Урок письма в 4 классе на тему «Пишу письмо»

3
0
Материал опубликован 27 June 2020 в группе

МОУ «Дороховская средняя общеобразовательная школа»









«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»



t1593243736aa.jpg



Автор: Ливенцова Лидия Алексеевна,

учитель начальных классов

МОУ «Дороховская СОШ»

города Бежецка-5 Тверской области

Возраст учащихся 10 лет (4 класс)






2020 г.



Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к эпистолярному жанру, к сущности понятия «письма».

Задачи урока:

Образовательные.

Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.

Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.

Научить грамотному оформлению писем.

Развивающие:

1.Способствовать формированию информационной культуры.

2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.

Воспитательные.

1. Дать возможность проявить себя в написании письма.

2. Воспитывать способности поддерживать дружеские отношения с людьми разного возраста.

3. Совместно с учащимися определить, кого они считают своими друзьями.

Ход урока

I Организационный момент

II Работа по теме урока

Учитель:

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем угадать, о чём сегодня пойдет разговор на уроке. (Ребятам демонстрируются камень, деревянная дощечка, глиняная пластина, пальмовый лист, папирус, пергамент, бумага).

- Что общего между этими, казалось бы, очень разными предметами?

(Ребята высказывают свои предположения).

- Послушайте загадку.


Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею
.


 ( Письмо).

На каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощёных дощечках, пергаменте и начиная с XV века - на бумаге писались и пишутся письма.



III Постановка целей и задач урока


Цель нашего урока: познакомиться с письмом как одним из эпистолярного жанра, узнать историю письма, выявить этикетные особенности письма, и, главное научиться составлять письма правильного, как того требуют традиции наших предков.

1)Введение в информацию

-Все начинается со слова, с того, что мы говорим и пишем, и как мы это делаем. По словам В. Сухомлинского: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить…» Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, когда слово являлось для вас опорой и надеждой.

-Именно в письмах содержатся самые искренние, наполненные чувствами слова.

IV. Открытие новых знаний

а ) Из истории письма

Учитель. Ребята, вы когда-нибудь задумывались над вопросами: «Зачем, о чем и как писать письма?»

Зачем, скажете вы, это понятно.( Чтобы передать какое-нибудь сообщение, или, как сейчас принято говорить, информацию.) Верно, с этого все начиналось. Хотят, например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали. Застучали, загремели барабаны – тамтамы, далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.

Другие дымом «переписываются»: поднимаются на холмах столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. «Язык» этот понятен многим племенам индейцев: война, собирайтесь к ущелью, прячьте детей и женщин.

И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты, т.е. использовали язык цветов, очень древнее изобретение.

Но у всех этих способов «переписки» было много недостатков, и самый главный – неточность. Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие странные предметы: мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Попробуйте-ка разберитесь, что все это значит. А разобраться надо, потому что дело тут серьезное. Вот что, оказывается, сообщил гонец: «Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные нашими стрелами».

С рисунками тоже ненамного лучше. Надо, например, передать: «Я тебя уважаю». «Я» - нарисуешь себя, «тебя» - нарисуешь его. А как нарисовать «уважаю»?

Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность и теперь каждый грамотный человек может написать письмо. Почти триста тысяч почтальонов ежедневно разносят эти письма адресатам.

Мы сегодня даже не можем представить себе то, что когда-то почты вообще не существовало.

Рассказ 1 ученика. Долгое время почты вообще не существовало. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын? Гонцы везли и приглашения. Вот, например, в 1147 году князь Юрий Долгорукий написал Святославу Ольговичу: «Приди ко мне, брате, в Москов» (с тех пор, со времени первого упоминания, Москву и считают городом). С этим княжеским письмом и отправился гонец в дорогу. Так в старину поступали все князья и бояре.

Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Примчится в ям гонец, поест. Попьет, отдохнет и сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующего яма.

К тому времени гонцы уже стали постоянными, и звали их теперь ямщиками.

Рассказ 2ученика. Во многих странах еще раньше существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение. Однако еще совсем недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.

Рассказ 3 ученика. В наше время существует почтовая связь между странами и городами, селами и деревнями, даже между материками. Центральным почтовым узлом в городе является почтамт ( от немецкого слова Postamt – почтовое место). На почтамте сейчас не только почтовое отделение, там расположены также телеграф и телефон. На почтамт стекаются письма из всех почтовых ящиков. Сюда привозят посылки и бандероли со всех концов города. Именно отсюда, рассортировав почту по адресам, отправляют ее на поезда, самолеты или пароходы, развозят по почтовым отделениям и домам.

