Дополнительная программа для детей 4–7 лет «Нейрологоритмика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»
Рассмотренаипринятана педагогическом советеПротокол№
От« » 2022г.
Утверждаю заведующийМБДОУ«Детский сад№30»
Жебанова Е.В.
Приказ№ от«» 2022г.
«НЕЙРОЛОГОРИТМИКА»
Возраст обучающихся: (4-7лет)
Срок реализации: 1год
Составил: учитель-логопед Петрова Н.В.
г. Иваново,2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………...
1.2 Цель и задачи программы……………………………………………….
1.3 Основные принцип программы………………………………………….......
1.3 Целевые ориентиры освоения программы…………………………………..
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Возрастные особенности детей……………………………………………………………………………….
2.2 Содержание программы……………………………………………………..
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Календарно-тематическое планирование ……………………………………
3.2 Формы взаимодействия с родителями……………………………………
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной развивающей среды ………………………………………………………………
3.4 Список литературы …………………………………………………………..
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа «Нейрологоритмика» является комплексным и междисциплинарным продуктом. Она объединяет в себе логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В современной действительности специалисты все чаще сталкиваются со специфическими формами речевых нарушений у детей. С такими нарушениями, которые указывают на несформированность и/или дефицитарностьтех мозговых структур, которые должны обеспечивать
нейробиологическую базу речи. Простыми словами: дыхание,слюноотделение, тонус, статика, просодика речи и др. Все эти процессы обеспечиваются подкорковыми мозговыми структурами - первым (энергетическим) функциональным блоком мозга (А.Р. Лурия).
Доказательством вышесказанного можно считать возросшее количество детей с нарушением тонуса мышц речевого аппарата, гиперсаливацией, нарушением моторики, проблемах в инициации речевой деятельности. Помимо речевых нарушений, мы можем заметить значительное количество так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, которые не умеют прыгать на
одной, а подчас, и на двух ногах, запинаются на лестнице, не умеют качаться на качелях и т.д. Таких детей мы видим все чаще. И это могут быть те дети, которые не включены в так называемые нозологии, это обычные, нормотипичные наши воспитанники. Все это и привело к мысли, что без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, не справиться с моторными и речевыми нарушениями.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель-преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи
развивать речь;
активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания;
развивать зрительное и слуховое восприятие;
развиваем артикуляцию;
формировать длительный речевой выдох;
формировать двигательные навыки;
развивать психомоторные координации;
развивать межполушарное взаимодействие;
стимулировать речевую активность;
развивать произвольное внимание;
развивать коммуникативные навыки.
1.3 Основные принципы программы
- Принцип научности.
Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
- Принцип системности.
Нейрологоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности.
Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
- Принцип учета уровня развития ребёнка. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
1.4 Целевые ориентиры освоения программы
К концу года обучения дети должны уметь:
1.Правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх.
2.Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.
3.Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалоге, излагать мысль в монологе.
4.Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, действовать самостоятельно.
5.Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании, подчинять этому свои движения.
6.Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
7.Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов, сочетать с выполнением гимнастических фигур.
8.Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
9.Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.
10.Играть и импровизировать на инструментах.
Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.
II. Содержательный раздел
2.1 Возрастные особенности детей
Речевое развитие. У детей 4-7 летнего возраста продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Общая моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении.
Мелкая моторика.
К 4-7 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
Музыкальные способности. У детей 4-7 лет значительно укрепляются голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук. Дети 6-7 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах.
2.2 Содержание программы
Данная программа разработана на основе авторской программы Екатерины Балдиной «Нейрологоритмика».
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей 4-6 лет
Численность в группе-не более 9 человек
Форма организации-подгрупповая
Общее количество занятий в году-32
Продолжительность занятий с детьми-1 раз в неделю
4-5 лет -не более 20 минут
5-6 лет - не более 25 минут
6-7 лет -не более 30 минут
Кружок функционирует с октября по май. Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, апрель). Отчётное занятие в присутствии родителей в индивидуальной и подгрупповой форме проводится в мае.
Занятие по нейрологоритмике включает следующие виды упражнений:
- Ходьба и ориентирование в пространстве.
- Упражнения на развитие психомоторных координаций, благодаря которым дети становятся более координированными и ловкими.
- Глазодвигательные упражнения, лежащие в основе межполушарного взаимодействия.
- Артикуляционные упражнения (песенки о веселом язычке Балдиной Е.А) полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения неречевого и речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Является основой произвольной саморегуляции.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству.
- Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный), основной и заключительный.
I водная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
II основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- глазодвигательное упражнение;
- упражнение на развитие межполушарного взаимодействия;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть: от 2 до 7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
III. Организационный раздел
3.1 Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Название занятия |
октябрь | 1 неделя | Путешествие в осенний лес |
2 неделя | Вершки и корешки | |
3 неделя | Полная корзина | |
4 неделя | У бабушки в лесу | |
ноябрь | 5 неделя | Наши пернатые друзья |
6 неделя | Зимующие птицы | |
7 неделя | У кошки день рождения | |
8 неделя | Прогулка в зоопарк | |
декабрь | 9 неделя | Зима в лесу |
10 неделя | Дед Мороз спешит на ёлку | |
11 неделя | Украшаем ёлочку | |
12 неделя | Новый год | |
январь | 13 неделя | Новогодний праздник в лесу |
14 неделя | Зимние забавы | |
| 15 неделя | Зимний рэп |
16 неделя | Зимняя сказка | |
февраль | 17 неделя | Зима-затейница |
18 неделя | Приключения снежинки | |
19 неделя | Снежная карусель | |
20 неделя | Последний день зимы | |
март | 21 неделя | Мамин праздник |
22 неделя | Новая столовая | |
23 неделя | У бабушки в гостях | |
24 неделя | Весенняя забава | |
апрель | 25 неделя | Весенняя капель |
26 неделя | Прилетайте, птицы | |
27 неделя | Весенний ручеёк | |
28 неделя | Кораблик | |
май | 29 неделя | Путешествие с лучиком |
30 неделя | Лягушонок и его дом | |
31 неделя | Кто колечко найдёт? | |
32 неделя | По дорожке с колобком |
- Формы взаимодействия с родителями
Посещение родителями открытых занятий
Индивидуальные и коллективные консультации, родительские собрания;
Организация мастер-класса по нейрологопедической ритмике для родителей;
Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
Оформление информационных стендов для родителей.
3.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.
Нейрологоритмические занятия проводятся в просторном помещении с использованием специального оборудования и материалов.
Оборудование: электронное фортепиано, зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально -ритмических упражнений.
Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов.
Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны.
Разнообразное спортивное оборудование.
Список используемой литературы
1.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.
2.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010.
3.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.
4.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5лет. - М., 2005.
Шабанова Алёна