы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с основными типами алгоритмов;
  • закрепить первичные навыки составления и записи основных типов алгоритмов.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений;
  • способствовать развитию интеллекта.

Воспитательные:

  • Воспитывать информационную культуру и коммуникабельность;
  • следить за сменой видов учебной деятельности;
  • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
  • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.

План урока

  1. Самоопределение учащихся к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение и фиксирование повторных знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Тестирование по теме.
  6. Практическая работа.
  7. Самоконтроль с проверкой по эталону.
  8. Сообщение домашнего задания и инструктаж.
  9. Подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности.

 

Ход урока

Самоопределение учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас всех видеть сегодня. Надеюсь, что наш урок будет интересным и плодотворным. (рефлексия с карточками разных цветов)

Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова Аристотеля
"Ум заключается не только в знании, но и в умении
прилагать знание на деле".

Сегодня на уроке мы еще раз должны подтвердить эти слова. Но прежде чем мы приступим к основной цели нашего урока – немного повторим вопросы прошлых уроков.

  • Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках? (о типах алгоритмов);
  • А давайте мы с вами вспомним, а что такое алгоритм? (последовательность действий, приводящая к определенному результату);
  • Для чего нам нужны алгоритмы? (чтобы решать самые разнообразные задачи);
  • А кто решает алгоритмы? (Исполнитель – это человек, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды);
  • А с помощью чего, исполнители выполняют свои команды (с помощью СКИ, СКИ – это команды, которые понятны исполнителю).

Молодцы. Все верно.

Актуализация знаний

Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то, наверное, и алгоритмы бывают разные.

Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение темы «Типы алгоритмов»)

Молодцы, верно!

Сегодня на уроке мы повторим типы алгоритмов.

Итак, тема нашего урока “Основные типы алгоритмов. ” (Презентация. Сл. 2)

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

Проблемное объяснение и фиксирование повторных знаний

А теперь возьмите карточку, выполните в тетради предложенный алгоритм и ответьте на вопрос. (разминка). Что у вас получилось?
Кто съел торт? (кот)
Что бывает в море? (шторм)
Кто брат Сережи? (Лёша)

Выполним задание: Исправьте алгоритм “Поездка в гости”: (Презентация. Слайд 4-5)

1.Выйти из дома.

2.Выйти из автобуса.

3.Сесть в автобус № 10.

4.Дойти до автобусной остановки.

5.Проехать 3 остановки.

6.Дойти до дома, в котором живет друг.

– Назовите правильный порядок действий.

Скажите пожалуйста, какой тип алгоритма был представлен на карточках и на слайде (линейный). А что такое линейные алгоритмы? (Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом, без пропусков и повторений.) (Презентация. Сл. 6)

С помощью алгоритмов можно решать задачи и выражения.

Вычислим выражение с помощью линейного алгоритма.

Вычислить площадь и периметр прямоугольника. (Презентация. Слайд 8)

А какие еще виды алгоритмов вы знаете?

Следующий вид алгоритмов хорошо описывает строчка…(Приложение 1. Слайд 9)

Чтобы вам было легче, давайте поиграем. Я буду называть предложение, а вы попытаетесь отгадать соответствующую ему пословицу.

Если два дела делать, то ничего не получится (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).

Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи (Без труда не вынешь рыбку из пруда).

Чем похожи предложения, которые я читала?

В них проверяется условие, а затем выполняется действие.

Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? (С ветвлением, Алгоритм, содержащий некоторое условие, в результате которого происходит переход на один из двух возможных шагов, называется условным (алгоритмом с ветвлением, разветвляющимся) алгоритмом.)

Давайте посмотрим, как работает такой алгоритм.

Задание 1. Попробуйте сформулировать известные русские пословицы по ее блок-схеме

«Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт» (Презентация. Слайд 9)

"Готовь сани летом, а телегу зимой". (Презентация. Слайд 10)

Послушайте примеры для третьего типа алгоритмов.

- Золушка высадила 100 розовых кустов. 
- Света выполнила упражнение на пресс 30 раз.
- Влад отжался 25 раз.

Что общего в этих примерах?

Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия? (циклическим, Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим.) (Презентация. Слайд 12,13)

Сколько видов алгоритмов мы повторили?

Перечислите их.

Электронная физкультминутка для глаз. (Презентация. Слайды 14-20)

Тестирование по теме (Приложение 1.)

А сейчас мы с вами проверим, как вы закрепили материал и проведем тест по теме "Типы алгоритмов".

Практическая работа (Презентация. Слайд 21)

Молодцы! Переходим к практической работе. На столах у вас лежат распечатанные задания. До конца урока вам нужно выполнить 3 задания (пр. работа (зад 1,2,3), проверить правильность выполнения, сравнив с эталоном.

Баллы за каждое выполненное задание вы вносите в карточку самооценки (самооценка). Результатом вашей работы на уроке будет оценка, которую вы себе поставите. Давайте начнем.

Самоконтроль с проверкой по эталону

Учитель комментирует каждое задание, ребята работают, затем сравнивают с эталоном ((Презентация. Слайды 23-25) и заполняют карточку самооценки. После выполнения работы карточки самооценки сдаются учителю.

Сообщение домашнего задания и инструктаж (Презентация. Слайд 26)

(раздаются на листочках)

Составить блок-схемы к пословицам: Сделал дело – гуляй смело; Что посеешь, то и пожнешь; Где песня поется, там весело живется.

Подведение итогов урока

При выставлении оценки учитывалась не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность выполненного задания, самооценка ученика, оценка его работы одноклассниками.

