Дополнительная программа для детей 4–7 лет «Нейрологоритмика»

2
1
Материал опубликован 18 December 2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»


Рассмотренаипринятана педагогическом советеПротокол№

От« » 2022г.

Утверждаю заведующийМБДОУ«Детский сад№30»

Жебанова Е.В.

Приказ№ от«» 2022г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«НЕЙРОЛОГОРИТМИКА»





Возраст обучающихся: (4-7лет)

Срок реализации: 1год









Составил: учитель-логопед Петрова Н.В.

















г. Иваново,2022




СОДЕРЖАНИЕ


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………...

1.2 Цель и задачи программы……………………………………………….

1.3 Основные принцип программы………………………………………….......

1.3 Целевые ориентиры освоения программы…………………………………..


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Возрастные особенности детей……………………………………………………………………………….

2.2 Содержание программы……………………………………………………..


3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Календарно-тематическое планирование ……………………………………

3.2 Формы взаимодействия с родителями……………………………………

3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной развивающей среды ………………………………………………………………

3.4 Список литературы …………………………………………………………..






















I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Программа «Нейрологоритмика» является комплексным и междисциплинарным продуктом. Она объединяет в себе логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.

В современной действительности специалисты все чаще сталкиваются со специфическими формами речевых нарушений у детей. С такими нарушениями, которые указывают на несформированность и/или дефицитарностьтех мозговых структур, которые должны обеспечивать

нейробиологическую базу речи. Простыми словами: дыхание,слюноотделение, тонус, статика, просодика речи и др. Все эти процессы обеспечиваются подкорковыми мозговыми структурами - первым (энергетическим) функциональным блоком мозга (А.Р. Лурия).


Доказательством вышесказанного можно считать возросшее количество детей с нарушением тонуса мышц речевого аппарата, гиперсаливацией, нарушением моторики, проблемах в инициации речевой деятельности. Помимо речевых нарушений, мы можем заметить значительное количество так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, которые не умеют прыгать на

одной, а подчас, и на двух ногах, запинаются на лестнице, не умеют качаться на качелях и т.д. Таких детей мы видим все чаще. И это могут быть те дети, которые не включены в так называемые нозологии, это обычные, нормотипичные наши воспитанники. Все это и привело к мысли, что без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, не справиться с моторными и речевыми нарушениями.


1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель-преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.


Задачи

развивать речь;

активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания;

развивать зрительное и слуховое восприятие;

развиваем артикуляцию;

 формировать длительный речевой выдох;

формировать двигательные навыки;

развивать психомоторные координации;

развивать межполушарное взаимодействие;

стимулировать речевую активность;

развивать произвольное внимание;

развивать коммуникативные навыки.


1.3 Основные принципы программы

  1. Принцип научности.

Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.

  1. Принцип системности.

Нейрологоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

  1. Принцип последовательности.

Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

  1. Принцип учета уровня развития ребёнка. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.




1.4 Целевые ориентиры освоения программы

К концу года обучения дети должны уметь:

1.Правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх.

2.Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.

3.Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалоге, излагать мысль в монологе.

4.Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, действовать самостоятельно.

5.Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании, подчинять этому свои движения.

6.Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

7.Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов, сочетать с выполнением гимнастических фигур.

8.Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

9.Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.

10.Играть и импровизировать на инструментах.

Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.


II. Содержательный раздел

2.1 Возрастные особенности детей


Речевое развитие. У детей 4-7 летнего возраста продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Общение детей выражается в свободном  диалоге  со  сверстниками  и  взрослыми,  выражении своих  чувств  и  намерений  с  помощью  речевых  и  неречевых  (жестовых,  мимических,  пантомимических)  средств.

Общая моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении.

Мелкая моторика.

К 4-7 годам совершенствуется  развитие  мелкой  моторики пальцев  рук.  Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

Музыкальные способности.  У детей 4-7 лет значительно укрепляются голосовые связки, налажи­вается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук. Дети 6-7 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музы­ки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах.





2.2 Содержание программы

Данная программа разработана на основе авторской программы Екатерины Балдиной «Нейрологоритмика».

