12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Краева18

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ДВОРЕЦ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДЮТ

_______________З.Н.Токарева

2020 г.


Программа рассмотрена

«___»__________2020 г.

на педагогическом совете

__________2020 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО РИСОВАНИЮ


«Разукрашки»


возраст обучающихся от 5-7 лет

срок реализации - 1 год






Автор составитель:

Краева Елена Вячеславовна

педагог дополнительного образования






Кстово

2020

Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………..3

Учебно-тематический план программы………………………………………...7

Содержание программы…………………………………………………………8

Календарный учебный план……………………………………………………10

Рабочая программа……………………………………………………………...11

Оценочные материалы………………………………………………………….16

Методические материалы……………………………………………………...21

Список литературы……………………………………………………………..23









































Пояснительная записка


Рисование – это первое из того, что начинает делатьребенок, так проявляется его индивидуальные способности. Детский рисунок – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, но и живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения и Интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а занятия детей по программе «Разукрашки» в полной степени могут удовлетворить потребность обучающихся в творчестве. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Также данная программа рассчитана на дистанционное обучение детей, что позволяет обучаться не только в здании, где расположен кабинет по изобразительному творчеству, но и за его пределами. Это очень удобно, когда ребенок пропустил занятия по какой-либо причине. В этом и состоит актуальность данной программы.

Программа имеет художественную направленность и реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. 

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различных материалов по изобразительному искусству: карандаши, сангина, пастель, уголь, ретушь, акварель, гуашь.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают не только знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, основных правилах рисования, а также о разных видах декоративно-прикладного творчества (роспись гжель, дымковская игрушка, матрешка), графика, используя при этом разнообразные техники рисования и материалы.

Педагогическая целесообразностьзаключается в применении основных методов и определенных форм работы, ориентированных на возрастные особенности обучающихся:

развитие творческих способностей в рисовании;

обучение основам создания художественных образов;

формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, композиции;

умение элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности;

приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

формирование высокого интеллекта духовности через мастерство.


Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 72 часа.

Формы и режим занятий:

Форма проведения занятия – групповая с применением индивидуальной работы с обучающимися. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два учебных часа, что составляет 72 часа в год. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Условия реализации программы. Набор детей производится в начале учебного года. В объединение принимаются все желающие, без предварительных испытаний. Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места. С обучающимися, включившимися в образовательный процесс не с начала учебного года, проводится дополнительная индивидуальная работа с целью освоения пропущенного материала.

Цель данной программы: развитие творческих и изобразительных способностей детей в процессе обучения основам изобразительного искусства.


Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

Обучающие:

освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства;

расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве, изучении новых материалов;

формировать умения по изобразительному искусству в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (по памяти, по представлению, по воображению).

Развивающие:

развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры;

способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни;

умение комбинировать различные цветовые оттенки.

Воспитательные:

воспитание аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца;

формирование коммуникативных навыков у обучающихся;

вызывать интерес учащихся к изобразительному искусству, истории культуры.


Ожидаемые результаты.

В конце срока реализации программы обучающиеся должны знать:

виды изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, композиция, графика, декоративно-прикладное и народное искусство;

основные выразительные средства произведений искусства;

особенности изобразительных материалов.


В конце срока реализации программы обучающиеся должны уметь:

создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на определенные темы;

использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения;

выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);

различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства;

использовать нестандартные приемы реализации творческих идей в своих работах;

рационально организовывать свое рабочее место;

аккуратность при выполнении творческого задания.


Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок. Проводятся открытые занятия и выставки, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
















Учебно-тематический план


Тема

Всего

Теория

Практика

Аттестация

1

Введение. Вводный урок.

2

1

1

0

2

Графика. Практическая работа.

10

4

6

0

3

Композиция.

20

10

10

0

4

Аппликация в рисовании.

8

3

5

0

5

Самостоятельные работы на заданные темы. Участие в конкурсах.

