12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Новашева238
Россия, Волгоградская обл., Палласовка

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ


Новашева Елена Николаевна,

мастер производственного обучения

ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум»,

г. Палласовка


Национальный проект «Образование», паспорт которого утверждён 24 декабря 2018 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, направлен на достижение двух основных целей. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Обе эти цели тесно связаны с понятием функциональной грамотности, которое становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях в сфере образования. Не может остаться в стороне от этих процессов и система среднего профессионального образования, так как прямой целью Национального проекта «Образование» является его модернизация профессионального образования. Методология и критерии оценки качества обучения в проекте основаны на практике международных исследований качества подготовки обучающихся (PISA, PIAAS, TALIS).

В педагогической литературе существуют различные формулировки понятия «функциональная грамотность». Так, А. А. Леонтьев определяет: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2].

По мнению М. Б. Бершадской, функциональная грамотность, приобретенная человеком в школе, расширяется и углубляется на протяжении всей жизни, в процессе формирования компетенций [3].

Функциональная грамотность студента СПО - это уровень образованности, достигнутый в процессе овладения общими и профессиональными компетенциями, зафиксированными ФГОС СПО, включая совокупность личностных качеств, которые проявляются в знаниях, умениях, способностях и помогают молодому человеку адаптироваться на рынке труда, принимать осознанные решения в вопросах продолжения образования, самообразования, трудоустройства, успешно решать задачи профессионального и вне профессионального характера в неоднозначных и нестандартных ситуациях[3].

В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается также и через компетентностный подход. Уровень функциональной грамотности в рамках компетентностного подхода отражает сформированность умений действовать по принятым в обществе нормам, правилам, инструкциям, т. е. характеризуется способностью решать стандартные и нестандартные жизненные задачи, связанные с реализацией социальных функций человека. Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность – это способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.

При освоении профессиональных образовательных программ функциональная грамотность студентов может быть охарактеризована следующими показателями и индикаторами:

общая грамотность — умения прочитать и проанализировать текст; без затруднений ответить на вопросы, выполнять измерения, делать вычисления; умение искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и облачными технологиями, создавать тексты;

математическая грамотность — способность к аналитическому, логическому мышлению, пространственному воображению, умению читать таблицы, диаграммы, графики; вычислять периметр и площадь; использовать масштаб;

информационная грамотность — умение находить, анализировать отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных и электронных источников; умение анализировать информацию в соответствии с поставленными целями и задачами;

компьютерная грамотность — умения работать с текстовыми и графическими редакторами; умения создавать электронные презентации, редактировать фото и видео-файлы;

коммуникативная грамотность — умения общения в любом формате, в режиме видеоконференции; умения адаптироваться к новым требованиям и условиям;

финансовая грамотность — анализировать финансовую ситуацию на рынке труда, иметь представление об организации индивидуальной предпринимательской деятельности и само занятости; формирование сметы;

экологическая грамотность — умение адекватно оценивать экологические проблемы социальной среды и профессиональной деятельности;

технологическая грамотность — знание основных современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий, используемых в практической, производственной и социальной сферах; умения прочитать технологическую документацию (инструкцию, чертеж, схему) на заданную работу, подобрать инструмент, оборудование и т. п., организовать рабочее место, контролировать процесс и результаты труда, оценивать качество, выполнять требования безопасного труда; знание требований профессии, предъявляемых к личности специалиста; владение основами проектной деятельности и графическими средствами отображения информации;

управленческая грамотность — умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности; обосновать выбранный способ решения проблемы (задачи); определять стратегию действий и предвидеть результаты; генерировать творческую инициативу, организовывать ее внедрение;

правовая грамотность — умение использовать нормативные документы; стремление быть носителем активной жизненной позиции.

Вместе с тем следует учитывать, что феномен «функциональная грамотность» обладает внутренней целостностью, и выделять его отдельные аспекты можно лишь условно.

Как было сказано ранее, функциональная грамотность – это непрерывный процесс, который продолжает формироваться в образовательных учреждениях СПО. Говоря о дисциплине «Информатика», которая включена во все программы подготовки, в рамках формирования функциональной грамотности в первую очередь подразумевают формирование информационной и компьютерной грамотности. Грамотное использование компьютера в профессиональной деятельности и умение работать с информацией являются одними из основных требований к современному специалисту любой направленности.

