Урок письма в 4 классе на тему «Пишу письмо»
МОУ «Дороховская средняя общеобразовательная школа»
«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
Автор: Ливенцова Лидия Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ «Дороховская СОШ»
города Бежецка-5 Тверской области
Возраст учащихся 10 лет (4 класс)
2020 г.
Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к эпистолярному жанру, к сущности понятия «письма».
Задачи урока:
Образовательные.
Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.
Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
Научить грамотному оформлению писем.
Развивающие:
1.Способствовать формированию информационной культуры.
2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.
Воспитательные.
1. Дать возможность проявить себя в написании письма.
2. Воспитывать способности поддерживать дружеские отношения с людьми разного возраста.
3. Совместно с учащимися определить, кого они считают своими друзьями.
Ход урока
I Организационный момент
II Работа по теме урока
Учитель:
- Ребята, сейчас мы с вами попробуем угадать, о чём сегодня пойдет разговор на уроке. (Ребятам демонстрируются камень, деревянная дощечка, глиняная пластина, пальмовый лист, папирус, пергамент, бумага).
- Что общего между этими, казалось бы, очень разными предметами?
(Ребята высказывают свои предположения).
- Послушайте загадку.
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
( Письмо).
На каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощёных дощечках, пергаменте и начиная с XV века - на бумаге писались и пишутся письма.
III Постановка целей и задач урока
Цель нашего урока: познакомиться с письмом как одним из эпистолярного жанра, узнать историю письма, выявить этикетные особенности письма, и, главное научиться составлять письма правильного, как того требуют традиции наших предков.
1)Введение в информацию
-Все начинается со слова, с того, что мы говорим и пишем, и как мы это делаем. По словам В. Сухомлинского: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить…» Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, когда слово являлось для вас опорой и надеждой.
-Именно в письмах содержатся самые искренние, наполненные чувствами слова.
IV. Открытие новых знаний
а ) Из истории письма
Учитель. Ребята, вы когда-нибудь задумывались над вопросами: «Зачем, о чем и как писать письма?»
Зачем, скажете вы, это понятно.( Чтобы передать какое-нибудь сообщение, или, как сейчас принято говорить, информацию.) Верно, с этого все начиналось. Хотят, например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали. Застучали, загремели барабаны – тамтамы, далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
Другие дымом «переписываются»: поднимаются на холмах столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. «Язык» этот понятен многим племенам индейцев: война, собирайтесь к ущелью, прячьте детей и женщин.
И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты, т.е. использовали язык цветов, очень древнее изобретение.
Но у всех этих способов «переписки» было много недостатков, и самый главный – неточность. Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Попробуйте-ка разберитесь, что все это значит. А разобраться надо, потому что дело тут серьезное. Вот что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами».
С рисунками тоже ненамного лучше. Надо, например, передать: «Я тебя уважаю». «Я» - нарисуешь себя, «тебя» - нарисуешь его. А как нарисовать «уважаю»?
Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность и теперь каждый грамотный человек может написать письмо. Почти триста тысяч почтальонов ежедневно разносят эти письма адресатам.
Мы сегодня даже не можем представить себе то, что когда-то почты вообще не существовало.
Рассказ 1 ученика. Долгое время почты вообще не существовало. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын? Гонцы везли и приглашения. Вот, например, в 1147 году князь Юрий Долгорукий написал Святославу Ольговичу: «Приди ко мне, брате, в Москов» (с тех пор, со времени первого упоминания, Москву и считают городом). С этим княжеским письмом и отправился гонец в дорогу. Так в старину поступали все князья и бояре.
Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Примчится в ям гонец, поест. Попьет, отдохнет и сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующего яма.
К тому времени гонцы уже стали постоянными, и звали их теперь ямщиками.
Рассказ 2ученика. Во многих странах еще раньше существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение. Однако еще совсем недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.
Рассказ 3 ученика. В наше время существует почтовая связь между странами и городами, селами и деревнями, даже между материками. Центральным почтовым узлом в городе является почтамт ( от немецкого слова Postamt – почтовое место). На почтамте сейчас не только почтовое отделение, там расположены также телеграф и телефон. На почтамт стекаются письма из всех почтовых ящиков. Сюда привозят посылки и бандероли со всех концов города. Именно отсюда, рассортировав почту по адресам, отправляют ее на поезда, самолеты или пароходы, развозят по почтовым отделениям и домам.
