12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Елена Павловна101
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Онор МО ГО "Смирныховский"
Россия, Сахалинская обл., САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СМИРНЫХОВСКИЙ РАЙОН, ОНОР

РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Интеллектуальная игра-путешествие

«Мои родные острова»

для обучающихся 8-9  классов

 

 

 

 

 

Автор:

Зайцева Елена Павловна,

учитель географии МБОУ СОШ с.Онор

МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

Цель мероприятия: формирование у обучающихся гуманистических ценностей, любви к своей стране, своей малой родине, уважения к страницам её истории; популяризация краеведческих знаний.

Задачи:

-формировать знания обучающихся о природе, культуре, истории, экономике родного края;

- развивать  познавательную  активность  обучающихся, их интеллект;

- расширять кругозор обучающихся;

- развивать коммуникативные навыки (умение работать в команде);

- воспитывать у обучающихся любовь к Родине и  своему родному краю, гордость за свою страну.

Оформление кабинета: физическая карта Сахалинской области, картины природы и фото достопримечательностей острова Сахалин и Курильских островов, книги (фотоальбомы) о Сахалинской области, флаг и герб Сахалинской области; слайд-презентация.

Звуковое оформление: песни о Сахалине, звуки (корабельный колокол, гудок корабля, шум моря), видеоролики о Сахалине и Курильских островах.

Реквизит: листы бумаги для жюри и команд, карандаши, ручки, цветные карточки для капитанов, контурные карты Сахалинской области, дипломы для награждения, цветные листочки - пазлы, цветные стикеры - смайлики.

Ведущий - капитан,  его помощники - пираты (помогают ведущему - включают музыку, видеоролики, демонстрируют слайды, раздают реквизит и т.д.)

Ход мероприятия:

 

Пока все собираются, фоном звучат песни про Сахалин («Отец Сахалин», «Ну что тебе сказать про Сахалин?»).

Ребятам демонстрируется видеоролик о Сахалинской области.

Ведущий (он же - капитан корабля): Дорогие ребята и гости! Рады приветствовать вас на нашем корабле «Смелый»! Сегодня мы с вами совершим путешествие, но не простое, а интеллектуальное! Как вы думаете, куда мы отправимся?

(Ребята отвечают, что по Сахалинской области)

Ведущий: Конечно же, отправимся в путешествие мы по волшебным островам нашей удивительной, неповторимой, единственной в России области на островах - Сахалинской области! Во время путешествия у вас будет возможность освежить свои знания, а также узнать много нового и интересного о родных островах.

Звучит корабельный колокол и гудок корабля.

Ведущий: Наше путешествие по родным островам начинается! Итак, мы отправляемся! Сегодня вашим рулевым буду я (представляется). А помогать мне будут наши матросы (члены жюри - представляет их). Наше путешествие интеллектуальное так как вы, дорогие ребята, будете соревноваться в своих краеведческих знаниях. В конце путешествия мы определим знатоков родного края. А пока вам нужно разделиться на команды.

Деление учащихся на команды, выбор капитанов команд: Ещё до начала мероприятия, при входе в кабинет ребята берут себе из общей стопки кусочки цветных листочков - пазлов. Школьники разбиваются на команды в зависимости от цвета фигурок (2 или 3 команды). Далее им необходимо из своих листочков - пазлов составить целую фигуру (остров, кораблик, дельфин) и придумать название команды, включив в название слово, обозначающее фигурку (например, «Таинственный остров» или «Островитяне», «Быстрые дельфины» и т.д.).

Капитаны представляют свои команды.

Ведущий: Пока мы следуем по маршруту, предлагаю небольшую разминку.

Разминка: Командам будут заданы вопросы. Та команда, которая знает ответ, поднимает карточку. Отвечает та команда, которая первой подняла карточку. За каждый верный ответ – 1 балл.

- Можно ли сегодня получить телеграмму, посланную завтра? (да, если она будет отправлена рано утром с Сахалина в Москву).

- Назовите фамилию человека, доказавшего, что Сахалин – остров (Невельской).

- Так на Сахалине называют горы (сопки).

-Название населённого пункта нашего островного края, которое «летает» (Сокол).

-Так в Сахалинской области называют Вакциниум превосходный (замечательный) (клоповка).

