Разработка внеурочного занятия «Мои родные острова»
РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Интеллектуальная игра-путешествие
«Мои родные острова»
для обучающихся 8-9 классов
Автор:
Зайцева Елена Павловна,
учитель географии МБОУ СОШ с.Онор
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
2023г.
Цель мероприятия: формирование у обучающихся гуманистических ценностей, любви к своей стране, своей малой родине, уважения к страницам её истории; популяризация краеведческих знаний.
Задачи:
-формировать знания обучающихся о природе, культуре, истории, экономике родного края;
- развивать познавательную активность обучающихся, их интеллект;
- расширять кругозор обучающихся;
- развивать коммуникативные навыки (умение работать в команде);
- воспитывать у обучающихся любовь к Родине и своему родному краю, гордость за свою страну.
Оформление кабинета: физическая карта Сахалинской области, картины природы и фото достопримечательностей острова Сахалин и Курильских островов, книги (фотоальбомы) о Сахалинской области, флаг и герб Сахалинской области; слайд-презентация.
Звуковое оформление: песни о Сахалине, звуки (корабельный колокол, гудок корабля, шум моря), видеоролики о Сахалине и Курильских островах.
Реквизит: листы бумаги для жюри и команд, карандаши, ручки, цветные карточки для капитанов, контурные карты Сахалинской области, дипломы для награждения, цветные листочки - пазлы, цветные стикеры - смайлики.
Ведущий - капитан, его помощники - пираты (помогают ведущему - включают музыку, видеоролики, демонстрируют слайды, раздают реквизит и т.д.)
Ход мероприятия:
Пока все собираются, фоном звучат песни про Сахалин («Отец Сахалин», «Ну что тебе сказать про Сахалин?»).
Ребятам демонстрируется видеоролик о Сахалинской области.
Ведущий (он же - капитан корабля): Дорогие ребята и гости! Рады приветствовать вас на нашем корабле «Смелый»! Сегодня мы с вами совершим путешествие, но не простое, а интеллектуальное! Как вы думаете, куда мы отправимся?
(Ребята отвечают, что по Сахалинской области)
Ведущий: Конечно же, отправимся в путешествие мы по волшебным островам нашей удивительной, неповторимой, единственной в России области на островах - Сахалинской области! Во время путешествия у вас будет возможность освежить свои знания, а также узнать много нового и интересного о родных островах.
Звучит корабельный колокол и гудок корабля.
Ведущий: Наше путешествие по родным островам начинается! Итак, мы отправляемся! Сегодня вашим рулевым буду я (представляется). А помогать мне будут наши матросы (члены жюри - представляет их). Наше путешествие интеллектуальное так как вы, дорогие ребята, будете соревноваться в своих краеведческих знаниях. В конце путешествия мы определим знатоков родного края. А пока вам нужно разделиться на команды.
Деление учащихся на команды, выбор капитанов команд: Ещё до начала мероприятия, при входе в кабинет ребята берут себе из общей стопки кусочки цветных листочков - пазлов. Школьники разбиваются на команды в зависимости от цвета фигурок (2 или 3 команды). Далее им необходимо из своих листочков - пазлов составить целую фигуру (остров, кораблик, дельфин) и придумать название команды, включив в название слово, обозначающее фигурку (например, «Таинственный остров» или «Островитяне», «Быстрые дельфины» и т.д.).
Капитаны представляют свои команды.
Ведущий: Пока мы следуем по маршруту, предлагаю небольшую разминку.
Разминка: Командам будут заданы вопросы. Та команда, которая знает ответ, поднимает карточку. Отвечает та команда, которая первой подняла карточку. За каждый верный ответ – 1 балл.
- Можно ли сегодня получить телеграмму, посланную завтра? (да, если она будет отправлена рано утром с Сахалина в Москву).
- Назовите фамилию человека, доказавшего, что Сахалин – остров (Невельской).
- Так на Сахалине называют горы (сопки).
-Название населённого пункта нашего островного края, которое «летает» (Сокол).
-Так в Сахалинской области называют Вакциниум превосходный (замечательный) (клоповка).
Ведущий: Прямо по курсу «Остров Истории».