Промежуточная аттестация.

8

0

6

2

6

Цветоведение. Практическая работа

12

6

6

0

7

Декоративно-прикладное искусство.

Практическая работа.

10

5

5

0

8

Итоговая аттестация.

2

0

0

2


Итого:

72

26

42

4



















Содержание программы


Введение

Ознакомление с работой кружка «Разукрашки», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности. Рисование на свободную тему.


Графика

В изобразительном искусстве знать, как использовать линии, штрихи, пятна и точки. Иногда в своих работах применять цвет. Сочетатьв произведениях тональные нюансы. Текущий контроль.

Композиция

Уметь располагать изобразительные детали на листе бумаги, различать главные предметы от второстепенных, работать над образом. В композициивыражать определенную идею, которая определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения.Текущий контроль.


Аппликация в рисовании

Уметь составлять композиции из бумаги, работать ножницами и клеем. Применять в работе нетрадиционные техники рисования. Текущий контроль.


Самостоятельные работы на заданные темы.

Умение рисовать самостоятельно без помощи педагога. Учащиеся рисуют определенными художественными образами, которые применяют в своих работах. Промежуточная аттестация.


Цветоведение

Все о цветоведении: колористика, материалы, инструменты, техники акварельной росписи и гуашевыми красками. Уметь различать цвета, их колорит и насыщенность; учащиеся получат знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, научатся смешивать краски. Текущий контроль.






Декоративно-прикладное искусство

Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства; с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Гжель и Дымковская игрушка. Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего.

Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.Текущий контроль.


Итоговая аттестация.

Выставка работ учащихся, в которой представлены лучшие работы воспитанников. Решение определенных тестов по теории, выполнение работы на заданную тему.










Календарный план на учебный год







Группа № п/п

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель


Май

Всего часов

02.09.– 08.09.

09.09.- 15.09.

16.09.– 22.09.

23.09.– 29.09.

30.09. – 06.10.

07.10. – 13.10.

14.10.– 20.10.

21.10. – 27.10.

28.10 –0 3.11

04.11.– 10.11.

11.11.– 17.11.

18.11.– 24.11.

25.11. –01.12

02.12.–10.12.

11.12.- 15.12.

16.12.– 22.12.

23.12.– 29.12.

30.12.- 05.01.

06.01. – 12.01.

13.01. – 19.01.

20.01. – 26.01.

27.01.– 02.02.

03.02. – 09.02.

09.02. – 15.02.

24.02. –01.03.

02.03.– 08.03.

09.03.–15.03.

16.03. – 22.03.

23.03.– 28.03.

29.03. – 05.04.

06.04. – 12.04.

13.04. – 19.04.

20.04. – 26.04.

27.04.– 03.05.

0405. – 10.05.

11.05. – 17.05.

18.05.– 24.05.

25.05.– 31.05.

1

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0

0

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

72







Рабочая программа


Тема занятия

Теоретические знания

Практические знания

1.

Вводное занятие.


Проведение вводного инструктажа по технике безопасности. Знакомство с детьми.

Материалы: цветные карандаши. Композиция на свободную тему. Применение фантазии в своей работе.

Графика (10 часов)

2.

«Сказочный лес»


Знакомство с техникой черно-белой графики.

Материалы: черный маркер.

Способность создавать художественные образы в своих работах.

3.

«Мир насекомых»


Основы графики. Знакомство с художественными образами, узором.

Материалы: гелевая ручка, черный маркер.

Умение применять образы в своих работах. Владеть техникой графики в черно-белом колорите.

4.

«Птицы»


Знакомство с геометрическим орнаментом.

Материалы: гелевая ручка, черный маркер.

Работа образным мышлением, контуром. Использовать орнамент на заднем плане.

5.

«Цветы»


Сочетание в рисовании акварели и гуашь.

Материалы: акварель, гуашь.

