Разработка занятия по функциональной грамотности в 4 классе на тему «Картофель»
Тема урока: «Картофель»
Цель занятия: познакомить учащихся со строением и использованием растения картофеля.
Задачи:
Сформировать устойчивое понимание о значение картофеля в жизни людей, развить навыки проведения опытов: определять на ощупь крахмал ;
Развивать социальные навыки: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
Воспитывать интерес к всему новому.
Оборудование: презентация к занятию, картофель, стаканчики с водой, сито, терка, крахмал, фрагмент из х/ф «Девчата»
Тип занятия: сообщение новых знаний.
I.Эмоциональный настрой на урок
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
II.Актуализация знаний
.Чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на занятии, отгадайте ребус.
Картофель
III.Постановка учебной задачи.
- Какую цель и задачи мы должны достичь сегодня на занятии? (Дети ставят цель и задачи урока)
В некотором царстве
В некотором государстве,
Не на Марсе и не Луне,
Жил картофель на земле.
Свойство царское имел он,
Накормить народ сумел
Словом наша речь о том
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах ,об уходе,
О посадке в огороде,
Многое должны узнать
И уже пора начать.
IVПостроение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта
-Перед вами рисунок –куст картофеля.Дополните рисунок подписями.
(Проверка по эталону)
Дети самостоятельно читают вывод
В наши дни не сыскать, пожалуй, в мире человека, который бы не знал вкуса картофельных клубней, или просто картошки.
У нас этот корнеплод пользуется большой популярностью. Да и во многих странах тоже.
- А кто знает где родина картофеля и как он появился у нас?
Самостоятельное изучение материала
Родина картофеля
Родиной этого овоща считают Южную Америку. Известно, что именно здесь начали употреблять картофель более 14 тысячи лет назад.
Картофель в России
В России овощ появился в восемнадцатом веке, во времена правления Петра I. Путешествуя по Европе, император высоко оценил качество блюд из картофеля. У него появилось желание распространить выращивание овоща во всех российских губерниях
Люди не сразу приняли картофель, потому что стали есть ягоды и отравились. В городах картофель сажали на цветниках и клумбах. Дамы украшали свои наряды цветами картофеля. А в деревне крестьяне испугались отравлений и решили картофель сжечь , в костёр кидали ботву вместе с клубнями. Когда костёр погас, увидели аппетитную жареную картошку. И с тех пор в России её называют «Второй хлеб».
«Угадай-ка»
- Что является ближайшим родственником картофеля?
- В результате цветения, в наземной части картофеля завязывается зеленая ягода, которую нельзя кушать из-за ее ядовитости. Помидор тоже является, с точки зрения ботаники, ягодой, так как у него внутри сочная мякоть и семечки, как у всех ягод. В отличие от томатов, плод картофеля не употребляется в пищу.
- А вот то что мы кушаем-клубни, давайте попробуем изучить.
Задание 2
Проведение опыта на выявление крахмала.
- Что же входит в состав картофеля?
-для этого мы проведем опыты.
ОПЫТ № 1
Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица. Отжимаем картофель, показывая что в нем есть вода.
Вывод: в картофеле есть вода.
ОПЫТ № 2
Натертую картофельную кашицу положим с вами в пластмассовые стаканчики, вы добавите немного воды и размешаете ложечкой. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
ОПЫТ № 3
Теперь возьмите пустые стаканчики и постарайтесь аккуратно перелить в них нашу мутную воду. Дадим нашей водичке отстояться, чуть позже мы с вами посмотрим что произошло с нашей мутной водичкой.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество, его называют крахмал.
ОПЫТ № 4
- Ребята, говорят, что картофель богат крахмалом,
Крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, напоминающий муку. Он не имеет никакого запаха и при потирании его пальцами можно услышать своеобразный хруст его мельчайших частичек, а они, кстати, меньше чем у муки. У вас на столе лежит пакет с крахмалом. Что вы можете сказать о цвете крахмала?
Вывод: Крахмал белого цвета.
Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем
Вывод: Крахмал хрустит
- Ребята мы с вами рассмотрели крахмал, потрогали его, а теперь давайте посмотрим есть ли такое вещество в картофеле.
- Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод, если в продукте есть крахмал, то цвет меняется и становится темно-синего цвета.
- Капнем на разрезанную картофелину капельку йода, посмотрите, что получилось?
Вывод: картофель посинел, значит в нем есть крахмал.
- Ребята а теперь возьмите осторожно, не болтая стаканчики, куда мы с вами переливали мутную картофельную водичку, что там произошло?
- Правильно на дне стаканчика появился белый осадок, это и есть наш с вами крахмал, я сейчас тихонечко солью водичку и на вещество в стаканчике капну капельку йода, чтобы показать вам, что это крахмал. Капаю йод, вещество синеет.
- Дети, скажите, какое вещество мы с вами получили из картофеля? А как мы с вами узнали что это крахмал?
-Какой опыт провел мальчик Рома со своими одноклассниками и для чего? Прочитайте в задании 2.
-Какой вывод могли сделать ребята?
Вывод: Разные сорта картофеля содержат разное количество крахмала.
Работа в группе
-Прочитайте задание 3 и сделайте выводы.
Ответ: «Радонежский» - для салата, «Розара» - для жарки, «Синеглазка» - для пюре. Сажая сорта картофеля с разными характеристиками (срок созревания, степень устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным погодным факторам и тд.) бабушка Ромы всегда будет с урожаем1 Из рассыпчатой картошки пюре вкусное, а вот на салат она совсем не годится. Разные сорта подходят для разных блюд.
- Давайте рассмотрим схему и узнаем где применяют крахмал
Использование крахмала
Физминутка под песню «Антошка» (видео)
-А что же еще входит в состав картофеля. Рассмотрите схему.
-Что интересного вы узнали? Что вас удивило? ( В состав картофеля входит ядовитое вещество- Соланин)
Самостоятельное изучение материала
- Клубни картофеля обладают пищевой ценностью , но, несмотря на свои полезные свойства, они могут представить серьезную опасность для организма.Виной тому яд соланин. Соланин накапливается в картофеле в определенный период произрастания. В осенне-зимний период количество соланина в картофеле ничтожно мало, весной же , после длительного хранения, его значительно больше. Резко повышается содержание соланина в позеленевшем и проросшем картофеле. При долгом лежании на солнце количество соланина может резко увеличиться, тогда картофелины приобретают горький , неприятный вкус.Картофель, содержащий много соланина, ядовит и не должен использоваться в пищу.
Как выяснили ученые, соланин входит в состав и здорового картофеля, но в небольшом количестве. Отравления этим ядом редки, так как в большинстве случаев он выкидывается с кожурой в отходы.Возможность отравления повышается в случаях потребления большого количества проросшего картофеля, сваренного кожурой.
Задание 5
Задание 4
-Прочитайте задание и используя таблицу ответьте на вопросы
Блюда з картофеля
- Мы сегодня много говорили о картофеле. А что же готовят из него ?
-вы сейчас посмотрите один фрагмент из художественного фильма, постарайтесь посчитать сколько блюд здесь прозвучит.(19)
(Фрагмент из х/ф «Девчата»)
- Какие блюда, используя картофель, готовятся у вас дома?
Рефлексия
-Что интересного вы сегодня узнали на занятии?
Составьте синквейн по теме нашего занятия
картофель
питательный полезный
сажают копают едят
картошка - хлебу русскому присошка
кормилица