 

Ведущий: Прямо по курсу «Остров Истории».

Задание. На слайде – фото. Командам необходимо дать письменно как можно больше информации о фото. Что это? Какое отношение имеет к истории нашего острова? Время – 5 минут. (Переписные листы, заказанные А.П.Чеховым и отпечатанные на типографии в посту Александровском (ныне г.Александровск-Сахалинский) для проведения им переписи населения во время его поездки на остров Сахалин. В то время на острове была каторга). Команды письменные ответы отдают жюри. За ответ максимум 5 баллов.

Задание. На слайде - карта военных действий. Командам нужно рассказать о событиях, отражённых на карте (освободительная операции в сентябре 1945 года на Сахалине, бои на Харамитогах). Отвечает та команда, которая первой подняла карточку. За ответ максимум 5 баллов.

Задание. На слайде - фото адмирала Г.И.Невельского. Вопрос: Кто это? Какое отношение имеет к истории нашего края? (Адмирал Г.И.Невельской исследовал Дальний Восток, доказал, что Сахалин - остров. В его честь названы несколько географических объектов: город Невельск, пролив Невельского). За ответ максимум 5 баллов.

Ведущий: Молодцы! А теперь всех свистать наверх! (звуки корабельного колокола, гудок корабля и шум моря). Поднять якорь! Впереди у нас много интересного, ведь совсем скоро нас ожидает высадка на «Остров Лириков»! А вот и он. На нашей островной земле много замечательных писателей и поэтов, которые создали немало прекрасных произведений.

Задание. Я буду читать отрывки из стихотворений сахалинских авторов. Командам необходимо ответить, о чем  идёт речь. За каждый верный ответ - 2 балла.

По мере ответов ведущий показывает названные географические объекты на физической карте Сахалинской области, параллельно на слайдах демонстрируются фото этих объектов.

 

Юрий Николаев.

-Она течёт на юге Сахалина

В почтительности многовековой.

Пред нею сопки молча горбят спины,

Поросшие мохнатою тайгой.

В предгорьях мчась извилисто и бурно,

Река грохочет, пенится, рычит,

И помогать ей брать преграды штурмом

Со всех сторон сбегаются ручьи…

(река Лютога)

 

Иван Белоусов

- Где ветры беснуются в яром порыве

Да волны о скалы гремят,

У мыса Жонкьера в Татарском проливе

Три каменных Брата стоят.

Над ними плывут облака невесомо

В седой океанский простор.

И чудится мне: С полотна Васнецова

Три витязя сходят в дозор.

Россия простерлась у них за плечами,

Как отчий обстроенный дом.

И витязи встали у моря с мечами,

Прикрыв эту землю щитом.

Для недруга путь тут смертельно рискован:

Алеша,

Добрыня,

Илья

Повергнут во прах проходимца любого -

Разбойного Соловья...

Как в древних былинах,

У скал Сахалина

Стоят на заставе не зря….

(скалы «Три брата»)

Три Брата,

Три витязя,

Три исполина -

Три каменных богатыря.

 

Сергей Смирнов

Она в сплошном тумане по полгода,

А от тумана трудно ждать добра.

Тут самая капризная погода

И самые коварные ветра.

Как дунет ветер прямо с океана,

Ударят волны острову в бока,

Да так, что пробуждаются вулканы

И лавой прошибают облака.

Здесь каждый остров грозен и пещерист.

Кругом леса шумят на все лады.

А если рыба движется на нерест,

То рыбы в реках больше, чем воды.

(Курильская гряда – Курильские острова)

Александр Мандрик

Рассинелись сопки, и над всеми,

Возвышаясь в исполинский рост,

Он в седом, остроконечном шлеме

Занял вечный пограничный пост.

Кажется, воздушной трассы выше,

Растворяясь в воздухе слегка,

Человек к восходу солнца вышел,

Головой раздвинув облака.

(вулкан Тятя)

 

Ведущий: Ну, а мы отправляемся дальше.

Демонстрируется небольшой видеоролик о природе Сахалина и Курильских островов.

Вбегают пираты (соведущие, в дальнейшем помогают капитану проводить конкурсы, раздавать реквизит). Всем ни с места! Корабль взят на абордаж! Вы не отправитесь дальше, пока не выполните наши условия!

