Дополнительная программа по рисованию «Разукрашки» (Для детей 5-7 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДДЮТ
_______________З.Н.Токарева
2020 г.
Программа рассмотрена
«___»__________2020 г.
на педагогическом совете
__________2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО РИСОВАНИЮ
«Разукрашки»
возраст обучающихся от 5-7 лет
срок реализации - 1 год
Автор составитель:
Краева Елена Вячеславовна
педагог дополнительного образования
Кстово
2020
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
Учебно-тематический план программы………………………………………...7
Содержание программы…………………………………………………………8
Календарный учебный план……………………………………………………10
Рабочая программа……………………………………………………………...11
Оценочные материалы………………………………………………………….16
Методические материалы……………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………..23
Пояснительная записка
Рисование – это первое из того, что начинает делатьребенок, так проявляется его индивидуальные способности. Детский рисунок – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, но и живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения и Интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а занятия детей по программе «Разукрашки» в полной степени могут удовлетворить потребность обучающихся в творчестве. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Также данная программа рассчитана на дистанционное обучение детей, что позволяет обучаться не только в здании, где расположен кабинет по изобразительному творчеству, но и за его пределами. Это очень удобно, когда ребенок пропустил занятия по какой-либо причине. В этом и состоит актуальность данной программы.
Программа имеет художественную направленность и реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различных материалов по изобразительному искусству: карандаши, сангина, пастель, уголь, ретушь, акварель, гуашь.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают не только знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, основных правилах рисования, а также о разных видах декоративно-прикладного творчества (роспись гжель, дымковская игрушка, матрешка), графика, используя при этом разнообразные техники рисования и материалы.
Педагогическая целесообразностьзаключается в применении основных методов и определенных форм работы, ориентированных на возрастные особенности обучающихся:
развитие творческих способностей в рисовании;
обучение основам создания художественных образов;
формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, композиции;
умение элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности;
приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
формирование высокого интеллекта духовности через мастерство.
Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 72 часа.
Формы и режим занятий:
Форма проведения занятия – групповая с применением индивидуальной работы с обучающимися. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два учебных часа, что составляет 72 часа в год. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Условия реализации программы. Набор детей производится в начале учебного года. В объединение принимаются все желающие, без предварительных испытаний. Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места. С обучающимися, включившимися в образовательный процесс не с начала учебного года, проводится дополнительная индивидуальная работа с целью освоения пропущенного материала.
Цель данной программы: развитие творческих и изобразительных способностей детей в процессе обучения основам изобразительного искусства.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Обучающие:
освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства;
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве, изучении новых материалов;
формировать умения по изобразительному искусству в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (по памяти, по представлению, по воображению).
Развивающие:
развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры;
способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни;
умение комбинировать различные цветовые оттенки.
Воспитательные:
воспитание аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца;
формирование коммуникативных навыков у обучающихся;
вызывать интерес учащихся к изобразительному искусству, истории культуры.
Ожидаемые результаты.
В конце срока реализации программы обучающиеся должны знать:
виды изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, композиция, графика, декоративно-прикладное и народное искусство;
основные выразительные средства произведений искусства;
особенности изобразительных материалов.
В конце срока реализации программы обучающиеся должны уметь:
создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на определенные темы;
использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения;
выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства;
использовать нестандартные приемы реализации творческих идей в своих работах;
рационально организовывать свое рабочее место;
аккуратность при выполнении творческого задания.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы.