Рассказ 4 ученика. А я расскажу о марках. Первые на свете почтовые марки появились в Англии в 1840 году и с тех пор они несут свою службу повсюду, выполняя обязанности проездного билета письма. Ведь письмо – это пассажир, хоть и бумажный. А «зайцем» возить пассажиров никто не станет.
У нас в стране первая почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году, более 160 лет тому назад. Вернее, даже не наклеена на конверт, а прямо на нем напечатана.
Прабабушки теперешней марки носили скромные серенькие платьица. Не то, что современные марки – красочные, нарядные, похожие на маленькие картины. Знаете ли вы, что выпускались круглые марки? Что есть марки, нарисованные от руки?
Марки посвящаются важным событиям в жизни страны, великим людям: писателям, художникам, космонавтам, ученым, общественным деятелям, героям войны и др.
Рассказ 5 ученика. Письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз-4» летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило к этому полету специальный конверт. Место и время получения письма отметил космонавт В.Шаталов: «Борт корабля «Союз-4» - 16.01.69». Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А.С.Попова в Санкт-Петербурге.
б)Правила написания письма
Слово учителя.
Существует правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). Паустовский К.Г. заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».
Письма бывают деловые и неофициальные.
Формы письма:
Традиционная (бумажная);
Электронная (по электронной почте).
Темы писем:
Уведомления
Сообщение
Соболезнование
Извещения
Просьбы
Прошения
Благодарственные письма
Приглашения
Извинения
Напоминания
Увещания
Поздравления
Рекомендательные письма и др.
Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:
Кто говорит – пишет (адресант);
Кому (адресат);
Для чего- зачем (задача высказывания);
Что – о чем (содержание высказывания);
Как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т.д.);
Где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
Когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Компоненты письма:
Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя.
Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.
В) Теперь, ребята, давайте научимся правильно оформлять надпись на конверте. (Ученики подписывают конверты).
=
От кого Изман Александры
3 класс, «Дороховская СОШ»
Откуда п.Дорохово, д. 7, кв. 75
Тверская область, Бежецкий район,
171985
Кому Жюри конкурса
«Лучший урок письма»
Куда г.Тверь , почта России
- Ребята, как вы считаете, для чего нужен конверт?
Ученик 1 Он охраняет тайну письма. Первым бумажным конвертом было само письмо. Его складывали в старину, как аптекарский пакетик для порошков. Снаружи писался адрес, а внутри – текст. Скреплялся конверт сургучной печатью, затем стали использовать клей. Наши привычные конверты были изобретены в Англии в начале 20 века.
-Для чего нужен штемпель?
Ученик 2 Штемпель стали ставить ещё в 17 веке. Представлял он из себя маленький кружочек диаметром 13мм, разделённый чертой. В одной половинке двумя буквами записывали название месяца, во второй – день отправления письма.
-Ну, а марка была изобретена в Англии и выглядела, как небольшой прямоугольник с изображением Королевы и надписью «Почта».
Ученик 3 В России первая марка появилась в 1857 году. На ней был изображён герб Российской империи, и стоила она 10 копеек.
г) Пишем письма (работа в группах)
Учитель: Ребята, в рассказе К.Д.Ушинского «Сумка почтальона» почтовые пакеты( так автор называет письма) в сумке почтальона болтали между собою о том, что они несут людям. Один пакет нес «известие бедной, дряхлой старушке» о том, что ее сын «жив, здоров и скоро будет в отпуск»; другой – грустную новость; третий – «забавные пустяки». А письмо, которое послал своей бабушке мальчик Коля, было пустым листом: он забыл написать письмо или случайно вложил в конверт не тот листок.
Сейчас каждая группа получит конверт с пустым листом, а на конверте будет написано, от кого это письмо. Попробуйте сочинить, что мог написать вам этот герой в данном письме.(начать, а дома закончить)
Лист бумаги я возьму
И письмо писать начну.
Аккуратненько сверну,
В конвертик положу.
Адрес друга напишу,
И на почту отнесу.
Жди письма, мой лучший друг,
И ответ дать не забудь.
V.Домашнее задание.
-Используя алгоритм, дети пишут письма от имени героев, чьи имена написаны на конвертах: от Красной Шапочки, Айболита, Чебурашки и др.
Алгоритм написания письма (раздается каждому учащемуся)
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
VI. Итог урока. Рефлексия.
–Ребята, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)
- Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения?
Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения тоже надо учиться.
Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.
Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены.
Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь