Разработка внеурочного занятия «Мои родные острова»

2
0
Материал опубликован 20 May 2023

РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Интеллектуальная игра-путешествие

«Мои родные острова»

для обучающихся 8-9  классов

 

 

 

 

 

Автор:

Зайцева Елена Павловна,

учитель географии МБОУ СОШ с.Онор

МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

Цель мероприятия: формирование у обучающихся гуманистических ценностей, любви к своей стране, своей малой родине, уважения к страницам её истории; популяризация краеведческих знаний.

Задачи:

-формировать знания обучающихся о природе, культуре, истории, экономике родного края;

- развивать  познавательную  активность  обучающихся, их интеллект;

- расширять кругозор обучающихся;

- развивать коммуникативные навыки (умение работать в команде);

- воспитывать у обучающихся любовь к Родине и  своему родному краю, гордость за свою страну.

Оформление кабинета: физическая карта Сахалинской области, картины природы и фото достопримечательностей острова Сахалин и Курильских островов, книги (фотоальбомы) о Сахалинской области, флаг и герб Сахалинской области; слайд-презентация.

Звуковое оформление: песни о Сахалине, звуки (корабельный колокол, гудок корабля, шум моря), видеоролики о Сахалине и Курильских островах.

Реквизит: листы бумаги для жюри и команд, карандаши, ручки, цветные карточки для капитанов, контурные карты Сахалинской области, дипломы для награждения, цветные листочки - пазлы, цветные стикеры - смайлики.

Ведущий - капитан,  его помощники - пираты (помогают ведущему - включают музыку, видеоролики, демонстрируют слайды, раздают реквизит и т.д.)

Ход мероприятия:

 

Пока все собираются, фоном звучат песни про Сахалин («Отец Сахалин», «Ну что тебе сказать про Сахалин?»).

Ребятам демонстрируется видеоролик о Сахалинской области.

Ведущий (он же - капитан корабля): Дорогие ребята и гости! Рады приветствовать вас на нашем корабле «Смелый»! Сегодня мы с вами совершим путешествие, но не простое, а интеллектуальное! Как вы думаете, куда мы отправимся?

(Ребята отвечают, что по Сахалинской области)

Ведущий: Конечно же, отправимся в путешествие мы по волшебным островам нашей удивительной, неповторимой, единственной в России области на островах - Сахалинской области! Во время путешествия у вас будет возможность освежить свои знания, а также узнать много нового и интересного о родных островах.

Звучит корабельный колокол и гудок корабля.

Ведущий: Наше путешествие по родным островам начинается! Итак, мы отправляемся! Сегодня вашим рулевым буду я (представляется). А помогать мне будут наши матросы (члены жюри - представляет их). Наше путешествие интеллектуальное так как вы, дорогие ребята, будете соревноваться в своих краеведческих знаниях. В конце путешествия мы определим знатоков родного края. А пока вам нужно разделиться на команды.

Деление учащихся на команды, выбор капитанов команд: Ещё до начала мероприятия, при входе в кабинет ребята берут себе из общей стопки кусочки цветных листочков - пазлов. Школьники разбиваются на команды в зависимости от цвета фигурок (2 или 3 команды). Далее им необходимо из своих листочков - пазлов составить целую фигуру (остров, кораблик, дельфин) и придумать название команды, включив в название слово, обозначающее фигурку (например, «Таинственный остров» или «Островитяне», «Быстрые дельфины» и т.д.).

Капитаны представляют свои команды.

Ведущий: Пока мы следуем по маршруту, предлагаю небольшую разминку.

Разминка: Командам будут заданы вопросы. Та команда, которая знает ответ, поднимает карточку. Отвечает та команда, которая первой подняла карточку. За каждый верный ответ – 1 балл.

- Можно ли сегодня получить телеграмму, посланную завтра? (да, если она будет отправлена рано утром с Сахалина в Москву).

- Назовите фамилию человека, доказавшего, что Сахалин – остров (Невельской).

- Так на Сахалине называют горы (сопки).

-Название населённого пункта нашего островного края, которое «летает» (Сокол).

-Так в Сахалинской области называют Вакциниум превосходный (замечательный) (клоповка).