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок. Проводятся открытые занятия и выставки, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего | Теория | Практика | Аттестация |
1 | Введение. Вводный урок. | 2 | 1 | 1 | 0 |
2 | Графика. Практическая работа. | 10 | 4 | 6 | 0 |
3 | Композиция. | 20 | 10 | 10 | 0 |
4 | Аппликация в рисовании. | 8 | 3 | 5 | 0 |
5 | Самостоятельные работы на заданные темы. Участие в конкурсах. Промежуточная аттестация. | 8 | 0 | 6 | 2 |
6 | Цветоведение. Практическая работа | 12 | 6 | 6 | 0 |
7 | Декоративно-прикладное искусство. Практическая работа. | 10 | 5 | 5 | 0 |
8 | Итоговая аттестация. | 2 | 0 | 0 | 2 |
| Итого: | 72 | 26 | 42 | 4 |
Содержание программы
Введение
Ознакомление с работой кружка «Разукрашки», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности. Рисование на свободную тему.
Графика
В изобразительном искусстве знать, как использовать линии, штрихи, пятна и точки. Иногда в своих работах применять цвет. Сочетатьв произведениях тональные нюансы. Текущий контроль.
Композиция
Уметь располагать изобразительные детали на листе бумаги, различать главные предметы от второстепенных, работать над образом. В композициивыражать определенную идею, которая определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения.Текущий контроль.
Аппликация в рисовании
Уметь составлять композиции из бумаги, работать ножницами и клеем. Применять в работе нетрадиционные техники рисования. Текущий контроль.
Самостоятельные работы на заданные темы.
Умение рисовать самостоятельно без помощи педагога. Учащиеся рисуют определенными художественными образами, которые применяют в своих работах. Промежуточная аттестация.
Цветоведение
Все о цветоведении: колористика, материалы, инструменты, техники акварельной росписи и гуашевыми красками. Уметь различать цвета, их колорит и насыщенность; учащиеся получат знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, научатся смешивать краски. Текущий контроль.
Декоративно-прикладное искусство
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства; с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Гжель и Дымковская игрушка. Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего.
Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.Текущий контроль.
Итоговая аттестация.
Выставка работ учащихся, в которой представлены лучшие работы воспитанников. Решение определенных тестов по теории, выполнение работы на заданную тему.
Календарный план на учебный год
Группа № п/п | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | | Май | Всего часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.09.– 08.09. | 09.09.- 15.09. | 16.09.– 22.09. | 23.09.– 29.09. | 30.09. – 06.10. | 07.10. – 13.10. | 14.10.– 20.10. | 21.10. – 27.10. | 28.10 –0 3.11 | 04.11.– 10.11. | 11.11.– 17.11. | 18.11.– 24.11. | 25.11. –01.12 | 02.12.–10.12. | 11.12.- 15.12. | 16.12.– 22.12. | 23.12.– 29.12. | 30.12.- 05.01. | 06.01. – 12.01. | 13.01. – 19.01. | 20.01. – 26.01. | 27.01.– 02.02. | 03.02. – 09.02. | 09.02. – 15.02. | 24.02. –01.03. | 02.03.– 08.03. | 09.03.–15.03. | 16.03. – 22.03. | 23.03.– 28.03. | 29.03. – 05.04. | 06.04. – 12.04. | 13.04. – 19.04. | 20.04. – 26.04. | 27.04.– 03.05. | 0405. – 10.05. | 11.05. – 17.05. | 18.05.– 24.05. | 25.05.– 31.05. | |||||||||||
1 | 22 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 72 |
Рабочая программа
№ | Тема занятия | Теоретические знания | Практические знания |
1. | Вводное занятие. | Проведение вводного инструктажа по технике безопасности. Знакомство с детьми. | Материалы: цветные карандаши. Композиция на свободную тему. Применение фантазии в своей работе. |
Графика (10 часов) | |||
2. | «Сказочный лес» | Знакомство с техникой черно-белой графики. | Материалы: черный маркер. Способность создавать художественные образы в своих работах. |