Формирование функциональной грамотности – это процесс, который осуществляется в процессе освоения профессиональных образовательных программ, учитывает динамично меняющиеся требования профессиональных стандартов, работодателей и общества к личности современного профессионала.

Основным средством формирования функциональной грамотности является решение студентами специально постановленных учебных задач, учебно-практических заданий, которые должны быть обязательным содержательным компонентом учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы СПО.

При планировании занятий по дисциплине Информатика, с целью формирования функциональной грамотности, предпочтительно выбирать активные методы обучения. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. На уроках информатики использую такие активные методы и приемы:

1. Мотивация начальной деятельности. В начале урока важно создать у студентов определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на занятии. Следует заинтересовать обучающихся, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материалу. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации из жизни, либо профессионального уклона.

На первом занятии по знакомству с возможностями электронных таблиц студентам первого курса ставлю вопросы: с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни? И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана? Тем самым подвожу к теме урока: «Возможности электронных таблиц». Поскольку интерфейс программ компании Microsoft сходный, можно применить методический приём по выделению знакомых студентам команд в среде электронной таблицы. Данный приём нацеливает обучающихся на исследовательские методы работы и вырабатывает самостоятельный поисковый стиль.

2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений. На данном этапе урока, работу студентов можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров; выполнения графических работ и работы над таблицами (схемами, графиками, чертежами), письменных ответов обучающихся на вопросы из пройденного материала, тестирование. Также часто использую такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность студентов. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить обучающихся к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха. На данном этапе использую работу в парах, разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Незаконченные предложения», «Верю – не верю», «Лови ошибку». Это универсальные приемы, способствующие актуализации знаний обучающихся и активизации мыслительной деятельности. Данные приемы дают возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы учебного занятия.

3. Закрепление знаний и умений. На данном этапе урока стараюсь выдавать на выполнение студентам заданий с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из изучаемой темы. Можно использовать приемы: дискуссия, работа в группах, «Верю – не верю», ролевая игра. Обучающиеся могут выполнять как индивидуальные, так и групповые задания. Например, тема урока: «Создание текстовых документов на компьютере». Студентам предлагается разработать творческий мини – проект, где необходимо создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, чтобы работодатель смог заинтересоваться кандидатурой на должность и взять на работу. Студентам ставится вопрос: «Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимание?» Студентам необходимо донести, что нужно уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.

4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков. Учебное занятие по информатике должно быть проведено не только с ориентацией на усвоение обучающимися теоретических знаний, но и выработкой практических умений и навыков. Поэтому важным этапом занятия является практическая часть. Ее необходимо организовывать таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания студентов к самооценке и рефлексии. На этом этапе занятия можно использовать дискуссию, работу в парах, в группах.

Например, при изучении темы «Создание компьютерной презентации» используется метод проектов (мини-проектов), который даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Студентам предлагается создать презентации экскурсионных маршрутов по следующим темам: «Что бы вы хотели увидеть в России?», «Какие наиболее интересные маршруты можно разработать по родному краю?», «Что бы вы хотели показать человеку, который впервые приехал в Волгоградскую область (Палласовский район)?».

5. Итог урока. Заканчивая урок, нужно всегда подытожить сделанное на учебном занятии. Подводя итоги, важно понять, какой уровень усвоения знаний обучающимися, какое впечатление от занятия. Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», «Микрофон», работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом карточки сдаются преподавателю на проверку. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок: самооценки, оценки группы студентов и оценки преподавателя за работу.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что каждый этап учебного занятия любой изучаемой темы по дисциплине Информатика позволяет сформировать показатель и индикатор функциональной грамотности.

В таблице представлены темы рабочей программы Информатика по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, практические задания, формируемые показатели и соответствующие индикаторы функциональной грамотности.


