Дополнительная общеобразовательная программа «Лесовичок» (Экологическая направленность для детей 5-7 лет)
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Оричевский районный Дом детского творчества
Кировской области
Утверждена методическим советом УТВЕРЖДАЮ:
МКУ ДО Оричевского Дома директор МКУ ДО Оричевского
детского творчества Дома творчества
«09» сентября 2016 г. ___________________________
Протокол № 1 «09» сентября 2016 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Лесовичок»
Направленность программы: эколого-биологическая
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель программы
Гребенева Надежда Юрьевна
педагог дополнительного образования
п. Оричи 2016 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: эколого-биологическая
Экология - одно из приоритетных направлений работы Оричевского районного Дома творчества. Одна из задач направления - создание единой непрерывной информационно-образовательной среды в системе биолого-экологического образования Оричевского района. Работа строится на сотрудничестве методиста по экологии Дома творчества, учителей школ, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов Оричевского района по созданию условий для формирования ответственного отношения к окружающей природе у учащихся школ и воспитанников детских садов, их личного участия в деле охраны и сохранения родной природы. Сотрудничество с детскими садами по экологическому воспитанию детей осуществляется Домом творчества уже более 10 лет.
Новизна программы заключается в новой теме «География для малышей», в которую включено знакомство детей с животными и растениями жарких и холодных континентов. Разнообразное содержание программы «Лесовичок», интересные формы работы, позволяют детям дошкольного возраста не просто изучать объекты природы, а учат видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, находить взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Дополнительная образовательная программа «Лесовичок» реализуется в Оричевском Доме творчества для детей подготовительной группы 5-7 лет детских садов пгт Оричи.
Состав группы: дети 5-7 лет
Полный цикл реализации программы: 1 год
Режим занятий: по 1 часу в неделю; 35 ч/г
Форма обучения: очная
Данная программа о природе, огромном и интересном мире, который окружает нас и в котором ни на минуту не замирает жизнь. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризуется эмоционально-чувственным способом освоения окружающего мира. В этом возрасте в сознании детей происходит формирование наглядно-образной картины мира. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Житель дремучего леса, сказочный персонаж программы, дед Лесовичок помогает расширить знания детей о животным миром, о мире растений, учит беречь природу.
Все занятия выстроены в игровой форме, что позволяет детям с легкостью усваивать материал. С использованием весёлых потешек, загадок, игр, мультимедийных презентаций, фильмов, мультфильмов занятия становятся для детей более увлекательными и способствуют не только интеллектуальному, но и творческому развитию детей. Через проведение разнообразных развивающих игр у детей развивается память, внимание, речь, ассоциативное мышление, фантазии, что в будущем позволит успешно учиться ребёнку в школе.
Цель программы: расширить уровень экологических знаний и экологической культуры у детей 5-7 лет.
Задачи воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к природе; любовь к природе родного края
Задачи обучающие: формировать основы экологического мышления, познания основных законов природы, взаимосвязи и взаимозависимости в природе
Задачи развивающие: развивать у детей устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира; развивать память, внимание, речь, ассоциативное мышление; развивать творческие способности детей
Прогнозируемые результаты
- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;
- Культурное поведение в природе, желание беречь и заботиться о природе.
Формы подведения итогов реализации программы:
- промежуточный (опрос, тестирование, игра, творческая работа, загадки)
- итоговый (игра-викторина)
Методы обучения: словесный, игровой, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации образовательного процесса:
1.Фронтальная работа
2. Подгрупповая работа
3. Индивидуальная работа
Формы организации учебного процесса: традиционное занятие - беседа – игра – экскурсия – наблюдение – творческая работа – конкурс – презентация
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология группового обучения, развивающего обучения, игровая технология.
Алгоритм учебного занятия:
В целом учебное занятие можно определить в последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | часы | теория | практика |
1 | В гостях у деда Лесовичка | 3 | 1,5 | 1,5 |
| Дед-Лесовичок в гостях у Сентябринки. Удивительный лес. Охрана растений. Дары осени. | 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 |
2 | Многообразие животного мира | 9 | 4 | 5 |
| - Жизнь зверей в лесу осенью - Домашние животные и дикие животные: сходства и различия - Травоядные и хищники - Млекопитающие – наши собратья. - Рептилии, которых многие боятся. - Земноводные, которым хорошо живётся на суше и в воде. - Насекомые – шестиногие жители. - Игра «Такие разные животные» - Животные жарких стран | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 |
3 | Птицы. Разнообразие птиц | 4 | 1,5 | 2,5 |
| Птицы. Разнообразие птиц - На птичьем дворе. - Зимующие птицы Кировской области, охрана птиц. Чем и как накормить птиц зимой? - Перелетные птицы. Птицы теплых стран. - В гости ёлочка пришла (Н.г) | 1 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 1 |
4 | Царица-водица | 6 | 2,5 | 3,5 |
| - Агрегатное состояние воды - Северный Ледовитый океан. Животный мир океана. - Атлантический океан. Индийский океан. Тихий океан. Животный мир океанов. - Чистый воздух и вода в жизни всего живого. Использование воды. - Источники загрязнения воды. Меры охраны воды. - Игра «Водный мир» | 1 1 1 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 |
5 | Комнатные растения | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Лекарственные растения | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Грибными дорожками | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Родной край. Красная книга Кировской области | 2 | 1 | 1 |
9 | Посещение выставок | 3 | | 3 |
| - Выставка экологической и природоохранной работы - Флористическая выставка «Зеркало природы» - Зимние и рождественские композиции - Выставка «Гимн воде» - Художественная выставка - Фотовыставка | | | |
10 | Экскурсии в парк (наблюдения за сезонными изменениями в природе) | 5 | 2,5 | 2,5 |
| - осень - зима - весна | 1 2 1 | 0,5 1 0,5 | 0,5 1 0,5 |
11 | Итоговое занятие Конкурс-игра «Мир вокруг нас» | 1 | | 1 |
| итого | 35 | 14 | 21 |
Методическое обеспечение
Дидактический материал:
- Наглядный материал (карточки)
«Овощи», «Лесные животные», «Морские обитатели», «Животные жарких стран», «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Детёныши домашних животных», «Природные и погодные явления», «Как растет живое»
- Познавательная информация (стихи, рассказы о растениях, животных, птицах, рыбах, насекомых, природных явлениях)
- Настольные игры: «Лото» (Лесные животные, Рыбы, Дикие и домашние животные, Птицы, Деревья, Цветы луговые и садовые, Фрукты, Овощи, Ягоды, Грибы)
- Компьютерные презентации ко всем темам
- Фильмы, мультфильмы
Техническая оснащенность кабинета: ноутбук – 1 шт, микшерский пульт – 1 шт, видеопроектор – 1 шт., экран – 1 шт., посадочные места – 15 шт.
В парке Дома творчества и Дома культуры можно вести фенологические наблюдения за неживой природой, растениями, птицами.
Литература:
1.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2001.
2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей Чуду-всюду мир животных и растений. – Издательство Академия развития, 2003.
3. Праздники в детском саду. – М., 2000.
4. Зверев А.Т. экологические игры.- М.,2002.
5. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М., 2004.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2001.
Видеотека
-Киножурнал «Хочу все знать» - ГУП КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ», 2002.
- Мультипликационная география для малышей - ГУП КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ», 2006.
- Уроки живой природы - ГУП КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ», 2009.
Панагушина Елена Аркадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна