Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках физики»
Развитие функциональной грамотности на уроках физики
Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна в современном мире.
Определение доктора психологических и педагогических наук академика Алексея Алексеевича Леонтьева (в статье «Педагогика здравого смысла», 1999 г.): Функциональная грамотность это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). С его точки зрения, человек, который, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным. Принято выделять читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности. Задания по функциональной грамотности проверяют не заученный материал по физике и другим школьным предметам , а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. На уроках физики в современной школе нужно развивать естественно научную грамотность учеников, т.е способность занимать активную жизненную позицию, по вопросам связанными с развитием естественных наук, применять на практике их достижения , готовность интересоваться их идеями, что требует от него следующих компетенций:
– научно объяснять явления;
– понимать особенности естественнонаучного исследования;
– научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
При решении задач по физике нужно учитывать следующие контексты
здоровье;
природные ресурсы;
окружающая среда;
опасности и риски;
связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
личностном ;
местном/национальном;
глобальном .
Рассмотрим ситуацию, относящаяся к контексту «связь науки и технологий» и содержательному типу знания («Физические системы»). На личностном уровне она может быть связана с работой бытовых электрических приборов, принципом действия плавкого предохранителя, ДВС. На местном/национальном уровне – с принципом действия гидроэлектростанции или использованием энергосберегающих видов общественного транспорта . На глобальном уровне – с использованием в технике реактивного принципа движения (или закона сохранения импульса) или способом получения энергии в результате расщепления атомного ядра.
Задания (задачи) вне контекста – с тележками, блоками, последовательным и параллельным соединением проводников, тонкими линзами и т.д. – оставляют этот вопрос открытым, что делает бессмысленным для многих учеников приложение усилий к таким задачам.
Между тем преобразовать типовое, бесконтекстное, задание в контекстное иногда не составляет труда.
Типичная задача по физике:Два сплошных шара одинакового объема, алюминиевый (1) и медный (2), падают с одинаковой высоты из состояния покоя. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Сравните кинетические энергии E1 и E2 и скорости шаров u1 и u2 непосредственно перед ударом о землю.
1) E1 = E2; u1 = u2
2) E1 = E2; u1 < u2
3) E1 < E2; u1 = u2
4) E1 < E2; u1 < u2
Задание по формированию естественнонаучной грамотности:
Вообразите, что космонавтам, находящимся на Луне, с зависшего над поверхностью летательного аппарата одновременно сбрасывают два контейнера с необходимым оборудованием. Контейнер 1 больше по массе, чем контейнер 2. Сравните время, которое понадобится обоим контейнерам для достижения поверхности Луны, и их скорости непосредственно перед ударом о поверхность.
Для простоты оценивания здесь могут быть даны варианты ответа.
Инженеры также рассчитывают кинетическую энергию, которую будет иметь контейнер при ударе о поверхность. Объясните, для чего они это делают?
Здесь должно быть дано объяснение.
Сравните кинетические энергии обоих контейнеров непосредственно перед ударом о поверхность. (Даются варианты ответа).
Задача по астрономии
НВ опубликовало информацию о перспективе разработок ресурсов на астероидах.Эксперты американского космического агентства NASA оценивают стоимость запасов драгоценных металлов на астероиде (16) Психея в 10 квинтиллионов долларов. Это цифра с 18 нулями, осознать масштаб которой под силу не каждому человеку с высшим образованием.
Разговоры о добыче полезных ископаемых на небесных телах кажутся либо абсолютной фантастикой, либо делом далекого будущего. Однако уже сегодня есть люди, которые готовы перевести эти разговоры в практическую плоскость и мало-помалу превращать фантастику в бизнес-стратегию.
1.Что можно искать в космосе?
2.Где можно найти полезные ископаемые в космосе?
3.Кому потребуется товар, добытый космическими горняками с таким трудом?
4.Зачем добывать ископаемые в космосе ?
5. Опишите технологию космических горнодобытчиков.
6.Когда,по вашему мнению, добыча полезных ископаемых станет реальностью? Почему?
Полет на воздушных шариках над родной школой!
Задание по естественнонаучной грамотности.
Тема: Воздухоплавание. 7 класс.
Петя решил сфотографировать свою школу с высоты птичьего полета.Что для этого он должен знать и сделать?
1.Найдите объем своего тела(1балл)
2.Вычислите выталкивающую силу, действующую на вас(1балл)
3.. Вычислите сколько воздушных шаров и какого размера нужно наполнить гелием чтобы подняться над школой и сфотографировать ее.?Какой объем более экономичен. (2 балла)
4.. Как изменится число шаров если их наполнить другими газами? (2 балла)
Эссе
Мои коллеги бурно обсуждают введение в образовательный процесс упражнений по развитию функциональной грамотности. Очень многие настроены негативно. Если спросят о моем мнении, то я отвечу, что это крайне необходимо в современном мире.Ведь функциональная грамотность -это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это не просто груз знаний, который ребенок не сможет применить на практике.По моим наблюдениям и наблюдениям многих коллег, выпускники не обладают читательской грамотностью. Отвечая на вопросы ОГЭ,ЕГЭ, ВПР, они приступают к выполнению заданий, даже не дочитав его до конца,не понимая смысла , что приводит к неверному решению. Читать дети научились, а смысловому чтению нет.Функциональная грамотность поможет справляться с проблемами в нашей жизни и делать верные умозаключения. Функционально грамотный человек нацелен на результат.Мои коллеги прекрасно понимают необходимость нового подхода к обучению, но нас учили просто грамотности, поэтому нам, учителям, трудно перестраиваться , много еще не до конца понятно. Но понятно всем , что все МКР, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР проверяют именно функциональную грамотность.Пробел наших школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков.
По мнению моих коллег, необходима учебная программа, которая позволит подготовить всех учащихся к успешному обучению, которая акцентирует внимание на применении навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия. Необходимо переформатировать некоторые задания и задачи в учебниках, создать ситуацию в учебнике, порождающую необходимость решения той или иной задачи\задания, обеспечить поиск новых средств решения, не предоставляя их в готовом виде. Учителям просто не хватает времени и сил на разработку заданий по формированию функциональной грамотности.