Рефлексия учебной деятельности (Презентация. Слайд 27)

Своей работой на уроке: 1) доволен, так как…

2) я не совсем довольна, мне еще нужно…

3) не довольна, потому что…

Какие у вас возникали затруднения в процессе выполнения работы?

Если затруднения возникли, проговорить способы их разрешения.

(проговорить) (Презентация. Слайд 28)

Вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры.

Надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!

Я желаю вам удачи и исполнения всех задумок. Мне очень приятно было с вами работать. Наш урок подошел к концу. Всем спасибо! До свидания! (Презентация. Слайд 29)

Используемая литература:

  1. Алгоритмика: от алгоритма к программе учебное пособие , CD автор: Князева М.Д.
  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Учебники « Информатика 6, 7 класс». Бином. 2013.
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 6, 7 класс
  4. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. Электронное приложение. 6, 7 класс
  5. Тетрадь по информатике и ИКТ. 6 класс к учебному курсу Л. Босовой       
  6. Касаткин В.Н. Информатика. Алгоритмы. ЭВМ.- М., Просвещение, 1991.
  7. Физминутка для глаз с сайта http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615
  8. Картинки на типы алгоритмов и в презентации с сайта www.yandex.ru


 

Приложение 1.

Тест на тему «Основные типы алгоритмов»

1. Как называется алгоритм, в котором порядок действий зависит от выполнения определенного условия:

1)

алгоритм с повторением

2)

алгоритм с ветвлением

3)

линейный алгоритм

2. Как называется алгоритм, в котором команды исполняются одна строго за другой:

1)

алгоритм с повторением

2)

алгоритм с ветвлением

3)

линейный алгоритм

3. Как называется алгоритм, в котором одни и те же действия повторяются несколько раз:

1) алгоритм с повторением

2)

алгоритм с ветвлением

3)

линейный алгоритм

4. Суть такого свойства алгоритма, как понятность, заключается в том, что:

1)

алгоритм всегда состоит из последовательности дискретных шагов, которые в соответствии с предписанием выполняет исполнитель.

2)

для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя.

3)

алгоритм обеспечивает решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач.

4)

при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и привести к определенному результату.

5)

алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем.

5. Что из перечисленного является алгоритмом?

1)

каталог книг в библиотеке

2)

инструкция по сборке шкафа

3)

программа телепередач

4)

рецепт приготовления бутербродов

5)

настенный календарь на текущий год

6. Алгоритм – это

1) последовательность команд, выполнение которых приведет к решению поставленной задачи

2)

последовательность действий, выполнив которые, можно запустить программу

3)

задача, которую требуется решить

4)

программа решения задачи для компьютера

7. Отдельное действие, которое выполняет исполнитель, - это

1)

алгоритм

2)

программа

3)

система команд

4)

команда

8. Совокупность команд, которые понимает и может выполнить исполнитель, - это

1)

среда обитания

2)

система команд

3)

программа

4)

алгоритм

9. Суть такого свойства алгоритма, как массовость, заключается в том, что:

1)

алгоритм всегда состоит из последовательности дискретных шагов, которые в соответствии с предписанием выполняет исполнитель.

2)

для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя.

3)

алгоритм обеспечивает решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач.

4)

при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и привести к определенному результату.

5)

алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем.

10. Отметьте на рисунке блок, который в графическом способе записи алгоритма используется для обозначения команды ввода или вывода

Укажите место на изображении:

11. В графическом способе записи алгоритма для обозначения команд используются блок-схемы. Сопоставьте команды с блоками, которые используются для их записи.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

 

Выполнение команды, действия

 

Начало или конец

 

Ввод или вывод

 

условие

 

Ответы:

1) (1 б.) Верный ответ: 2

2) (1 б.) Верный ответ: 3

3) (1 б.) Верный ответ: 1

4) (1 б.) Верный ответ: 2

5) (1 б.) Верные ответы: 2, 4

6) (1 б.) Верный ответ: 1

7) (1 б.) Верный ответ: 4

8) (1 б.) Верный ответ: 2

9) (1 б.) Верный ответ: 3

10) (1 б.) Верный ответ:

11) (1 б.) Верные ответы:

1.

Начало или конец

2.

Ввод или вывод

3.

Условие

4.

Выполнение команды, действия

Разминка

1 парта

  1. Напиши слово МОРЕ.
  2. Поменяй местами первую и последнюю буквы в слове.
  3. Убери 2 первых буквы.
  4. Припиши слева букву О.
  5. Припиши слева букву Т.
  6. Припиши слева букву Ш.

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

 

2 парта

  1. Напиши слово ТОРТ.
  2. Убери третью букву.
  3. Замени последнюю букву на К.
  4. Прочитай слово справа налево.

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

 

3 парта

  1. Запиши имя СЕРЁЖА.
  2. Замени первую букву на букву Л.
  3. Убери третью букву.
  4. Убери вторую букву.
  5. Убери третью букву.
  6. Вставь третьей буквой букву Ш.

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

 

Самоконтроль

Карточка самооценки.

Задание

Количество баллов

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

Итого:

 

 


 


 


 


 


 

(за правильно выполненное задание 5 баллов)

 

Фамилия, имя ______________________________________________________________

Критерии оценивания: 

 

«5» - 13-15 баллов

«4» - 12-10 баллов

«3» - 9-6 баллов

Оценка за урок:_____

/data/edu/files/j1463911060.ppt (Презентация_Типы алгоритмов.)

Опубликовано в группе «Современная информатика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.