3. | «Мир насекомых» | Основы графики. Знакомство с художественными образами, узором. | Материалы: гелевая ручка, черный маркер. Умение применять образы в своих работах. Владеть техникой графики в черно-белом колорите. |
4. | «Птицы» | Знакомство с геометрическим орнаментом. | Материалы: гелевая ручка, черный маркер. Работа образным мышлением, контуром. Использовать орнамент на заднем плане. |
5. | «Цветы» | Сочетание в рисовании акварели и гуашь. | Материалы: акварель, гуашь. Уметь использовать в своей работе акварель игуашь. Владеть техникой графического изображения предметов. |
6. | «Натюрморт. Ваза и фрукты» | Знакомство с декоративным натюрмортом. | Материалы: черный маркер, цветные карандаши. Основы расположения предметов в определенной среде. Декоративное изображение данного натюрморта. |
Композиция (20 часов) | |||
7. | «Осень» | Основы графического изображения в творчестве. Графика с применением цвета. Техника фроттаж. | Материалы: гуашь, листья деревьев. Умение компоновать листья на листе бумаги. Использовать разные сочетания цветов. |
8. | «Подводный мир» | Основы композиции. Определение в рисунке главных и второстепенных предметов. | Материалы: акварель, восковые мелки. Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции. |
9. | «Дерево с цветами» | Знакомство с нетрадиционной техникой – рисование «трубочкой». | Материалы: акварель, трубочка. Освоение новой техники. |
10. | «Снегирь» | Основы строения птиц. | Материалы: гуашь. Умение передавать форму птицы с помощью цветных карандашей. |
11. | «Зима» | Освоение новой техники нетрадиционного рисования манной крупой. | Материалы: клей ПВА, манная крупа, цветной картон. Работа с художественными образами. |
12. | «Снеговик» | Знакомство с различными акварельными техниками рисования. | Материалы: восковые мелки, акварель, соль. Освоение новой техники акварельными красками. |
13. | «23 февраля» | Понятие «художественный образ» в рисовании. Иллюстрации. | Материалы: гуашь. Дополнять свою работу определенными художественными образами. Использовать иллюстрации к работе. |
14. | «Портрет мамы» | Знакомство с портретом. | Материалы: акварель. Освоить приемы рисования портрета. |
15. | «Пейзаж» | Знакомство с пейзажем. Понятие «линия горизонта». Виды пейзажей. | Материалы: акварель, гуашь. Освоить основные приемы рисования пейзажа. |
16. | «День Победы. Салют» Композиция | Смешанная техника рисования. | Материалы: акварель, цветные карандаши, соль. Уметь смешивать акварельные краски. Владеть смешанной техникой рисования. |
Аппликация в рисовании (8 часов) | |||
17. | «Новогодняя открытка» | Рисование с помощью оттиска на картоне. | Материалы: цветной картон, цветная бумага, гуашь, кисти. Владеть различными приемами в работе. |
18. | «Натюрморт» | Знакомство со светом и тенью. | Материалы: лист А-3, цветная бумага, клей ПВА, акварель, кисти. Применение в своей работе знания по цветоведению, композиции. |
19. | «Город. Абстракция» | Знакомство с художественными образами в рисовании. | Материалы: лист А-3, цветная бумага, клей ПВА, гуашь, картон, пуговицы. Применение в работе художественные образы, абстрактное мышление, фантазию. |
20. | «Замок Снежной Королевы» | Самостоятельная творческая работа. | Материалы: лист А-3, цветные карандаши, цветная бумага, клей ПВА. Применение полученных знаний в работе. |
Самостоятельные работы (6 часов) | |||
21. | «Новый год» | Самостоятельная работа по теме. | Материалы: гуашь. Умение работать образами, подходить к работе творчески. Правильно располагать изобразительные предметы на листе. |
22. | «Герои сказок, мультфильмов» | Самостоятельная работа по теме. | Материалы: по желанию учащихся. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
23. | «Мой любимый детский сад» | Самостоятельная работа по теме. | Материалы: по желанию учащихся. Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками; показать целостность окружающего мира. |
Цветоведение (12часов) | |||
24. | «Основные цвета» | Знакомство с цветовым кругом, новым инструментом для рисования – гуашь. Основные цвета: желтый, синий, красный. | Материалы: акварель, гуашь, палитра. Уметь делать плавную растяжку от одного цвета к другому. Работа с палитрой. Понимать различие материалов (гуашь, акварель) по физическим особенностям. |
25. | «Жар-птица» | Особенности цветовых оттенков желтого и красного. | Материалы: акварель. Техника смешивания красок на палитре. |
26. | «Ящерица» | Особенности цветовых оттенков желтого и синего. | Материалы: акварель Техника смешивания красок на палитре. |
27. | «Лев» | Теплые цветовые гаммы. | Материалы: акварель Умение различать теплую цветовую гамму от холодной. |
28. | «Черепашка» | Особенности цветовых оттенков синего и красного. | Материалы: акварель Техника смешивания красок на палитре. |
29. | «Дельфин» | Холодные цветовые гаммы. | Материалы: акварель Различать холодные цвета от теплых. |
Декоративно-прикладное искусство (10 часов) | |||
30. | «Матрешка» | Матрешка. Знакомство с художественными промыслами. Иллюстрации к данной теме. | Материалы: акварель. Иметь историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры. Создавать рисунки с помощью орнаментов, художественных образов. |
31. | «Дымковская игрушка» | Знакомство с дымковской игрушкой. Иллюстрации по данной теме. | Материалы: акварель. Выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки. Сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины). |
32. | «Гжельская роспись» | Гжель. Иллюстрации. Особенности данной росписи.Знакомство с народными ремеслами России, историей развития гжельской росписи. | Материалы: акварель. Знакомство с кистевыми приемами письма. Выработать выполнение элементов росписи. Развить навыки и умения в кистевой манере городецкой росписи. Иметь аккуратность в работе с акварелью. |
33. | «Золотая Хохлома» | Знакомство с росписью Хохлома. Иллюстрации к данной теме.История промысла и его география. Образцы. Хохломские цвета, сюжеты, технология. | Материалы: акварель. Рисовать простые кустики и травки. Изображать ягоды, листья с помощью карандаша и кисти. Составлять узор для полосы. Выполнять веточки с ягодами, листьями, цветами простой формы. |
34. | «Городецкая роспись» | Особенности городецкой росписи. Виды росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий. Иллюстрации к данной теме. | Материалы: гуашь. Формируют интерес к русскому народному изобразительному творчеству. Знакомятся с кистевыми приемами письма. Отрабатывают выполнение элементов росписи. Развивают навыки и умения в кистевой манере городецкой росписи. Воспитывают аккуратность в работе с гуашью.Рассматривают и сравнивают элементы росписи. |
Итоговая и промежуточная аттестация (4 часа) | |||
35 | Итоговое занятие | Проверка усвоенных знаний. Ответы на вопросы. | Ответы учащихся по карточкам. Работа с красками. |
36. | Выставка работ учащихся. Заключительное занятие с детьми и родителями. | Правила подбора цвета рамки, подпись рисунка, паспарту.Подведение итогов. Планы на будущий год. | Беседа с родителями и учащимися, игры для детей, проведение мероприятия, чаепитие. |
Оценочные материалы
Проверка качества освоения дополнительной образовательной программы проводится с помощью текущего контроля (по разделам программы), промежуточной (в декабре) и итоговой аттестаций (в мае).
Промежуточная аттестация.
Теоретическая часть.
Тест.
Назовите основные цвета:
а)жёлтый, зелёный, красный
б) красный, синий, зелёный
в) жёлтый, красный, синий
Какие цвета относятся к тёплым:
а) белый, оранжевый
б) жёлтый, красный
в) синий, фиолетовый
Какие цвета относятся к холодным:
а) синий, зелёный
б) голубой, чёрный
в) фиолетовый, коричневый
Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получился зеленый цвет?
а) желтый
б) красный
в) белый
Какие краски нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?
а) синий и красный
б) желтый и красный
в) желтый и зеленый
Картину какого жанра мы видим на репродукции?
а) натюрморт
б) портрет
в) пейзаж
Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку:
а) дерево
б) глина
в) пластик
г) пластилин
Как называются краски, которые обязательно разводятся водой и на рисунке дают ощущение лёгкости и прозрачности?
а) акварель
б) масляные
в) гуашь
Какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?
а) синий и красный
б) желтый и красный
в) желтый и зеленый
10.Укажи материал, который не используется для современной расписной Гжели:
а) керамика
б) фарфор
в) глина
Каждый правильный ответ имеет 1 балл. Максимальное количество баллов за тест 10.
Высокий уровень: 8 – 10 баллов;
Средний уровень: 4 – 7 баллов;
Низкий уровень: 0 – 3 балла.
Практическая часть.
Каждому ученику дается индивидуальное задание по билетам.
При оценке данной работы учащегося учитываются следующие критерии:
умение использовать вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу, располагать предметы на листе;
передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания;
умение использовать художественные образы в своей работе;
организация рабочего места;
свободное владение инструментами и приспособлениями
проявление творчества и фантазии в создании работ;
умение работать в определенной цветовой гамме;
свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах;
владение художественными материалами: гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью, карандашом, кистями;
последовательность ведения работы.
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за работу 10.
Высокий уровень: 8 – 10 баллов;
Средний уровень: 4 – 7 баллов;
Низкий уровень: 0 – 3 балла.
Итоговая общая оценка за аттестацию суммируется из вышеперечисленных баллов за теоретическую и практическую части. Максимальное количество баллов 20.
Высокий уровень: 18 – 20 баллов;
Средний уровень: 8 – 15 баллов;
Низкий уровень: 0 – 7 балла.
Итоговая аттестация.
Теоретическая часть.
С учащимися проводится игра-викторина. Группа делится на три группы по пять человек. Ответы на вопросы. Всего 15 вопросов. За каждый правильный ответ насчитывается 1 балл. Каждая команда отвечает на 5 вопросов, за которые получает 5 баллов.
Что такое натюрморт?
Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника – это … (мольберт)
Мягкие цветные карандаши без оправы, сформированные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими – это…(пастель)
Техника «уникального отпечатка», при которой поверхность покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе – это… (фроттаж)
Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это - … (граттаж)
Какие материалы используются при изготовлении Гжельской росписи? (фарфор, глина)
Каких русских художников вы знаете?
История русской матрешки.
Особенности Городецкой росписи.
Золотая Хохлома.
Как называется техника рисования «трубочкой»? (кляксография)
Черно-белые картины (карандаш, уголь, тушь) относятся к такому виду искусства, как … (графика)
Каких зарубежных живописцев вы знаете?
В чем разница между акварелью и гуашью?
С чего начинают рисовать пейзаж?
Высокий уровень: 4 - 5 баллов;
Средний уровень: 2 – 3 балла;
Низкий уровень: 1 – 0 баллов.
Практическая часть.
Выполнить самостоятельную работу композицию на тему «Город», используя любую смешанную технику (акварель + гуашь, акварель + цветные карандаши и т.д.)
При оценке данной работы учащегося учитываются следующие критерии:
импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
органичность и целостность композиционного решения;
знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии;
владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
стилистическое единство художественного образа;
строение предмета, части предметов, их местоположение распложены верно согласно композиции;
передача пропорций предмета в изображении;
смысловые акценты и общее пластическое решение формируют органичное образно-ассоциативное восприятие всей композиции;
выполнены все заданные установки как структурного, пластического, так и цвето-тонального решения.
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за работу 10.
Высокий уровень: 8 – 10 баллов;
Средний уровень: 4 – 7 баллов;
Низкий уровень: 3 – 0 баллов.
Итоговая общая оценка за аттестацию суммируется из вышеперечисленных баллов за теоретическую и практическую части. Максимальное количество баллов 15.