Рассказ 4 ученика. А я расскажу о марках. Первые на свете почтовые марки появились в Англии в 1840 году и с тех пор они несут свою службу повсюду, выполняя обязанности проездного билета письма. Ведь письмо – это пассажир, хоть и бумажный. А «зайцем» возить пассажиров никто не станет.

У нас в стране первая почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году, более 160 лет тому назад. Вернее, даже не наклеена на конверт, а прямо на нем напечатана.

Прабабушки теперешней марки носили скромные серенькие платьица. Не то, что современные марки – красочные, нарядные, похожие на маленькие картины. Знаете ли вы, что выпускались круглые марки? Что есть марки, нарисованные от руки?

Марки посвящаются важным событиям в жизни страны, великим людям: писателям, художникам, космонавтам, ученым, общественным деятелям, героям войны и др.

Рассказ 5 ученика. Письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз-4» летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило к этому полету специальный конверт. Место и время получения письма отметил космонавт В.Шаталов: «Борт корабля «Союз-4» - 16.01.69». Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А.С.Попова в Санкт-Петербурге.

б)Правила написания письма

Слово учителя.

Существует правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). Паустовский К.Г. заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

Письма бывают деловые и неофициальные.

Формы письма:

Традиционная (бумажная);

Электронная (по электронной почте).

Темы писем:

Уведомления

Сообщение

Соболезнование

Извещения

Просьбы

Прошения

Благодарственные письма

Приглашения

Извинения

Напоминания

Увещания

Поздравления

Рекомендательные письма и др.

Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:

Кто говорит – пишет (адресант);

Кому (адресат);

Для чего- зачем (задача высказывания);

Что – о чем (содержание высказывания);

Как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т.д.);

Где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

Когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Компоненты письма:

Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя.

Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.



В) Теперь, ребята, давайте научимся правильно оформлять надпись на конверте. (Ученики подписывают конверты).

=


От кого Изман Александры

3 класс, «Дороховская СОШ»

Откуда п.Дорохово, д. 7, кв. 75

Тверская область, Бежецкий район,

171985

Кому Жюри конкурса

«Лучший урок письма»


Куда г.Тверь , почта России



- Ребята, как вы считаете, для чего нужен конверт?

Ученик 1 Он охраняет тайну письма. Первым бумажным конвертом было само письмо. Его складывали в старину, как аптекарский пакетик для порошков. Снаружи писался адрес, а внутри – текст. Скреплялся конверт сургучной печатью, затем стали использовать клей. Наши привычные конверты были изобретены в Англии в начале 20 века.


-Для чего нужен штемпель?

Ученик 2 Штемпель стали ставить ещё в 17 веке. Представлял он из себя маленький кружочек диаметром 13мм, разделённый чертой. В одной половинке двумя буквами записывали название месяца, во второй – день отправления письма.


-Ну, а марка была изобретена в Англии и выглядела, как небольшой прямоугольник с изображением Королевы и надписью «Почта».


Ученик 3 В России первая марка появилась в 1857 году. На ней был изображён герб Российской империи, и стоила она 10 копеек.



г) Пишем письма (работа в группах)

Учитель: Ребята, в рассказе К.Д.Ушинского «Сумка почтальона» почтовые пакеты( так автор называет письма) в сумке почтальона болтали между собою о том, что они несут людям. Один пакет нес «известие бедной, дряхлой старушке» о том, что ее сын «жив, здоров и скоро будет в отпуск»; другой – грустную новость; третий – «забавные пустяки». А письмо, которое послал своей бабушке мальчик Коля, было пустым листом: он забыл написать письмо или случайно вложил в конверт не тот листок.

Сейчас каждая группа получит конверт с пустым листом, а на конверте будет написано, от кого это письмо. Попробуйте сочинить, что мог написать вам этот герой в данном письме.(начать, а дома закончить)

Лист бумаги я возьму

И письмо писать начну.

Аккуратненько сверну,

В конвертик положу.

Адрес друга напишу,

И на почту отнесу.

Жди письма, мой лучший друг,

И ответ дать не забудь.



V.Домашнее задание.

-Используя алгоритм, дети пишут письма от имени героев, чьи имена написаны на конвертах: от Красной Шапочки, Айболита, Чебурашки и др.

Алгоритм написания письма (раздается каждому учащемуся)

Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…

Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.


VI. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)

Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения?

  Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к  нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения тоже надо учиться.

        Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.

        Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены.

Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.