 

Ведущий: Прямо по курсу «Остров Истории».

Задание. На слайде – фото. Командам необходимо дать письменно как можно больше информации о фото. Что это? Какое отношение имеет к истории нашего острова? Время – 5 минут. (Переписные листы, заказанные А.П.Чеховым и отпечатанные на типографии в посту Александровском (ныне г.Александровск-Сахалинский) для проведения им переписи населения во время его поездки на остров Сахалин. В то время на острове была каторга). Команды письменные ответы отдают жюри. За ответ максимум 5 баллов.

Задание. На слайде - карта военных действий. Командам нужно рассказать о событиях, отражённых на карте (освободительная операции в сентябре 1945 года на Сахалине, бои на Харамитогах). Отвечает та команда, которая первой подняла карточку. За ответ максимум 5 баллов.

Задание. На слайде - фото адмирала Г.И.Невельского. Вопрос: Кто это? Какое отношение имеет к истории нашего края? (Адмирал Г.И.Невельской исследовал Дальний Восток, доказал, что Сахалин - остров. В его честь названы несколько географических объектов: город Невельск, пролив Невельского). За ответ максимум 5 баллов.

Ведущий: Молодцы! А теперь всех свистать наверх! (звуки корабельного колокола, гудок корабля и шум моря). Поднять якорь! Впереди у нас много интересного, ведь совсем скоро нас ожидает высадка на «Остров Лириков»! А вот и он. На нашей островной земле много замечательных писателей и поэтов, которые создали немало прекрасных произведений.

Задание. Я буду читать отрывки из стихотворений сахалинских авторов. Командам необходимо ответить, о чем  идёт речь. За каждый верный ответ - 2 балла.

По мере ответов ведущий показывает названные географические объекты на физической карте Сахалинской области, параллельно на слайдах демонстрируются фото этих объектов.

 

Юрий Николаев.

-Она течёт на юге Сахалина

В почтительности многовековой.

Пред нею сопки молча горбят спины,

Поросшие мохнатою тайгой.

В предгорьях мчась извилисто и бурно,

Река грохочет, пенится, рычит,

И помогать ей брать преграды штурмом

Со всех сторон сбегаются ручьи…

(река Лютога)

 

Иван Белоусов

- Где ветры беснуются в яром порыве

Да волны о скалы гремят,

У мыса Жонкьера в Татарском проливе

Три каменных Брата стоят.

Над ними плывут облака невесомо

В седой океанский простор.

И чудится мне: С полотна Васнецова

Три витязя сходят в дозор.

Россия простерлась у них за плечами,

Как отчий обстроенный дом.

И витязи встали у моря с мечами,

Прикрыв эту землю щитом.

Для недруга путь тут смертельно рискован:

Алеша,

Добрыня,

Илья

Повергнут во прах проходимца любого -

Разбойного Соловья...

Как в древних былинах,

У скал Сахалина

Стоят на заставе не зря….

(скалы «Три брата»)

Три Брата,

Три витязя,

Три исполина -

Три каменных богатыря.

 

Сергей Смирнов

Она в сплошном тумане по полгода,

А от тумана трудно ждать добра.

Тут самая капризная погода

И самые коварные ветра.

Как дунет ветер прямо с океана,

Ударят волны острову в бока,

Да так, что пробуждаются вулканы

И лавой прошибают облака.

Здесь каждый остров грозен и пещерист.

Кругом леса шумят на все лады.

А если рыба движется на нерест,

То рыбы в реках больше, чем воды.

(Курильская гряда – Курильские острова)

Александр Мандрик

Рассинелись сопки, и над всеми,

Возвышаясь в исполинский рост,

Он в седом, остроконечном шлеме

Занял вечный пограничный пост.

Кажется, воздушной трассы выше,

Растворяясь в воздухе слегка,

Человек к восходу солнца вышел,

Головой раздвинув облака.

(вулкан Тятя)

 

Ведущий: Ну, а мы отправляемся дальше.

Демонстрируется небольшой видеоролик о природе Сахалина и Курильских островов.

Вбегают пираты (соведущие, в дальнейшем помогают капитану проводить конкурсы, раздавать реквизит). Всем ни с места! Корабль взят на абордаж! Вы не отправитесь дальше, пока не выполните наши условия!

 

Задание. На слайде – ребусы. Командам необходимо их разгадать. Кто быстрее разгадывает – поднимает карточку. За каждый верно разгаданный ребус – 2 балла.

 

 

 

Ведущий: Наши команды молодцы! Справились быстро с заданием и теперь мы отправляемся дальше! Вперёд! Нас ждёт незабываемый «Остров  сокровищ». А вот и он! Добро пожаловать на берег!

Конкурс «Что? Где? Когда?». На слайдах фото: турбаза «Горный воздух», пугачёвские грязевые вулканы, останец «Лягушка», мыс Великан и т.д.

Командам показывается фото. Они должны устно дать наиболее полное описание того, что представлено на фото. Кто вперед поднимает карточку, тот и отвечает. За каждый верный ответ - 1 балл.

Конкурс «Что общего?». На слайдах фото. Необходимо дать объяснение: что объединяет все фото на одном слайде. За каждый верный ответ - 1 балл.

-водоросли, зефир, желе (из водорослей получают агар-агар, из которого производят суфле, желе, зефир);

-кабарга, вакциниум превосходный, жужелица Лопатина (эти животные и растения краснокнижные);

-папоротник, лопух, черемша (дикоросы, употребляемые в пищу);

-портреты Ж.Ф.Лаперуза, С.О.Макарова, Г.И.Невельского, Н.В.Рудановского (мореплаватели, исследователи, внесли вклад в изучение островов нашей области).

 

Конкурс «Третий - лишний». Командам раздаются карточки, на них названия. Необходимо из каждой «тройки» исключить лишнее название и обосновать свой выбор. За каждый верный ответ - 1 балл.

о.Тюлений – о.Монерон – о.Врангеля (лишний  - о.Врангеля – он не входит в состав Сахалинской области);

оз.Изменчивое – оз.Баскунчак – оз.Тунайча  (озеро Баскунчак не в Сахалинской области);

ехидна – кабарга – колонок (ехидна не обитает в нашей области) и т.д.

 

Ведущий: Вот и еще один остров мы покорили! Отправляемся дальше!

Звук шума моря, гул.

Ведущий: Но что это?! На море сильный шторм, ещё немного и нас разобьёт о скалы! Нужно срочно принимать меры. Держитесь! Для вас новое испытание – разгадать причину этой бури.

Задание «Вопрос - ответ»: Командам задаются вопросы. За каждый верный ответ - 1 балл.

- Когда я прихожу летом – становится холоднее и дождливее, когда прихожу зимой - становится теплее? Кто или чтО я? (летний или зимний муссон);

- Что такое тайфун? (разновидность тропического циклона, продолжительный штормовой циклон);

- Чем опасны тайфуны? (разрушительная энергия, тайфуны сопровождают сильные (часто ураганные) ветры, шторма, ливни);

- Какие еще грозные природные явления характерны для территорий, омывающихся Тихим океаном? (цунами, землетрясения, вулканизм).

Ведущий: Ну вот и всё, море успокоилось! Пора плыть дальше. Нас ждёт последний и самый загадочный из островов…А вот и он!

Задание «Таинственная карта». Командам нужно подписать на контурных картах как можно больше названий географических объектов Сахалинской области. Времени – пока звучит песня (песня о Сахалине). Оценивается по 5-бальной системе.

 

И напоследок, немного фантазии: Командам нужно загадать какое-то явление, географический объект, предмет по теме путешествия и показать это пантомимой (не произнеся ни слова). Задача команд-соперников отгадать задуманное. Оценивается и исполнение пантомимы, и правильность ответа (на усмотрение жюри).

Ведущий: Ну вот и завершилось наше путешествие по родным островам! Много испытаний вы встретили на своем пути, но со всеми справились отлично! Вы молодцы! Пока жюри подводит итоги, вы можете посмотреть книги. Звучит песня о Сахалине.

Подведение итогов. Награждение.

 

Рефлексия. Ребятам предлагается прикрепить к доске цветные стикеры - смайлики в зависимости от настроения. Красные – настроение плохое, зелёные - настроение прекрасное. Можно (по желанию) оставить на них комментарии.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.