Высокий уровень: 11 – 15 баллов;
Средний уровень: 5 – 10 баллов;
Низкий уровень: 0 – 4 балла.
Методические материалы
Раздел или тема программы | Формы занятия | Приёмы и методы организации занятия | Дидактические материалы | Материально-техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Вводное занятие | Теория. Комбинированное занятие. | Информативно–рецептивный (рассматривание). Словесный (беседа, искусствоведческий рассказ). | Программа. | Лист А4, цветные карандаши. | Беседа.Знакомство с детьми. Самостоятельная работа на свободную тему. |
Графика | Теория. Практическое занятие. | Информативно–рецептивный (рассматривание, образец воспитателя). Словесный (беседа, использование образцов педагога, художественное слово). Эвристический. | Иллюстрации, образцы данных работ. | Лист А4, гуашь, акварель, карандаши (простые, цветные, восковые), кисти, манная крупа, клей ПВА, соль, черный маркер, гелевая ручка. | Опрос. Самостоятельная работа по данной теме. |
Цветоведение | Теория. Практическое занятие. | Словесный (беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово). Эвристический. | Цветовой круг. Иллюстрации к определенным темам. | Лист А4, Гуашь, карандаши, акварель, палитра, кисти. | Опрос. Самостоятельная работа по данной теме. |
Композиция | Теория. Практическое занятие. Знакомство с творчеством выдающихся художников. | Словесный (беседа, использование образцов педагога). Репродуктивный (прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой). Эвристический. | Компьютер. Иллюстрации к данным работам. Картины художников. | Лист А3 Акварель, гуашь, восковые мелки, простые и цветные карандаши, кисти. | Опрос. Самостоятельная работа по данной теме. |
Аппликация в рисовании | Теория. Практическое занятие | Словесный (беседа, использование образцов педагога). Репродуктивный (прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой). Эвристический. | Иллюстрации, образцы данных работ. | Лист А-3, гуашь, акварель, цветные карандаши, кисти, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, пуговицы | Опрос. Самостоятельная работа по данной теме. |
Декоративно-прикладное искусство | Теория. Практическое занятие | Информативно–рецептивный (рассматривание, образец воспитателя, экскурсия, наблюдение) Словесный (беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово). | Компьютер. Иллюстрации к данным работам. | Лист А4 Гуашь, карандаши, кисти, акварель. | Опрос. Самостоятельная работа по данной теме. |
Список литературы.
Нормативно-правовая база
Конвенция ООН о правах ребенка, ст.28. Информационный юридический справочник. – Самара,1997
Федеральный закон №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», ст. 12, ст. 28, ст. 41, ст. 43, ст. 75.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.)
Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21)
Устав МБУ ДО ДДЮТ г. Кстово
Локальный акт МБУ ДО ДДЮТ Кстовского муниципального района «Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах в МБУ ДО ДДЮТ» (приказ № 269 МБУ ДО ДДЮТ от 31.08.2017г.)
Список литературы для педагога
Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.
Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992. – 41 с.
Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова
Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства
Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru
Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.
Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб. «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб. «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.
Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.
18. Н.М. Сокольникова. Обучение в 1-4 классах по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова; Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5 класс. - М.Вентана-Граф,2012.
Список литературы для обучающихся
1.Карандаш / Под ред. Д. Льюиса; Пер. с англ. О. А. Ермоченко; Худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 144 с.: ил. – (Серия «Техника исполнения»).
2.От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX – начала XX века в Эрмитаже / А. Г. Костеневич. – Изд. «Аврора», Ленинград, 1989.
3. Энциклопедический словарь юного художника.
СПИСОК ИЗМЕНЕНИЙ
№ | Дата | Что изменено |
1. | 02.09.2019. | Приказ №1008 поменяли на приказ №196 |
2. | 01.09.2020.
| Дополнен учебно-тематический план. Добавлен пункт «Аппликация в рисовании» |
3. | В пояснительной записке внесена информация о дистанционном обучении данной программы. |
9