Задание. На слайде – фото. Командам необходимо дать письменно как можно больше информации о фото. Что это? Какое отношение имеет к истории нашего острова? Время – 5 минут. (Переписные листы, заказанные А.П.Чеховым и отпечатанные на типографии в посту Александровском (ныне г.Александровск-Сахалинский) для проведения им переписи населения во время его поездки на остров Сахалин. В то время на острове была каторга). Команды письменные ответы отдают жюри. За ответ максимум 5 баллов.
Задание. На слайде - карта военных действий. Командам нужно рассказать о событиях, отражённых на карте (освободительная операции в сентябре 1945 года на Сахалине, бои на Харамитогах). Отвечает та команда, которая первой подняла карточку. За ответ максимум 5 баллов.
Задание. На слайде - фото адмирала Г.И.Невельского. Вопрос: Кто это? Какое отношение имеет к истории нашего края? (Адмирал Г.И.Невельской исследовал Дальний Восток, доказал, что Сахалин - остров. В его честь названы несколько географических объектов: город Невельск, пролив Невельского). За ответ максимум 5 баллов.
Ведущий: Молодцы! А теперь всех свистать наверх! (звуки корабельного колокола, гудок корабля и шум моря). Поднять якорь! Впереди у нас много интересного, ведь совсем скоро нас ожидает высадка на «Остров Лириков»! А вот и он. На нашей островной земле много замечательных писателей и поэтов, которые создали немало прекрасных произведений.
Задание. Я буду читать отрывки из стихотворений сахалинских авторов. Командам необходимо ответить, о чем идёт речь. За каждый верный ответ - 2 балла.
По мере ответов ведущий показывает названные географические объекты на физической карте Сахалинской области, параллельно на слайдах демонстрируются фото этих объектов.
Юрий Николаев.
-Она течёт на юге Сахалина
В почтительности многовековой.
Пред нею сопки молча горбят спины,
Поросшие мохнатою тайгой.
В предгорьях мчась извилисто и бурно,
Река грохочет, пенится, рычит,
И помогать ей брать преграды штурмом
Со всех сторон сбегаются ручьи…
(река Лютога)
Иван Белоусов
- Где ветры беснуются в яром порыве
Да волны о скалы гремят,
У мыса Жонкьера в Татарском проливе
Три каменных Брата стоят.
Над ними плывут облака невесомо
В седой океанский простор.
И чудится мне: С полотна Васнецова
Три витязя сходят в дозор.
Россия простерлась у них за плечами,
Как отчий обстроенный дом.
И витязи встали у моря с мечами,
Прикрыв эту землю щитом.
Для недруга путь тут смертельно рискован:
Алеша,
Добрыня,
Илья
Повергнут во прах проходимца любого -
Разбойного Соловья...
Как в древних былинах,
У скал Сахалина
Стоят на заставе не зря….
(скалы «Три брата»)
Три Брата,
Три витязя,
Три исполина -
Три каменных богатыря.
Сергей Смирнов
Она в сплошном тумане по полгода,
А от тумана трудно ждать добра.
Тут самая капризная погода
И самые коварные ветра.
Как дунет ветер прямо с океана,
Ударят волны острову в бока,
Да так, что пробуждаются вулканы
И лавой прошибают облака.
Здесь каждый остров грозен и пещерист.
Кругом леса шумят на все лады.
А если рыба движется на нерест,
То рыбы в реках больше, чем воды.
(Курильская гряда – Курильские острова)
Александр Мандрик
Рассинелись сопки, и над всеми,
Возвышаясь в исполинский рост,
Он в седом, остроконечном шлеме
Занял вечный пограничный пост.
Кажется, воздушной трассы выше,
Растворяясь в воздухе слегка,
Человек к восходу солнца вышел,
Головой раздвинув облака.
(вулкан Тятя)
Ведущий: Ну, а мы отправляемся дальше.
Демонстрируется небольшой видеоролик о природе Сахалина и Курильских островов.
Вбегают пираты (соведущие, в дальнейшем помогают капитану проводить конкурсы, раздавать реквизит). Всем ни с места! Корабль взят на абордаж! Вы не отправитесь дальше, пока не выполните наши условия!