 

Задание. На слайде – ребусы. Командам необходимо их разгадать. Кто быстрее разгадывает – поднимает карточку. За каждый верно разгаданный ребус – 2 балла.

 

 

 

Ведущий: Наши команды молодцы! Справились быстро с заданием и теперь мы отправляемся дальше! Вперёд! Нас ждёт незабываемый «Остров  сокровищ». А вот и он! Добро пожаловать на берег!

Конкурс «Что? Где? Когда?». На слайдах фото: турбаза «Горный воздух», пугачёвские грязевые вулканы, останец «Лягушка», мыс Великан и т.д.

Командам показывается фото. Они должны устно дать наиболее полное описание того, что представлено на фото. Кто вперед поднимает карточку, тот и отвечает. За каждый верный ответ - 1 балл.

Конкурс «Что общего?». На слайдах фото. Необходимо дать объяснение: что объединяет все фото на одном слайде. За каждый верный ответ - 1 балл.

-водоросли, зефир, желе (из водорослей получают агар-агар, из которого производят суфле, желе, зефир);

-кабарга, вакциниум превосходный, жужелица Лопатина (эти животные и растения краснокнижные);

-папоротник, лопух, черемша (дикоросы, употребляемые в пищу);

-портреты Ж.Ф.Лаперуза, С.О.Макарова, Г.И.Невельского, Н.В.Рудановского (мореплаватели, исследователи, внесли вклад в изучение островов нашей области).

 

Конкурс «Третий - лишний». Командам раздаются карточки, на них названия. Необходимо из каждой «тройки» исключить лишнее название и обосновать свой выбор. За каждый верный ответ - 1 балл.

о.Тюлений – о.Монерон – о.Врангеля (лишний  - о.Врангеля – он не входит в состав Сахалинской области);

оз.Изменчивое – оз.Баскунчак – оз.Тунайча  (озеро Баскунчак не в Сахалинской области);

ехидна – кабарга – колонок (ехидна не обитает в нашей области) и т.д.

 

Ведущий: Вот и еще один остров мы покорили! Отправляемся дальше!

Звук шума моря, гул.

Ведущий: Но что это?! На море сильный шторм, ещё немного и нас разобьёт о скалы! Нужно срочно принимать меры. Держитесь! Для вас новое испытание – разгадать причину этой бури.

Задание «Вопрос - ответ»: Командам задаются вопросы. За каждый верный ответ - 1 балл.

- Когда я прихожу летом – становится холоднее и дождливее, когда прихожу зимой - становится теплее? Кто или чтО я? (летний или зимний муссон);

- Что такое тайфун? (разновидность тропического циклона, продолжительный штормовой циклон);

- Чем опасны тайфуны? (разрушительная энергия, тайфуны сопровождают сильные (часто ураганные) ветры, шторма, ливни);

- Какие еще грозные природные явления характерны для территорий, омывающихся Тихим океаном? (цунами, землетрясения, вулканизм).

Ведущий: Ну вот и всё, море успокоилось! Пора плыть дальше. Нас ждёт последний и самый загадочный из островов…А вот и он!

Задание «Таинственная карта». Командам нужно подписать на контурных картах как можно больше названий географических объектов Сахалинской области. Времени – пока звучит песня (песня о Сахалине). Оценивается по 5-бальной системе.

 

И напоследок, немного фантазии: Командам нужно загадать какое-то явление, географический объект, предмет по теме путешествия и показать это пантомимой (не произнеся ни слова). Задача команд-соперников отгадать задуманное. Оценивается и исполнение пантомимы, и правильность ответа (на усмотрение жюри).

Ведущий: Ну вот и завершилось наше путешествие по родным островам! Много испытаний вы встретили на своем пути, но со всеми справились отлично! Вы молодцы! Пока жюри подводит итоги, вы можете посмотреть книги. Звучит песня о Сахалине.

Подведение итогов. Награждение.

 

Рефлексия. Ребятам предлагается прикрепить к доске цветные стикеры - смайлики в зависимости от настроения. Красные – настроение плохое, зелёные - настроение прекрасное. Можно (по желанию) оставить на них комментарии.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.