12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга164
Закончила Вольское Педагогическое училище №2 им. Ф.И. Панферова окончила в 1991 году, по специальности: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» присвоена квалификация учитель начальных классов.
Россия, Саратовская обл., п.Восточный
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Разработка занятия по функциональной грамотности 4 класс на тему "Картофель"

Тема урока:  «Картофель»

Цель занятия: познакомить учащихся со строением и использованием растения картофеля.

Задачи:

Сформировать устойчивое понимание о значение картофеля в жизни людей, развить навыки проведения опытов: определять на ощупь крахмал ;

Развивать социальные навыки: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение.

Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.

Воспитывать интерес к всему новому.

Оборудование: презентация к занятию, картофель, стаканчики с водой, сито, терка, крахмал, фрагмент из х/ф «Девчата»

 Тип занятия: сообщение новых знаний.                               

I.Эмоциональный настрой на урок

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

II.Актуализация знаний

.Чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на занятии, отгадайте ребус.


t1687370660aa.jpg

Картофель



III.Постановка учебной задачи.

- Какую цель и задачи мы должны достичь сегодня на занятии? (Дети ставят цель и задачи урока)

В некотором царстве

В некотором государстве,

Не на Марсе и не Луне,

Жил картофель на земле.

Свойство царское имел он,

Накормить народ сумел

Словом наша речь о том

Как пришел картофель в дом!

О всех свойствах ,об уходе,

О посадке в огороде,

Многое должны узнать

И уже пора начать.


IVПостроение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта

Задание 1

-Перед вами рисунок –куст картофеля.Дополните рисунок подписями.

(Проверка по эталону)

t1687370660ab.gif


Дети самостоятельно читают вывод


t1687370660ac.gif


В наши дни не сыскать, пожалуй, в мире человека, который бы не знал вкуса картофельных клубней, или просто картошки.

У нас этот корнеплод пользуется большой популярностью. Да и во многих странах тоже.

- А кто знает где родина картофеля и как он появился у нас?

Самостоятельное изучение материала


Родина картофеля

Родиной этого овоща считают Южную Америку. Известно, что именно здесь начали употреблять картофель более 14 тысячи лет назад.

 Картофель в России

В России овощ появился в восемнадцатом веке, во времена правления Петра I. Путешествуя по Европе, император высоко оценил качество блюд из картофеля. У него появилось желание распространить выращивание овоща во всех российских губерниях

Люди не сразу приняли картофель, потому что стали есть ягоды и отравились. В городах картофель сажали на цветниках и клумбах. Дамы украшали свои наряды цветами картофеля. А в деревне крестьяне испугались отравлений и решили картофель сжечь , в костёр кидали ботву вместе с клубнями. Когда костёр погас, увидели аппетитную жареную картошку. И с тех пор в России её называют «Второй хлеб».


«Угадай-ка»


t1687370660ad.jpgt1687370660ae.jpg


- Что является ближайшим родственником картофеля?

t1687370660af.gif

- В результате цветения, в наземной части картофеля завязывается зеленая ягода, которую нельзя кушать из-за ее ядовитости. Помидор тоже является, с точки зрения ботаники, ягодой, так как у него внутри сочная мякоть и семечки, как у всех ягод. В отличие от томатов, плод картофеля не употребляется в пищу.

- А вот то что мы кушаем-клубни, давайте попробуем изучить.

Задание 2

Проведение опыта на выявление крахмала.

- Что же входит в состав картофеля?

-для этого мы проведем опыты.

ОПЫТ № 1

Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица. Отжимаем картофель, показывая что в нем есть вода.

Вывод: в картофеле есть вода.


ОПЫТ № 2

Натертую картофельную кашицу положим с вами в пластмассовые стаканчики, вы добавите немного воды и размешаете ложечкой. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.


ОПЫТ № 3

Теперь возьмите пустые стаканчики и постарайтесь аккуратно перелить в них нашу мутную воду. Дадим нашей водичке отстояться, чуть позже мы с вами посмотрим что произошло с нашей мутной водичкой.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество, его называют крахмал.