Задание. На слайде – ребусы. Командам необходимо их разгадать. Кто быстрее разгадывает – поднимает карточку. За каждый верно разгаданный ребус – 2 балла.
Ведущий: Наши команды молодцы! Справились быстро с заданием и теперь мы отправляемся дальше! Вперёд! Нас ждёт незабываемый «Остров сокровищ». А вот и он! Добро пожаловать на берег!
Конкурс «Что? Где? Когда?». На слайдах фото: турбаза «Горный воздух», пугачёвские грязевые вулканы, останец «Лягушка», мыс Великан и т.д.
Командам показывается фото. Они должны устно дать наиболее полное описание того, что представлено на фото. Кто вперед поднимает карточку, тот и отвечает. За каждый верный ответ - 1 балл.
Конкурс «Что общего?». На слайдах фото. Необходимо дать объяснение: что объединяет все фото на одном слайде. За каждый верный ответ - 1 балл.
-водоросли, зефир, желе (из водорослей получают агар-агар, из которого производят суфле, желе, зефир);
-кабарга, вакциниум превосходный, жужелица Лопатина (эти животные и растения краснокнижные);
-папоротник, лопух, черемша (дикоросы, употребляемые в пищу);
-портреты Ж.Ф.Лаперуза, С.О.Макарова, Г.И.Невельского, Н.В.Рудановского (мореплаватели, исследователи, внесли вклад в изучение островов нашей области).
Конкурс «Третий - лишний». Командам раздаются карточки, на них названия. Необходимо из каждой «тройки» исключить лишнее название и обосновать свой выбор. За каждый верный ответ - 1 балл.
о.Тюлений – о.Монерон – о.Врангеля (лишний - о.Врангеля – он не входит в состав Сахалинской области);
оз.Изменчивое – оз.Баскунчак – оз.Тунайча (озеро Баскунчак не в Сахалинской области);
ехидна – кабарга – колонок (ехидна не обитает в нашей области) и т.д.
Ведущий: Вот и еще один остров мы покорили! Отправляемся дальше!
Звук шума моря, гул.
Ведущий: Но что это?! На море сильный шторм, ещё немного и нас разобьёт о скалы! Нужно срочно принимать меры. Держитесь! Для вас новое испытание – разгадать причину этой бури.
Задание «Вопрос - ответ»: Командам задаются вопросы. За каждый верный ответ - 1 балл.
- Когда я прихожу летом – становится холоднее и дождливее, когда прихожу зимой - становится теплее? Кто или чтО я? (летний или зимний муссон);
- Что такое тайфун? (разновидность тропического циклона, продолжительный штормовой циклон);
- Чем опасны тайфуны? (разрушительная энергия, тайфуны сопровождают сильные (часто ураганные) ветры, шторма, ливни);
- Какие еще грозные природные явления характерны для территорий, омывающихся Тихим океаном? (цунами, землетрясения, вулканизм).
Ведущий: Ну вот и всё, море успокоилось! Пора плыть дальше. Нас ждёт последний и самый загадочный из островов…А вот и он!
Задание «Таинственная карта». Командам нужно подписать на контурных картах как можно больше названий географических объектов Сахалинской области. Времени – пока звучит песня (песня о Сахалине). Оценивается по 5-бальной системе.
И напоследок, немного фантазии: Командам нужно загадать какое-то явление, географический объект, предмет по теме путешествия и показать это пантомимой (не произнеся ни слова). Задача команд-соперников отгадать задуманное. Оценивается и исполнение пантомимы, и правильность ответа (на усмотрение жюри).
Ведущий: Ну вот и завершилось наше путешествие по родным островам! Много испытаний вы встретили на своем пути, но со всеми справились отлично! Вы молодцы! Пока жюри подводит итоги, вы можете посмотреть книги. Звучит песня о Сахалине.
Подведение итогов. Награждение.
Рефлексия. Ребятам предлагается прикрепить к доске цветные стикеры - смайлики в зависимости от настроения. Красные – настроение плохое, зелёные - настроение прекрасное. Можно (по желанию) оставить на них комментарии.