Дополнительная общеобразовательная программа «Наша безопасная дорога» для детей 5-7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования
"Город Северодвинск"
Детский сад № 49
"Белоснежка"
__________________________________________________________________
«Утверждаю»
Заведующий
С. П. Ктитарева
«____» ___________________
Дополнительная общеобразовательная программа
"Наша безопасная дорога"
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Нормативный срок освоения программы: 1 год
Авторы- составители:
Валькова Анжелика Сергеевна, воспитатель
Емельянова Анита Витальевна, воспитатель
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.20.
Северодвинск 2020г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3. Формы контроля и оценочный материал
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
5. Литература
Пояснительная записка
На современном этапе очень остро стоит проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города, обучение их основам правильного и безопасного поведения. С каждым годом увеличивается количество машин на улицах наших городов, часто водители нарушают правила дорожного движения, превышают скорость движения, что является одной из причин дорожно-транспортных происшествий. В последнее время часто появляются сводки о дорожно-транспортных происшествиях, где потерпевшими являются и дети. С целью предупреждения случаев дорожно-транспортных нарушений, как с детьми, так и с родителями, их представителями и направило педагогов нашего дошкольного учреждения на поиск новых, более эффективных подходов в решении данного вопроса.
Данная программа имеет социально - педагогическую направленность и рассчитана на детей 5-7 лет. Программа "Наша безопасная дорога" состоит из 30 занятий, в ходе изучения которых дети узнают о правилах дорожного движения, способствует обучению основам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Уровень усвоения программы: стартовый (ознакомительный)
Актуальность программы
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Педагогическая целесообразность программы
Практика показывает, что период дошкольного детства очень благодатное время, когда в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать основы безопасного поведения на дорогах, т.е. осознанно – правильное отношение к собственной безопасности. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно знакомятся с правилами дорожного поведения на дорогах. Дети получают знания через виртуальные экскурсии.
Цель программы
Формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Задачи программы
Образовательные:
1)Сообщить дошкольникам элементарных знаний о правилах дорожного движения.
2) Формировать у детей старшего дошкольного возраста умения применять полученные знания на практике.
3) Углублять знания детей о дорожных знаках.
Развивающие:
1) Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
2)Развивать самостоятельность в процессе познавательной деятельности: в выдвижении предположений.
3) Развивать внимание, память, кругозор детей.
Воспитательные:
1) Воспитывать культуру поведения на дорогах, в общественном транспорте, на пешеходных переходах.
2) Воспитывать осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.
Категория обучающихся, предполагаемый состав дополнительной информации: Количество детей, посещающих занятия, составляет 20-25 человек. Предполагается проведение по одному занятию в неделю, во вторую половину дня в музыкальный зал или групповое помещение, продолжительностью 20-25 минут.
Форма подведения итогов: диагностический срез
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год обучения – 30 учебных часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Планируемые результаты:
Дети будут:
- иметь представления о дорожных знаках.
- соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.
- знать основные термины и правила дорожного движения.
Тематическое планирование.
Формы контроля и оценочный материал
- Квест - игры, дидактические игры.
- Диагностики.
Диагностические задания по выявлению знаний детей
Задание 1.
Цель: выявить уровень сформированности у детей знаний о правилах поведения на улице.
Материал: иллюстрации о различных проблемных ситуациях, которые могут возникнуть на улице с детьми.
Ход проведения: Педагог предлагает детям разделить картинки на две группы, как можно/ нельзя себя вести на улице.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно разделили всех картинки, правильно называет их, отвечает на вопросы без затруднений.
2 балла – ребенок имеет представление о правильном поведение на улице, не все картинки называют, не на все вопросы может ответить.
1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о правильном поведение на улице, затрудняется в их названии.
Задание 2.
Цель: выявить уровень сформированности у детей знаний о правилах поведения в общественном транспорте.
Материал: иллюстрации о различных проблемных ситуациях, которые могут возникнуть в общественном транспорте.
Ход проведения: Педагог предлагает детям разделить картинки как можно / нельзя вести себя в общественном транспорте.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно разделили все ситуации, правильно называет их, отвечает на вопросы без затруднений.
2 балла – ребенок имеет представление о правилах поведения в общественном транспорте, в некоторых ситуациях возникают затруднения, не на все вопросы может ответить.
1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о правилах поведения в общественном транспорте, затрудняется в их названии.
Задание 3.
Цель: выявить уровень сформированности у детей знаний о значении светофора и его сигналах.
Материал: иллюстрации о различных проблемных ситуациях, которые могут возникнуть с детьми в близи светофора.
Ход проведения: Педагог предлагает детям разделить картинки светофора для пешехода и транспорта.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно разделяет картинки, правильно называет их, отвечает на вопросы без затруднений.
2 балла – ребенок имеет представление о видах светофора, не все называет их, не на все вопросы может ответить.
1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о видах светофора, затрудняется в их названии.
Задание 4.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД.
На каждый вопрос дается готовый ответ в помощь воспитателю.
1.Что такое дорога?
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.
2.Что такое тротуар?
Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (Пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.
3.Как нужно ходить по тротуару? Идя по тротуару, нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина. 4.Кого называют пешеходом? Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.
5.Почему нельзя ходить по проезжей части?
По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.
6. Где можно переходить улицу?
7.Какие бывают светофоры? Светофоры бывают двух видов: Для машин и для пешеходов.
8.Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного - приготовьтесь - скоро можно будет продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.
9.Какие сигналы подает светофор для пешеходов?
Светофор для пешеходов подает два сигнала: красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека на светофоре движется.
10.Кто управляет машиной? Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок с интересом отвечает на вопросы, знает на них ответы, не имеет затруднений.
2 балла – ребенок с трудом отвечает на вопросы, имеет затруднения.
1 балл – ребенок не отвечает на вопросы.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально - технические условия:
- ноутбук
- проектор
- экран
- колонки
- видео фрагменты.
Наглядные пособия:
- макет Автодорога
- раздаточный материал для занятий
- иллюстрации проблемных ситуаций
- дидактические игры по правилам ПДД
Указания кадрового обеспечения:
- воспитатель.
Указания материального обеспечения:
- помещение для проведения занятий
- столы, стулья
- доска.
Список литературы.
Ахмадиева, Р.Ш., Воронова, Е.Е., Минниханов Р.Н. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах/ Р. Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронова. Р. Н. Минниханов. - Казань: Логос-Пресс, 2008. – 235с.
Баряева, Л.А. Азбука дорожного движения/ Л. А. Баряева. – М.: Дрофа, 2007. – 156с.
Белая, К.Ю., Зимонина, В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников/ К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина. - М.: Просвещение, 2000. - 45с.
Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения / Л. А. Вдовиченко. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 100с.
Данилова, Т. И. Программа «Сетофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения/ Т. И. Данилова. – СПб.: – Издательство Детство – Пресс, 2009. – 208с.
Добрякова, В. А., Борисова, Н. В. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книги для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.
Гордиенко, С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей/ С. А. Гордиенко. - Ростов-н/Д.: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
Елжова, Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 170 с.
Козловская, Е. А., Козловский, С. А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Е. А. Козловская, С. А. Козловский. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 48с.
Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе: метод. пособие/ Л. Л. Тимофеева. – СПб.: ООО Издательство Детство – Пресс, 215. – 192с.