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей 4-6 лет

Численность в группе-не более 9 человек

Форма организации-подгрупповая

Общее количество занятий в году-32

Продолжительность занятий с детьми-1 раз в неделю

4-5 лет -не более 20 минут

5-6 лет - не более 25 минут

6-7 лет -не более 30 минут

Кружок функционирует с октября по май. Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, апрель). Отчётное занятие в присутствии родителей в индивидуальной и подгрупповой форме проводится в мае.


Занятие по нейрологоритмике включает следующие виды упражнений:

-       Ходьба и ориентирование в пространстве.

-       Упражнения на развитие психомоторных координаций, благодаря которым дети становятся более координированными и ловкими.

-       Глазодвигательные упражнения, лежащие в основе межполушарного взаимодействия.

-       Артикуляционные упражнения (песенки о веселом язычке Балдиной Е.А) полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

    - Дыхательная гимнастика корректирует нарушения неречевого и речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Является основой произвольной саморегуляции.

      Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

-       Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

-       Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

-       Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству.

-       Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,

сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.


Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный), основной и заключительный.


I водная часть: 3-5 минут.

Включает в себя:

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.

II основная часть: от 10 до 15 минут.

Включает в себя:

- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;

- глазодвигательное упражнение;

- упражнение на развитие межполушарного взаимодействия;

- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;

- упражнения на развитие координации речи с движением;

- упражнения на развитие координации пения с движением;

- слушание музыки для снятия напряжения;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

III заключительная часть: от 2 до 7 минут.

Включает в себя:

- упражнения на восстановления дыхания;

- спокойные виды ходьбы;

- упражнения на релаксацию.



III. Организационный раздел


3.1 Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Название занятия

октябрь

1 неделя

Путешествие в осенний лес

2 неделя

Вершки и корешки

3 неделя

Полная корзина

4 неделя

У бабушки в лесу

ноябрь

5 неделя

Наши пернатые друзья

6 неделя

Зимующие птицы

7 неделя

У кошки день рождения

8 неделя

Прогулка в зоопарк

декабрь

9 неделя

Зима в лесу

10 неделя

Дед Мороз спешит на ёлку

11 неделя

Украшаем ёлочку

12 неделя

Новый год

январь

13 неделя

Новогодний праздник в лесу

14 неделя

Зимние забавы


15 неделя

Зимний рэп

16 неделя

Зимняя сказка

февраль

17 неделя

Зима-затейница

18 неделя

Приключения снежинки

19 неделя

Снежная карусель

20 неделя

Последний день зимы

март

21 неделя

Мамин праздник

22 неделя

Новая столовая

23 неделя

У бабушки в гостях

24 неделя

Весенняя забава

апрель

25 неделя

Весенняя капель

26 неделя

Прилетайте, птицы

27 неделя

Весенний ручеёк

28 неделя

Кораблик

май

29 неделя

Путешествие с лучиком

30 неделя

Лягушонок и его дом

31 неделя

Кто колечко найдёт?

32 неделя

По дорожке с колобком



    1. Формы взаимодействия с родителями


Посещение родителями открытых занятий

Индивидуальные и коллективные консультации, родительские собрания;

Организация мастер-класса по нейрологопедической ритмике для родителей;

Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;

Оформление информационных стендов для родителей.



3.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды


Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.

Нейрологоритмические занятия проводятся в просторном помещении с использованием специального оборудования и материалов.

Оборудование: электронное фортепиано, зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально -ритмических упражнений.

Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов.

Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны.

Разнообразное спортивное оборудование.





Список используемой литературы


1.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.

2.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010.

3.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.

4.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5лет. - М., 2005.




































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталия Валерьевна, подскажите пожалуйста, по каким методикам проводите диагностику 2 раза в год. Поделитесь пожалуйста хоть одним конспектом занятия для того, чтобы понять, как Вы проводите. Музыкант Вам в помощь или Вы одна? Я со своим музыкантом начинала работать в этом направлении, я столько раз слышала от неё, что ей это не надо, это не её работа...... несмотря на то, что ей доплачивает за работу с детьми с нарушением речи и к отпуску дни добавляют.....

19 December 2022

Похожие публикации