Урок математики в 4 классе «Разряды и классы чисел»
Учитель: Севостьянова Алина Романовна
Тема урока: «Разряды и классы чисел»
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Класс: 4
Цель урока: сформировать понимание смысла деления чисел на разряды и классы; научить выделять в многозначных числах разряды и классы.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение разделять разряды и классы чисел; читать и записывать многозначные числа.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, дисциплинированности, интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся знают разряды и классы многозначных чисел;
- умеют читать, сравнивать и писать многозначные числа;
- выполняют действия с многозначными числами.
Метапредметные:
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свою деятельность;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать собственную деятельность;
- осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные:
- умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
- построение логической цепи рассуждений;
- осуществлять обобщения, выводы.
Коммуникативные:
- умение слушать, вступать в диалог;
- умение понимать задаваемые вопросы;
- умение выражать и обосновывать свою точку зрения;
- умение оказывать взаимопомощь.
Личностные:
- формирование положительного отношения к предмету математики;
- формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний;
- умение организовать себя и свое учебное место.
Оборудование: карточки, доска, ТСО.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
1. Мотивация к познавательной деятельности Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Романовна и я проведу у вас урок математики. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Девиз нашего урока: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий». Сегодня мы с вами будем учиться мыслить с помощью математики. Ведь математика приносит порядок в нашу жизнь и во многом помогает. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | |||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Открываем тетради, записываем число и «Классная работа». Ребята, отложите ручки, сейчас проведем устный счет. Вычислить: 56:7х3:6х8= Найти сумму чисел:46 и 47. Во сколько раз 480 больше 8? На сколько 28 меньше 90? Переведи:1 км=…м Чему равно делимое, если делитель 70, а частное 6? Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 46, а разность 24? Из какого числа вычли 34 и получили 26? Какие знаки используются для записи чисел? Ребята, нам известно, чтобы записать любое число, мы используем комбинации из 10 цифр. Назовите их. Такая запись чисел называется – десятичной системой счисления. Итак, для примера запишем число 555. Одна и та же цифра может иметь разное значение. Как вы думаете, от чего это зависит? Это зависит от того, в каком разряде находится цифра. | 32 93 60 62 1000 420 70 60 Цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||||||||
3. Выявление места и причины затруднения Что такое разряд? Позвольте, я уточню: разряд – это позиция (место) цифры в числе. Разряды читаются справа налево. Самым младшим разрядом считается – разряд единиц. Вернемся к нашему примеру 555. Цифра 5 означает, что в разряде единиц есть 5 единиц. А если б была цифра 1, то в разряде была б только одна единица и т.д. После разряда единиц следует разряд десятков. В разряде десятков находится цифра 5 (обозначаю на доске магнитом), это значит, что разряд десятков содержит 5 десятков (50=10+10+10+10+10). А если б вместо 5 была б цифра 4, то как получилось бы? Следующий разряд сотен (обозначаю на доске магнитом). Там располагается цифра 5. Что это значит? А как будет, если бы здесь располагалась цифра 6? Кто запишет на доске и объяснит? Если мы с вами сложим единицы, десятки и сотни, то получим наше число 5+50+500=555 (Открываю таблицу)
Разберем еще несколько чисел. Число 21. Сколько содержит единиц, десятков, сотен? Далее число 287. Кто сможет разложить у доски? Как можем проверить? Есть и более старшие разряды, такие как единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч и т.д. Разберем число 1023. Я вам помогу. Верно, молодцы. А если мы возьмем очень большое число, то как же его прочитать? Например, 7 213 918 462 (пишу на доске) | Место цифры 4 десятка (10+10+10+10=40) В разряде сотен содержится 5 сотен (500) Было бы 6 сотен или 100+100+100+100+100+100=600 Число 21 содержит одну единицу и два десятка, ноль сотен (ноль не пишется) 1+10+10=21 Число 187 содержит 7 единиц, 8 десятков и 2 сотни. 1+1+1+1+1+1+1=7 единиц 10+10+10+10+10+10+10+10=80 десятков 100+100=200 сотен 7+80+200=287 Оно содержит 3 единицы, 2 десятка, 0 сотен и 1 единицу тысяч. | |||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения Для этого были придуманы классы. В каждом классе есть по 3 разряда (единиц, десятков, сотен). Теперь мы можем полностью сформулировать тему урока. Кто назовет? Какова будет цель нашего урока? Внимание на экран 1 класс – класс единиц, который имеет разряды единиц, десятков, сотен. 2 класс – класс тысяч, который имеет разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. 3 класс – класс миллионов 4 класс – класс миллиардов (И далее называю по таблице) Вернемся к нашему числу 7 213 918 462 Используя, полученные знания и таблицу, кто сможет прочитать число? (раздаю таблицы) Верно, в последнем классе слово «единицы» мы не озвучиваем. Давайте теперь попробуем разложить это число по классам и разрядам. |
Разряды и классы чисел Научиться выделять в числах разряды и классы; читать и записывать многозначные числа. 7 213 918 462 7 миллиардов, 213 миллионов, 918 тысяч, 462 Это число содержит в 1 классе 2 единицы, 6 десятков, 4 сотни; во 2 классе 8 единиц тысяч, 1 десяток тысяч, 9 сотен тысяч; в 3 классе 3 единицы миллионов, 1 десяток миллионов, 2 сотни миллионов; в 4 классе 7 единиц миллиардов. | |||||||||
5. Реализация построенного проекта Разберем еще несколько больших чисел и запишем их в таблицу. 654 831 34 121 895 (озвучиваем и записываем) Задание на карточках №1 Запишите число, которое имеет: А) 2 сотни, 4 десятка, 9 единиц Б) 5 единиц тысяч, 0 сотен, 1 десяток, 2 единицы В) 6 десятков, 8 сотен, 3 единицы, 1 единица тысяч Г) 3 единицы, 2 сотни, 4 десятка, 8 единиц миллионов, 1 единицу тысяч, 5 десятков тысяч, 7 сотен тысяч №2 Сколько десятков в числе 1 254? Сколько сотен и единиц в числе 56 836? Сколько единиц тысяч в числе 45 961 127? Устная проверка | 249 5 012 1 863 8 751 243 5 десятков 6 единиц и 8 сотен 1 единица тысяч | |||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Игра «Живая нумерация» Каждый загадает цифру от 0 до 9 и с каждого ряда по 3 человека выйдут и запишут на доске и у нас получится многозначное число. Прочитайте, получившиеся число. Сколько единиц, десятков, сотен каждого класса в этом числе? Физминутка Работа в группах Сейчас я выдам каждой группе по набору цифр, ваша задача, работая в команде, составить из них наибольшее число и наименьшее число. Прочитайте ваши ответы. (по очереди) Молодцы. | |