Уметь использовать в своей работе акварель игуашь. Владеть техникой графического изображения предметов.


6.

«Натюрморт. Ваза и фрукты»


Знакомство с декоративным натюрмортом.

Материалы: черный маркер, цветные карандаши.

Основы расположения предметов в определенной среде. Декоративное изображение данного натюрморта.

Композиция (20 часов)

7.

«Осень»


Основы графического изображения в творчестве. Графика с применением цвета. Техника фроттаж.

Материалы: гуашь, листья деревьев. Умение компоновать листья на листе бумаги. Использовать разные сочетания цветов.

8.

«Подводный мир»


Основы композиции. Определение в рисунке главных и второстепенных предметов.

Материалы: акварель, восковые мелки.

Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции.

9.

«Дерево с цветами»


Знакомство с нетрадиционной техникой – рисование «трубочкой».

Материалы: акварель, трубочка.

Освоение новой техники.

10.

«Снегирь»


Основы строения птиц.

Материалы: гуашь.

Умение передавать форму птицы с помощью цветных карандашей.

11.

«Зима»


Освоение новой техники нетрадиционного рисования манной крупой.

Материалы: клей ПВА, манная крупа, цветной картон.

Работа с художественными образами.

12.

«Снеговик»


Знакомство с различными акварельными техниками рисования.

Материалы: восковые мелки, акварель, соль.

Освоение новой техники акварельными красками.

13.

«23 февраля»

Понятие «художественный образ» в рисовании.

Иллюстрации.

Материалы: гуашь.

Дополнять свою работу определенными художественными образами. Использовать иллюстрации к работе.

14.

«Портрет мамы»


Знакомство с портретом.

Материалы: акварель.

Освоить приемы рисования портрета.

15.

«Пейзаж»

Знакомство с пейзажем. Понятие «линия горизонта». Виды пейзажей.

Материалы: акварель, гуашь.

Освоить основные приемы рисования пейзажа.


16.

«День Победы. Салют»

Композиция

Смешанная техника рисования.






Материалы: акварель, цветные карандаши, соль.

Уметь смешивать акварельные краски. Владеть смешанной техникой рисования.

Аппликация в рисовании (8 часов)

17.

«Новогодняя открытка»

Рисование с помощью оттиска на картоне.

Материалы: цветной картон, цветная бумага, гуашь, кисти.

Владеть различными приемами в работе.

18.

«Натюрморт»

Знакомство со светом и тенью.

Материалы: лист А-3, цветная бумага, клей ПВА, акварель, кисти.

Применение в своей работе знания по цветоведению, композиции.

19.

«Город. Абстракция»

Знакомство с художественными образами в рисовании.

Материалы: лист А-3, цветная бумага, клей ПВА, гуашь, картон, пуговицы. Применение в работе художественные образы, абстрактное мышление, фантазию.

20.

«Замок Снежной Королевы»

Самостоятельная творческая работа.

Материалы: лист А-3, цветные карандаши, цветная бумага, клей ПВА.

Применение полученных знаний в работе.

Самостоятельные работы (6 часов)

21.

«Новый год»


Самостоятельная работа по теме.

Материалы: гуашь.

Умение работать образами, подходить к работе творчески. Правильно располагать изобразительные предметы на листе.

22.

«Герои сказок, мультфильмов»

Самостоятельная работа по теме.

Материалы: по желанию учащихся.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

23.

«Мой любимый детский сад»


Самостоятельная работа по теме.

Материалы: по желанию учащихся.

Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками; показать целостность окружающего мира.

Цветоведение (12часов)

24.

«Основные цвета»


Знакомство с цветовым кругом, новым инструментом для рисования – гуашь. Основные цвета: желтый, синий, красный.

Материалы: акварель, гуашь, палитра.

Уметь делать плавную растяжку от одного цвета к другому. Работа с палитрой. Понимать различие материалов (гуашь, акварель) по физическим особенностям.

25.