Таблица «Формирование функциональной грамотности при реализации учебной дисциплины Информатика»

Тема рабочей программы

Практическое

задание

Показатель

Индикатор функциональной грамотности

1

Комплектация компьютерного рабочего места

Формирование технического задания на проектирование, в соответствии с анкетой-опросом заказчика

Способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

общая

2

Представление информации в различных системах счисления

Решение задач по переходу из одной системы счисления в другую

Способность к аналитическому, логическому мышлению, умению составлять и читать инфографику, выполнять вычисления

математическая

3

Создание и сопровождение сайта

Выбор стилистического решения для дизайн-проекта сайта

Способность осуществлять поиск, анализировать информацию и применять системный подход для решения поставленных задач

информационная

4

Программы компьютерной графики, черчения и мультимедиа

Выполнение 3-D модели и визуализации в программе моделирования пространства

Владение интерфейсом программного обеспечения, способность к моделированию и пространственному мышлению

компьютерная

5

Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях

Выступление в режиме видеоконференции

Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах

коммуникативная

6

Локальные компьютерные сети Выбор материалов и оборудования

Выбор материалов и оборудования, формирование расчета себестоимости локальной сети кабинета

Способность ориентироваться в номенклатуре современных материалов и оборудования, их применение в соответствии с задачами и требованиями

финансовая

7

Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели

Выбор материалов и оборудования

Способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности

экологическая

8

Компьютерное черчение

Выполнение чертежей и визуализации по проекту

Способность выполнять графические изображения по теме проекта

технологическая

9

Разработка несложного алгоритма решения задачи

Выполнение вариантов разработки алгоритмов решения повседневных задач

Способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

управленческая

10

Правовые нормы информационной сферы

Работа с нормативно-правовой базой для формирования проектной документации

Способность определять круг задач и выбирать оптимальные способы решения, в соответствии с действующими правовыми нормами и стандартами

правовая


Можно выделить следующие уровни сформированности функциональной грамотности студентов: критический, удовлетворительный, достаточный, продвинутый, оптимальный.

Критический уровень — у абитуриента СПО слабая сформированность общей грамотности, отсутствует мотивация к изучению обще образовательных дисциплин и низкая мотивация к обучению в целом; проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Удовлетворительный уровень — у студента первого курса сформирована общая грамотность, имеются проблемы в области математической грамотности, слабые представления о возможностях информационно-коммуникационных и цифровых технологий в сфере освоения выбранных профессий/специальностей; имеется мотивация к освоению профессий/ специальностей, но слабая мотивация к теоретическому обучению.

Достаточный уровень — у студента сформирована общая и математическая грамотность; он владеет основами информационно-коммуникационных и цифровых технологий, технологической грамотности; имеет устойчивую мотивацию к углубленному освоению профессии/ специальности, иноязычные знания (знания иностранного языка) отсутствуют или минимальные.

Продвинутый уровень — у студента сформирована общая и математическая грамотность; он владеет информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, свободно ориентируется в освоенных технологических процессах, имеет начальные навыки в сфере управления производственным коллективом (группой, бригадой); имеет устойчивую мотивацию к  углубленному освоению профессии/специальности, к  самообразованию, отслеживает спрос и  предложения рынка труда, имеет иноязычные знания (знания иностранного языка) на уровне понимания простого текста (инструкции).

Оптимальный уровень — формируется в период развития продвинутого уровня функциональной грамотности на  завершающих этапах обучения и в процессе последующей профессиональной деятельности. Студент (выпускник) СПО свободно владеет полученными профессиональными знаниями и умениями, готов осваивать новые профессии/ специальности, трудовые функции, востребованные рынком труда, грамотен в области социально-трудовых и финансовых отношений, готов действовать в нестандартных производственных, бытовых и экологических ситуациях.

Таким образом, функциональная грамотность непосредственно связана с образовательными достижениями обучающихся в различных видах учебной и практической деятельности, определяет их умения решать нестандартные практико-ориентированные задачи, встречающиеся в различных жизненных ситуациях, предоставляет возможность прогнозировать стратегическое развитие своего творческого потенциала и конкурентоспособность на рынке труда.


Литература:

Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL:

Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чте-

нию: материалы 5й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26–28 марта

2001 г.) / под ред. И. В. Усачевой: в 2 ч. — Ч. 1. — М., 2002. — С. 5–8.

Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. - № 4. – С. 4.-21.

Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 02.06.22 в 06:45 2Ответить Пожаловаться
С Победой! Интересная работа!

Елена Новашева, 03.06.22 в 11:42 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.