Урок математики в 5 классе по теме «Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в двух разрядах»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Большекрутовская школа-интернат»
План-конспект урока математики
Тема: " Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в двух разрядах»
Класс: 5
Выполнила: учитель Соловьева А.А.
д.Б.Круты
2017 год
Класс: 5
Тема: Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в двух разрядах(единиц и десятков)
Педагогические задачи:
– образовательные: создать условия для закрепления умения письменно складывать и вычитать числа в пределах 1 000, знание нумерации чисел в пределах 1 000; совершенствовать навыки устного счета;
– коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, речи, внимания учащихся;
– воспитательная: содействовать воспитанию навыков аккуратного ведения тетрадей.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: используют полученные знания при сложении и вычитании чисел в пределах 1 000, при решении примеров и задач.
Познавательные: получат возможность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: получать возможность научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные: получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные: получат возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации ученика.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; дидактический материал для устного счета; опоры; графопроектор (интерактивная доска), маркер, пленка; рабочая тетрадь; микрокалькуляторы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания: задание 348 (3, 4 ст.), с. 96.
– Решите примеры.
43 + 857 446 + 254
762 + 138 373 + 627
589 + 411 925 + 75
– Какое задание было дано?
– Как записали решение данных примеров? (В столбик.)
– Зачитайте цепочкой примеры и ответы. Дайте анализ полученным числам. (43 + 857 = 900, число 900 – трехзначное, относится к круглым сотням, принадлежит к классу единиц, состоит из 9 сот.)
Аналогично с остальными примерами.
– Назовите правила письменного сложения чисел в пределах 1 000. (Складывают в столбик, поразрядно, начиная с низшего разряда – разряда единиц.)
II. Устный счет.
Дидактическая игра «Расшифруйте слово».
Учитель демонстрирует таблицу с записанными в ней буквами и числами. Игра проводится в форме математического диктанта. Учитель диктует пример, который учащиеся должны решить, найти полученный ответ в таблице и соотнести его с буквой, которую записывают в тетрадь.
ы |
о |
м |
д |
ц |
о |
л |
910 |
200 |
750 |
791 |
600 |
530 |
305 |
– Расшифруйте слово. Код дан на доске, в тетради пишем только буквы:
– Найдите сумму чисел 700 и 50. (750 – м.)
– Какое число предшествует числу 201? (200 – о.)
– Первое слагаемое 300, второе – 5, найдите сумму. (305 – л.)
– Найдите разность чисел 560 и 30. (530 – о.)
– Какое число следует за 790? (791 – д.)
– Уменьшаемое 800, вычитаемое 200, найдите разность. (600 – ц.)
– Какое число состоит из 9 сот. и 1 дес? (910 – ы.)
В итоге должно получиться слово «молодцы».
– Как решали примеры? (Устно.)
– Какие приемы знаете еще? (Письменные.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– Мы производили устные вычисления с числами в пределах 1 000. Назовите правила устного сложения и вычитания чисел. (Складываем и вычитаем в строчку, поразрядно, начиная с высших разрядов.)
– Какое правило следует помнить при выполнении письменного сложения и вычитания? (Складываем и вычитаем в столбик, поразрядно, начиная с низшего разряда.)
– Сегодня закрепим умение производить письменные вычитание чисел в переделах 1 000.
IV. Систематизация, обобщение знаний учащихся.
1. Работа по учебнику: выполнение заданий 351 (1, 2 ст.), 354 на с. 97.
– Напишите примеры столбиком и решите их.
344 – 216 745 – 127
756 – 539 634 – 18
273 – 154 452 – 38
– Назовите правило письменного вычитания чисел в пределах 1 000. (Складываем и вычитаем в столбик, поразрядно, начиная с низшего разряда.)
– Каким арифметическим действием выполним проверку? (Сложением.)
– Выполните проверку с использованием микрокалькулятора.
– Решите задачу.
Задача. В киоске «Мороженое» продали 453 пачки шоколадного мороженого, а сливочного – на 125 пачек меньше. Сколько всего пачек мороженого продали в киоске?
– Какие слова возьмем для краткого условия? (Шоколадное, сливочное.)
– Сколько шоколадного мороженого продали? (453 пачки.)
– Сколько сливочного мороженого продали? (На 125 пачек меньше.)
– Как обозначим главный вопрос задачи? (Фигурной скобкой.)
– Запишите краткое условие задачи.
– Как звучит главный вопрос задачи? (Сколько всего пачек мороженого продали в киоске?)
– Сможем ли мы на него ответить? Почему? (Нет, потому что нам неизвестно, сколько пачек сливочного мороженого продали.)
– Как узнаем, сколько пачек сливочного мороженого продали? (Вычитанием; от 453 отнимем 125.)
– Сможем ли ответить на главный вопрос задачи после того, как узнаем, сколько сливочного мороженого продали? (Да.)
– Во сколько действий задача? (В два.)
– Какое первое арифметическое действие? Почему? (Вычитание, потому что сливочного мороженого продали меньше.)
– Какое второе арифметическое действие? Почему? (Сложение, потому что находим сумму.)
– Решите задачу самостоятельно.
1) 453 п.
– 125 п.
328 п. сливочного мороженого продали.
2) 453 п.
+ 328 п.
781 п.
– Какой ответ запишем? (Ответ: 781 пачку мороженого продали в киоске всего.)
– Ребята, а если бы в задаче говорилось, что сливочного мороженого продали на 125 пачек больше, какое арифметическое действие выполняли бы? (Сложение.)
2. Дидактическая игра «Веселая задача».
Учитель зачитывает задачу, в конце чтения которой учащиеся должны назвать ответ.
– Решите задачу.
Посчитай, какое стадо обслужить ребятам надо:
Индюшат – их двести сорок – водит Катя на пригорок.
Машет прутиком Илья – шестьдесят уток, один – я.
Что-то громко чересчур раскричались курицы.
Триста восемьдесят кур вдруг все как развоются!
А в речке уток двести как закричат все вместе!
Решение:
240 + 60 + 380 + 200 = 880.
– Какие числа складывали между собой? (Круглые десятки.)
– Назовите правило устного сложения чисел в пределах 1 000. (Поразрядно, начиная с высших разрядов.)
4. Самостоятельная работа: выполнение задания 189 на с. 62.
– Найдите каждому конверту свой почтовый ящик (соедините линией каждый пример с тем числом, которое является его ответом).
V. Итог урока.
– Назовите правила письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1 000. (Числа складывают и вычитают в столбик, поразрядно, начиная с низших разрядов.)