«Жар-птица»


Особенности цветовых оттенков желтого и красного.

Материалы: акварель.

Техника смешивания красок на палитре.

26.

«Ящерица»

Особенности цветовых оттенков желтого и синего.

Материалы: акварель

Техника смешивания красок на палитре.

27.

«Лев»


Теплые цветовые гаммы.

Материалы: акварель

Умение различать теплую цветовую гамму от холодной.

28.

«Черепашка»


Особенности цветовых оттенков синего и красного.

Материалы: акварель

Техника смешивания красок на палитре.

29.

«Дельфин»


Холодные цветовые гаммы.








Материалы: акварель

Различать холодные цвета от теплых.

Декоративно-прикладное искусство (10 часов)

30.

«Матрешка»


Матрешка. Знакомство с художественными промыслами. Иллюстрации к данной теме.

Материалы: акварель.

Иметь историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры. Создавать рисунки с помощью орнаментов, художественных образов.

31.

«Дымковская игрушка»


Знакомство с дымковской игрушкой. Иллюстрации по данной теме.

Материалы: акварель.

Выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки. Сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины).

32.

«Гжельская роспись»


Гжель. Иллюстрации. Особенности данной росписи.Знакомство с народными ремеслами России, историей развития гжельской росписи.

Материалы: акварель.

Знакомство с кистевыми приемами письма. Выработать выполнение элементов росписи. Развить навыки и умения в кистевой манере городецкой росписи. Иметь аккуратность в работе с акварелью.

33.

«Золотая Хохлома»

Знакомство с росписью Хохлома. Иллюстрации к данной теме.История промысла и его география. Образцы. Хохломские цвета, сюжеты, технология.

Материалы: акварель.

Рисовать простые кустики и травки. Изображать ягоды, листья с помощью карандаша и кисти. Составлять узор для полосы. Выполнять веточки с ягодами, листьями, цветами простой формы.

34.

«Городецкая роспись»

Особенности городецкой росписи. Виды росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий. Иллюстрации к данной теме.










Материалы: гуашь.

Формируют интерес к русскому народному изобразительному творчеству. Знакомятся с кистевыми приемами письма. Отрабатывают выполнение элементов росписи. Развивают навыки и умения в кистевой манере городецкой росписи. Воспитывают аккуратность в работе с гуашью.Рассматривают и сравнивают элементы росписи.

Итоговая и промежуточная аттестация (4 часа)

35

Итоговое занятие

Проверка усвоенных знаний. Ответы на вопросы.

Ответы учащихся по карточкам. Работа с красками.

36.

Выставка работ учащихся. Заключительное занятие с детьми и родителями.

Правила подбора цвета рамки, подпись рисунка, паспарту.Подведение итогов. Планы на будущий год.

Беседа с родителями и учащимися, игры для детей, проведение мероприятия, чаепитие.






























Оценочные материалы



Проверка качества освоения дополнительной образовательной программы проводится с помощью текущего контроля (по разделам программы), промежуточной (в декабре) и итоговой аттестаций (в мае).



Промежуточная аттестация.

Теоретическая часть.

Тест.

Назовите основные цвета:

а)жёлтый, зелёный, красный

б) красный, синий, зелёный

в) жёлтый, красный, синий



Какие цвета относятся к тёплым:

а) белый, оранжевый

б) жёлтый, красный

в) синий, фиолетовый



Какие цвета относятся к холодным:

а) синий, зелёный

б) голубой, чёрный

в) фиолетовый, коричневый


Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получился зеленый цвет?

а) желтый

б) красный

в) белый


Какие краски нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

а) синий и красный

б) желтый и красный

в) желтый и зеленый





Картину какого жанра мы видим на репродукции?

а) натюрморт

б) портрет

в) пейзаж



Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку:

а) дерево

б) глина    

в) пластик    

г) пластилин


Как называются краски, которые обязательно разводятся водой и на рисунке дают ощущение лёгкости и прозрачности?

