12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зажигина Полина Ивановна368
Россия, Вологодская обл., Вологда
10

Развитие функциональной грамотности на уроках физики

Развитие функциональной грамотности на уроках физики.


Согласно указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Россия должна войти в десять лучших стран мира по качеству общего образования [1]. Для этого министр просвещения РФ планирует разработать систему заданий для формирования функциональной грамотности школьников. Целью этого проекта является формирование у школьников математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, креативного и критического мышления, а также компетенций в области знаний о глобальных проблемах человечества. Наши школьники уже столкнулись с необычными заданиями теста PISA. Следовательно, необходимо менять методы преподавания. Исходя из вышесказанного я считаю, что инновации в образовании должны отвечать запросу формирования функциональной грамотности школьников.


Лицей, в котором я работаю, борется за право стать региональной площадкой проекта по функциональной грамотности. Я являюсь членом группы по разработке заданий и глоссария. На методической неделе было представлено несколько открытых уроков и мастер-классов по данной теме.


Для формирования функциональной грамотности я применяю метод кейсов. Кейс - это некая проблемная ситуация. Впервые этот метод был применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Учащимся передавали описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение [2].


Метод кейсов требует особой организации процесса обучения. Главное — это создание «подходящего климата совместной работы» [3]. Учащимся должно быть удобно работать в группах, во-первых, психологически. Атмосфера в классе должна быть дружелюбной. Ученики не должны боятся высказывать свое мнение. Чтобы учащиеся могли услышать друг друга и чтобы каждый член группы был активным, группа должна состоять не более, чем из 4 человек. Так же необходимо спланировать ход урока: держать четкие рамки времени, о которых учащиеся должны быть предупреждены. Время можно сэкономить на целеполагании. Урок начинается с того, что учащиеся разбиваются на группы и изучают текст кейса. В своей книге Дима Зицер приводит методику «Кафе Мидраш» [4], которая похожа на метод кейсов. Он предлагает, выдавать на группу один текст. Таким образом текст придется зачитывать вслух, что позволит задействовать разные каналы восприятия учащихся.    

Примерно половину занятия надо оставить на совместное обсуждение. В процессе презентаций каждой группы, у других учащихся возникнут вопросы, которые необходимо обсудить. Таким образом знания, теория полученная учащимися на предыдущих занятиях будет применена в бытовой ситуации, что сделает знания более прочными.


Приведу несколько заготовок придуманных мною кейсов.

На создание первого кейса меня натолкнула статья из журнала Популярная механика про восхождения на Эверест [5]. Поскольку объем статьи большой, я предложила учащимся ознакомится с ним в качестве домашнего задания. Класс был разделен на группы, готовящиеся к восхождению или придерживающихся мнения, что делать этого не стоит. Группам были выданы  следующие задания для обсуждения:

1. Какой маршрут восхождения на Эверест выбрали бы вы? Аргументируйте свой выбор.

2. С какими проблемами в бытовых ситуациях могут столкнуться альпинисты?

3. Распределите предметы из предложенного списка на группы:

- пригодятся в экспедиции,

- пригодились бы, но не будут работать,

- не нужны совсем.

* список предметов: электрический чайник, 20-литровая бутылка с водой с помпой для накачивания воды, кислородная маска, шланг, и др.

При желании в рамках этого урока можно обсудить вопрос изменения атмосферного давления с высотой, зависимость температуры кипения жидкости от давления и многие другие.

Другим примером кейса для учащихся 7-го класса при изучении темы «Давление» будет задание: выбрать аквариум для рыбок. Решить, куда его поставить, чтобы полка выдержала давление, оказываемое аквариумом. Придумать способ, как поменять воду в аквариуме, не опрокидывая его.

Или, например, при изучении темы «Гидравлический пресс»в 7-ом классе предложить выбрать один из гидравлических подъемников для шиномонтажа или ремонта автомобилей из реального интернет магазина. Там указаны все характеристики, что позволит учащимся рассчитать подъемную силу механизма. Выполняя подобные задания,  учащиеся нередко находят ошибки в обозначениях или замену понятий «вес» и «масса» на сайтах.

Подобные задания ставят учащихся, привыкших к классическим задачам, в тупик, так как данные для решения необходимо отбирать самим из общей массы характеристик. Но с другой стороны такие задания позволяют учащимся применить свои знания на практике, что делает эти знания более прочными и глубокими и развивают  функциональную грамотность. К тому же уроки из механического решения задач становятся более творческими и интересными, как учащимся, так и педагогу.


Ссылки на литературу:

  1. http://kremlin.ru/events/president/news/57425 Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_кейсов
  3. Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study / учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород, 2014 — 208 c.
  4. Зицер Д., Зицер Н. Азбука НО. Современное педагогическое искусство. - Санкт-Петербург, 2019 — 432 с.
  5. https://www.popmech.ru/science/485152-zachem-lyudi-pokoryayut-everest-i-pochemu-gibnut-v-ocheredi-na-voshozhdenie/ 

6. http://www.instrao.ru/index.php/ob-institute ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии наук

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.