ОПЫТ № 4

Ребята, говорят, что картофель богат крахмалом,

Крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, напоминающий муку. Он не имеет никакого запаха и при потирании его пальцами можно услышать своеобразный хруст его мельчайших частичек, а они, кстати, меньше чем у муки. У вас на столе лежит пакет с крахмалом. Что вы можете сказать о цвете крахмала?

Вывод: Крахмал белого цвета.

Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем

Вывод: Крахмал хрустит

Ребята мы с вами рассмотрели крахмал, потрогали его, а теперь давайте посмотрим есть ли такое вещество в картофеле.

Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод, если в продукте есть крахмал, то цвет меняется и становится темно-синего цвета.

- Капнем на разрезанную картофелину капельку йода, посмотрите, что получилось?

Выводкартофель посинел, значит в нем есть крахмал.

Ребята а теперь возьмите осторожно, не болтая стаканчики, куда мы с вами переливали мутную картофельную водичку, что там произошло?

- Правильно на дне стаканчика появился белый осадок, это и есть наш с вами крахмал, я сейчас тихонечко солью водичку и на вещество в стаканчике капну капельку йода, чтобы показать вам, что это крахмал. Капаю йод, вещество синеет.

Дети, скажите, какое вещество мы с вами получили из картофеля? А как мы с вами узнали что это крахмал?

-Какой опыт провел мальчик Рома со своими одноклассниками и для чего? Прочитайте в задании 2.

-Какой вывод могли сделать ребята?

Вывод: Разные сорта картофеля содержат разное количество крахмала.


Работа в группе

-Прочитайте задание 3 и сделайте выводы.

t1687370660ag.gif

Ответ: «Радонежский» - для салата, «Розара» - для жарки, «Синеглазка» - для пюре. Сажая сорта картофеля с разными характеристиками (срок созревания, степень устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным погодным факторам и тд.) бабушка Ромы всегда будет с урожаем1 Из рассыпчатой картошки пюре вкусное, а вот на салат она совсем не годится. Разные сорта подходят для разных блюд.

- Давайте рассмотрим схему и узнаем где применяют крахмал

Использование крахмала

t1687370660ah.jpg


Физминутка под песню «Антошка» (видео)


-А что же еще входит в состав картофеля. Рассмотрите схему.


t1687370660ai.jpg



-Что интересного вы узнали? Что вас удивило? ( В состав картофеля входит ядовитое вещество- Соланин)


Самостоятельное изучение материала

- Клубни картофеля обладают пищевой ценностью , но, несмотря на свои полезные свойства, они могут представить серьезную опасность для организма.Виной тому яд соланин. Соланин накапливается в картофеле в определенный период произрастания. В осенне-зимний период количество соланина в картофеле ничтожно мало, весной же , после длительного хранения, его значительно больше. Резко повышается содержание соланина в позеленевшем и проросшем картофеле. При долгом лежании на солнце количество соланина может резко увеличиться, тогда картофелины приобретают горький , неприятный вкус.Картофель, содержащий много соланина, ядовит и не должен использоваться в пищу.

Как выяснили ученые, соланин входит в состав и здорового картофеля, но в небольшом количестве. Отравления этим ядом редки, так как в большинстве случаев он выкидывается с кожурой в отходы.Возможность отравления повышается в случаях потребления большого количества проросшего картофеля, сваренного кожурой.

Задание 5

t1687370660aj.gif

Задание 4

-Прочитайте задание и используя таблицу ответьте на вопросы

t1687370660ak.gif


Блюда з картофеля

- Мы сегодня много говорили о картофеле. А что же готовят из него ?

-вы сейчас посмотрите один фрагмент из художественного фильма, постарайтесь посчитать сколько блюд здесь прозвучит.(19)

(Фрагмент из х/ф «Девчата»)

- Какие блюда, используя картофель, готовятся у вас дома?


Рефлексия

-Что интересного вы сегодня узнали на занятии?


Составьте синквейн по теме нашего занятия



картофель
питательный полезный
сажают копают едят
картошка - хлебу русскому присошка
кормилица








Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.