а) акварель

б) масляные

в) гуашь


Какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?

а) синий и красный

б) желтый и красный

в) желтый и зеленый


10.Укажи материал, который не используется для современной расписной Гжели:

а) керамика

б) фарфор

в) глина






Каждый правильный ответ имеет 1 балл. Максимальное количество баллов за тест 10.



Высокий уровень: 8 – 10 баллов;

Средний уровень: 4 – 7 баллов;

Низкий уровень: 0 – 3 балла.







Практическая часть.



Каждому ученику дается индивидуальное задание по билетам.

При оценке данной работы учащегося учитываются следующие критерии:

умение использовать вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу, располагать предметы на листе;

передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания;

умение использовать художественные образы в своей работе;

организация рабочего места;

свободное владение инструментами и приспособлениями

проявление творчества и фантазии в создании работ;

умение работать в определенной цветовой гамме;

свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах;

владение художественными материалами: гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью, карандашом, кистями;

последовательность ведения работы.

Каждый критерий оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за работу 10.

Высокий уровень: 8 – 10 баллов;

Средний уровень: 4 – 7 баллов;

Низкий уровень: 0 – 3 балла.


Итоговая общая оценка за аттестацию суммируется из вышеперечисленных баллов за теоретическую и практическую части. Максимальное количество баллов 20.

Высокий уровень: 18 – 20 баллов;

Средний уровень: 8 – 15 баллов;

Низкий уровень: 0 – 7 балла.









Итоговая аттестация.

Теоретическая часть.

С учащимися проводится игра-викторина. Группа делится на три группы по пять человек. Ответы на вопросы. Всего 15 вопросов. За каждый правильный ответ насчитывается 1 балл. Каждая команда отвечает на 5 вопросов, за которые получает 5 баллов.

Что такое натюрморт?

Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника – это … (мольберт)

Мягкие цветные карандаши без оправы, сформированные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими – это…(пастель)

Техника «уникального отпечатка», при которой поверхность покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе – это… (фроттаж)

Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это - … (граттаж)

Какие материалы используются при изготовлении Гжельской росписи? (фарфор, глина)

Каких русских художников вы знаете?

История русской матрешки.

Особенности Городецкой росписи.

Золотая Хохлома.

Как называется техника рисования «трубочкой»? (кляксография)

Черно-белые картины (карандаш, уголь, тушь) относятся к такому виду искусства, как … (графика)

Каких зарубежных живописцев вы знаете?

В чем разница между акварелью и гуашью?

С чего начинают рисовать пейзаж?


Высокий уровень: 4 - 5 баллов;

Средний уровень: 2 – 3 балла;

Низкий уровень: 1 – 0 баллов.









Практическая часть.


Выполнить самостоятельную работу композицию на тему «Город», используя любую смешанную технику (акварель + гуашь, акварель + цветные карандаши и т.д.)

При оценке данной работы учащегося учитываются следующие критерии:

импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;

органичность и целостность композиционного решения;

знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;

умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии;

владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;

стилистическое единство художественного образа;

строение предмета, части предметов, их местоположение распложены верно согласно композиции;

передача пропорций предмета в изображении;

смысловые акценты и общее пластическое решение формируют органичное образно-ассоциативное восприятие всей композиции;

выполнены все заданные установки как структурного, пластического, так и цвето-тонального решения.


Каждый критерий оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за работу 10.

Высокий уровень: 8 – 10 баллов;

Средний уровень: 4 – 7 баллов;

Низкий уровень: 3 – 0 баллов.


Итоговая общая оценка за аттестацию суммируется из вышеперечисленных баллов за теоретическую и практическую части. Максимальное количество баллов 15.

Высокий уровень: 11 – 15 баллов;

Средний уровень: 5 – 10 баллов;

Низкий уровень: 0 – 4 балла.




