Дополнительная общеобразовательная программа «Лесовичок» (Экологическая направленность для детей 5-7 лет)

9
2
Материал опубликован 10 August 2020

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Оричевский районный Дом детского творчества

Кировской области







Утверждена методическим советом УТВЕРЖДАЮ:

МКУ ДО Оричевского Дома директор МКУ ДО Оричевского

детского творчества Дома творчества

«09» сентября 2016 г. ___________________________

Протокол № 1 «09» сентября 2016 г.






Дополнительная общеобразовательная программа


«Лесовичок»



Направленность программы: эколого-биологическая



Возраст обучающихся: 5-7 лет


Срок реализации программы: 1 год






Автор – составитель программы

Гребенева Надежда Юрьевна

педагог дополнительного образования











п. Оричи 2016 г.

Пояснительная записка


Направленность программы: эколого-биологическая


Экология - одно из приоритетных направлений работы Оричевского районного Дома творчества. Одна из задач направления - создание единой непрерывной информационно-образовательной среды в системе биолого-экологического образования Оричевского района. Работа строится на сотрудничестве методиста по экологии Дома творчества, учителей школ, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов Оричевского района по созданию условий для формирования ответственного отношения к окружающей природе у учащихся школ и воспитанников детских садов, их личного участия в деле охраны и сохранения родной природы. Сотрудничество с детскими садами по экологическому воспитанию детей осуществляется Домом творчества уже более 10 лет.

Новизна программы заключается в новой теме «География для малышей», в которую включено знакомство детей с животными и растениями жарких и холодных континентов. Разнообразное содержание программы «Лесовичок», интересные формы работы, позволяют детям дошкольного возраста не просто изучать объекты природы, а учат видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, находить взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Дополнительная образовательная программа «Лесовичок» реализуется в Оричевском Доме творчества для детей подготовительной группы 5-7 лет детских садов пгт Оричи.

Состав группы: дети 5-7 лет

Полный цикл реализации программы: 1 год

Режим занятий: по 1 часу в неделю; 35 ч/г

Форма обучения: очная

Данная программа о природе, огромном и интересном мире, который окружает нас и в котором ни на минуту не замирает жизнь. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризуется эмоционально-чувственным способом освоения окружающего мира. В этом возрасте в сознании детей происходит формирование наглядно-образной картины мира. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Житель дремучего леса, сказочный персонаж программы, дед Лесовичок помогает расширить знания детей о животным миром, о мире растений, учит беречь природу.

Все занятия выстроены в игровой форме, что позволяет детям с легкостью усваивать материал. С использованием весёлых потешек, загадок, игр, мультимедийных презентаций, фильмов, мультфильмов занятия становятся для детей более увлекательными и способствуют не только интеллектуальному, но и творческому развитию детей. Через проведение разнообразных развивающих игр у детей развивается память, внимание, речь, ассоциативное мышление, фантазии, что в будущем позволит успешно учиться ребёнку в школе.


Цель программы: расширить уровень экологических знаний и экологической культуры у детей 5-7 лет.


Задачи воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к природе; любовь к природе родного края


Задачи обучающие: формировать основы экологического мышления, познания основных законов природы, взаимосвязи и взаимозависимости в природе


Задачи развивающие: развивать у детей устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира; развивать память, внимание, речь, ассоциативное мышление; развивать творческие способности детей


Прогнозируемые результаты

- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;

- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- Культурное поведение в природе, желание беречь и заботиться о природе.


Формы подведения итогов реализации программы:

- промежуточный (опрос, тестирование, игра, творческая работа, загадки)

- итоговый (игра-викторина)


Методы обучения: словесный, игровой, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.


Формы организации образовательного процесса:

1.Фронтальная работа

2. Подгрупповая работа

3. Индивидуальная работа


Формы организации учебного процесса: традиционное занятие - беседа – игра – экскурсия – наблюдение – творческая работа – конкурс – презентация


Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология группового обучения, развивающего обучения, игровая технология.


Алгоритм учебного занятия:

В целом учебное занятие можно определить в  последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,  подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ),  итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов  деятельности   учащихся:   восприятие   -   осмысление   -   запоминание  применение - обобщение - систематизация.



Учебно-тематический план


п/п

Тема

часы

теория

практика

1

В гостях у деда Лесовичка

3

1,5

1,5


Дед-Лесовичок в гостях у Сентябринки.

Удивительный лес. Охрана растений.

Дары осени.

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Многообразие животного мира

9

4

5


- Жизнь зверей в лесу осенью

- Домашние животные и дикие животные: сходства и различия

- Травоядные и хищники

- Млекопитающие – наши собратья.

- Рептилии, которых многие боятся.

- Земноводные, которым хорошо живётся на суше и в воде.

- Насекомые – шестиногие жители.

- Игра «Такие разные животные»

- Животные жарких стран

1

1


1

1

1

1


1

1

1

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5


0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

1

0,5

3

Птицы. Разнообразие птиц

4

1,5

2,5


Птицы. Разнообразие птиц

- На птичьем дворе.

- Зимующие птицы Кировской области, охрана птиц. Чем и как накормить птиц зимой?

- Перелетные птицы. Птицы теплых стран.

- В гости ёлочка пришла (Н.г)

1


1


1

1

0,5


0,5


0,5

0,5


0,5


0,5

1

4

Царица-водица

6

2,5

3,5


- Агрегатное состояние воды

- Северный Ледовитый океан. Животный мир океана.

- Атлантический океан. Индийский океан. Тихий океан. Животный мир океанов.

- Чистый воздух и вода в жизни всего живого. Использование воды.

- Источники загрязнения воды. Меры охраны воды.

- Игра «Водный мир»

1

1


1


1


1


1

0,5

0,5


0,5


0,5


0,5

0,5

0,5


0,5


0,5


0,5


1

5

Комнатные растения

1

0,5

0,5

6

Лекарственные растения

1

0,5

0,5

7

Грибными дорожками

1

0,5

0,5

8

Родной край. Красная книга Кировской области

2

1

1

9

Посещение выставок

3


3


- Выставка экологической и природоохранной работы

- Флористическая выставка «Зеркало природы»

- Зимние и рождественские композиции

- Выставка «Гимн воде»

- Художественная выставка

- Фотовыставка




10

Экскурсии в парк

(наблюдения за сезонными изменениями в природе)

5

2,5

2,5


- осень

- зима

- весна

1

2

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

11

Итоговое занятие

Конкурс-игра «Мир вокруг нас»

1






1


итого

35

14

21





Методическое обеспечение


Дидактический материал:

- Наглядный материал (карточки)

«Овощи», «Лесные животные», «Морские обитатели», «Животные жарких стран», «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Детёныши домашних животных», «Природные и погодные явления», «Как растет живое»

- Познавательная информация (стихи, рассказы о растениях, животных, птицах, рыбах, насекомых, природных явлениях)

- Настольные игры: «Лото» (Лесные животные, Рыбы, Дикие и домашние животные, Птицы, Деревья, Цветы луговые и садовые, Фрукты, Овощи, Ягоды, Грибы)

- Компьютерные презентации ко всем темам

- Фильмы, мультфильмы


Техническая оснащенность кабинета: ноутбук – 1 шт, микшерский пульт – 1 шт, видеопроектор – 1 шт., экран – 1 шт., посадочные места – 15 шт.

В парке Дома творчества и Дома культуры можно вести фенологические наблюдения за неживой природой, растениями, птицами.


Литература:

1.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2001.

2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей Чуду-всюду мир животных и растений. – Издательство Академия развития, 2003.

3. Праздники в детском саду. – М., 2000.

4. Зверев А.Т. экологические игры.- М.,2002.

5. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М., 2004.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2001.


Видеотека

-Киножурнал «Хочу все знать» - ГУП КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ», 2002.

- Мультипликационная география для малышей - ГУП КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ», 2006.

- Уроки живой природы - ГУП КИНОСТУДИЯ «ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ», 2009.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная работа. Высокое качество работы.

10 August 2020

Благодарю за распространение прекрасного опята!!!

11 August 2020

Похожие публикации