Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»
Номинация: Начальное общее образование
Целевая группа обучающихся: 4 класс
Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»
Рожкова Надежда Борисовна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург
2023 год
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире. В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами из-за наличия функциональной неграмотности, в пределах от 25 до 40 % от общего количества населения страны.
Многие люди, даже имеющие высшее образование, степени кандидатов и докторов наук, потеряли свою работу раньше наступления пенсионного возраста просто потому, что оказались не готовы к кардинальным изменениям. В наше время приходится следовать совету Черной королевы из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «…Бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.
Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс усвоения идет как процесс решения учащимися различных классов задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку. Важно задать вопрос: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика». Математическая грамотность - это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления, помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Математическая грамотность младшего школьника, как компонент функциональной грамотности, трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего мне это, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни.
д) решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
1-й компонент математической грамотности: ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
2-й компонент математической грамотности: способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3-й компонент математической грамотности: владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
В начальной школе нужно научить решать около 40 видов различных задач. Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных с реальной жизнью, особенно в 3-4 классе, когда от ребят требуется применение практических действий. Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни. Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Задачи на формирование математической грамотности младших школьников я применяю на этапах изучения нового материала, закрепления полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваюсь от раздела и темы урока. Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на
1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. 2-й компонент математической грамотности использую при изучении тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью». При изучении раздела «Числа больше 1000 (сложение и вычитание, умножение и деление)», я применяю 3-й компонент математической грамотности - владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).
Урок математики в 4 классе «Школа России»
Тема: «Таблица единиц площади» (с.41, 1 часть)
Цели:
Предметные:
составить таблицу единиц площади;
научить заменять мелкие единицы площади более крупными и наоборот;
совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
умение решать задачи.
Метапредметные:
Регулятивные
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные
проводить обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
выполнять мыслительные операции синтеза и анализа.
Коммуникативные
строить речевое высказывание в устной форме;
использовать математическую терминологию;
осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Личностные:
умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Планируемый результат: научатся переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с именованными числами – единицы длины и единицы площади.
Раздаточный материал: квадрат 10 на 10 см, разрезанный на 4 части (один на парту), «Лист самооценки» (для каждого ученика).
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков («Площадь», «Единицы площади»).
- Что мы учимся делать на уроках математики? (Ответы ребят).
- Давайте вспомним ситуации, когда мы слышим слово «площадь» и назовем ситуации, где мы можем применить полученные на математике знания (Ответы ребят).
- У меня на доске карточки с именованными числами. На какие группы можно их разделить? (Распределение на группы «Единицы длины» и «Единицы площади»).
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока (Ответы ребят).
3. Повторение изученного материала.
- У вас на столе лежит разрезанная геометрическая фигура. Ваша задача – составить из этих частей квадрат, измерить его стороны и найти площадь квадрата, выразив ее в разных единицах. (Работа в парах, запись в тетрадях, проверка).
- Какие умения и знания нам понадобились, чтобы выполнить это задание? (Ответы ребят).
4. Изучение нового материала.
- Откройте учебники на странице 41. Давайте прочитаем таблицу единиц площади и запишем ее. (Работа в тетрадях).
- Попробуем выполнить № 180 и применить полученные знания: «Объясни, в каких единицах могли измерить площадь: 1) почтовой марки – 300 … 2) почтовой открытки – 150 …; 3) письменного стола – 66 …; 4) спортивного зала – 100 … . Расположи площади этих предметов в порядке их уменьшения. (Работа в тетрадях, взаимопроверка).
Решение задач. Создание проблемной ситуации.
- А сейчас попробуем решить задачи:
1) «Ребята собрали 2т макулатуры. Сколько кв. метров леса сэкономили дети, если известно, что для получения 1т бумаги вырубается 9 ар леса?»
2) «Если каждый ученик в России сэкономит в год одну тетрадь, это позволит сохранить от вырубки 13000 га леса. Сколько это ар? Сколько кв. метров?» (Задачи решить не можем, т.к. не знаем, что такое ар и га).
- Давайте посмотрим видео и выделим необходимую информацию для решения данных задач. (Просмотр видео, запись в тетрадь необходимых данных, решение задач. Ссылка на видео https://yandex.ru/video/preview/7266197387517067398).
5. Применение знаний и умений.
1) Выполнить №181 (Сравнение именованных чисел).
2) Составить задачу с данными про наш кабинет и решить ее: ширина в 2 раза меньше, длина 6 м. (Дополнение данных вопросом, формулирование и решение получившейся задачи: «Длина кабинета 6 м, а ширина в 2 раза меньше. Найти площадь кабинета»).
3) Решить задачу: «Самое большое озеро в мире - это Каспийское. Его площадь 400 км2, что на 368 км2 больше площади озера Байкал. Определите площадь озера Байкал. Переведи км2 в м2».
6. Домашнее задание.
Выучить таблицу единиц площади с.41, выполнить №179. Дополнительно: составить задачу с использованием данных единиц площади.
7. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили сегодня на уроке?
- Достигли ли мы цели? Давайте посмотрим по оценкам (Лист самооценки).
- Пригодятся ли Вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем? Где?
- Людям, каких профессий пригодятся эти знания?
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я …
Было интересно….
Было трудно…
Больше всего понравились задания…
- Напишите букву Я на той ступеньке, которая соответствует уровню приобретённых вами знаний (Лист самооценки).
Список литературы и интернет-источников:
1.Сборник информационных и методических материалов для педагогов, Национальный исследовательский университет, Москва, 2020г.
2.Уроки формирования функциональной грамотности, Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2021г.
3.Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018г.
4.Видеоурок https://yandex.ru/video/preview/7266197387517067398
10