Методические материалы



Раздел или тема программы

Формы занятия

Приёмы и методы организации занятия

Дидактические материалы

Материально-техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Теория. Комбинированное занятие.

Информативно–рецептивный (рассматривание).


Словесный (беседа, искусствоведческий рассказ).

Программа.

Лист А4, цветные карандаши.

Беседа.Знакомство с детьми. Самостоятельная работа на свободную тему.

Графика

Теория. Практическое занятие.

Информативно–рецептивный (рассматривание, образец воспитателя).


Словесный (беседа, использование образцов педагога, художественное слово).


Эвристический.


Иллюстрации, образцы данных работ.

Лист А4,

гуашь, акварель, карандаши (простые, цветные, восковые), кисти, манная крупа, клей ПВА, соль, черный маркер, гелевая ручка.

Опрос. Самостоятельная работа по данной теме.

Цветоведение

Теория. Практическое занятие.

Словесный (беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово).


Эвристический.

Цветовой круг. Иллюстрации к определенным темам.

Лист А4,

Гуашь, карандаши, акварель, палитра, кисти.

Опрос. Самостоятельная работа по данной теме.

Композиция

Теория. Практическое занятие. Знакомство с творчеством выдающихся художников.

Словесный (беседа, использование образцов педагога).


Репродуктивный (прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой).


Эвристический.

Компьютер. Иллюстрации к данным работам. Картины художников.









Лист А3

Акварель, гуашь, восковые мелки, простые и цветные карандаши, кисти.

Опрос. Самостоятельная работа по данной теме.

Аппликация в рисовании

Теория. Практическое занятие

Словесный (беседа, использование образцов педагога).


Репродуктивный (прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой).


Эвристический.

Иллюстрации, образцы данных работ.

Лист А-3, гуашь, акварель, цветные карандаши, кисти, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, пуговицы

Опрос. Самостоятельная работа по данной теме.

Декоративно-прикладное искусство

Теория. Практическое занятие

Информативно–рецептивный (рассматривание, образец воспитателя, экскурсия, наблюдение)


Словесный (беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово).

Компьютер. Иллюстрации к данным работам.

Лист А4

Гуашь, карандаши, кисти, акварель.

Опрос. Самостоятельная работа по данной теме.





Список литературы.



Нормативно-правовая база



Конвенция ООН о правах ребенка, ст.28. Информационный юридический справочник. – Самара,1997

Федеральный закон №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», ст. 12, ст. 28, ст. 41, ст. 43, ст. 75.

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.)

Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21)

Устав МБУ ДО ДДЮТ г. Кстово

Локальный акт МБУ ДО ДДЮТ Кстовского муниципального района «Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах в МБУ ДО ДДЮТ» (приказ № 269 МБУ ДО ДДЮТ от 31.08.2017г.)


Список литературы для педагога

Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.

Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992. – 41 с.

Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова

Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства

Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.

Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.

Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru

Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.

Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.

Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.

Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.

Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.

Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб. «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.

Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.

Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб. «Детство-Пресс», 2002. – 80 с. 

Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.

Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.

18. Н.М. Сокольникова. Обучение в 1-4 классах по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова; Л.Г Савенкова.  Изобразительное искусство: 5 класс. - М.Вентана-Граф,2012.


Список литературы для обучающихся

1.Карандаш / Под ред. Д. Льюиса; Пер. с англ. О. А. Ермоченко; Худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 144 с.: ил. – (Серия «Техника исполнения»).

2.От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX – начала XX века в Эрмитаже / А. Г. Костеневич. – Изд. «Аврора», Ленинград, 1989.

3. Энциклопедический словарь юного художника.



















































СПИСОК ИЗМЕНЕНИЙ



Дата

Что изменено

1.

02.09.2019.

Приказ №1008 поменяли на приказ №196

2.

01.09.2020.

Дополнен учебно-тематический план. Добавлен пункт «Аппликация в рисовании»

3.

В пояснительной записке внесена информация о дистанционном обучении данной программы.



9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.