Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках»
УДК 372.851
Нуртдинова Э.Г.
Учитель математики и информатики лицея №2,
г. Дюртюли РБ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрена актуальная тема развития функциональной грамотности у учеников путем решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе.
Ключевые слова
Функциональная грамотность, математическая грамотность, практико-ориентированные задачи, математика.
Математика – это «язык», использующийся во всех сферах деятельности человека, аппарат, помогающий изучать мир вокруг нас. Необходимо учить детей говорить на этом языке без затруднений и чувствовать его красоту. Именно поэтому организация практико-ориентированного обучения так важна.
В настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности.
Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является практико-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению предмета. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Например, в начале урока можно предложить ученикам 2 задачи практико-ориентированного характера и вместе поразмышлять, почему мы относим их к этому виду и выделить основные компоненты таких задач. Это:
– условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания, на которые нет явного указания в тексте задачи (жизненная ситуация);
– информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов (информация-данные в разном объеме и форме);
– указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи (область применения результата);
– по структуре эти задачи могут быть нестандартными, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов (нестандартные);
– наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания (избыточность);
– наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать (много способов решений) [1, с. 3].
На уроках мы решаем задачи из различных предметных областей: не только о безликих теплоходах, которые едут навстречу друг другу, но и о нас самих, о знакомых и привычных местах.
Например, предлагаем учащимся преобразовать задачу из учебника в практико-ориентированную. «На сколько процентов площадь окружности с радиусом 20см, больше площади с радиусом 10см?». Переформулировав условие в реальную жизнь, мы получаем: «Рядом с домом Лианы и Дины в блинной пекут вкусные блины. Они одной и той же толщины, но разных размеров. Блин диаметром 20 см стоит 20 рублей, а блин диаметром 40 см – 40 рублей. Лиана считает, что 2 маленьких блина равны одному большому, а Дина считает, что один большой блин больше двух маленьких. Кто из них прав и почему?».
Или, например, при изучении темы «Пропорции и Масштаб», предложить задачу (перед походом в кино), приложив карту нашего города: «Проложите наиболее оптимальный маршрут и вычислите, во сколько нам нужно выйти из школы, чтобы не опоздать на фильм». Здесь же стоит отметить воспитательный момент: дети тренируются в управлении своим временем.
Совершенствование математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового чтения, что позволяет детям преодолеть страх перед объемными текстами.
«Текст» может иметь различное представление: не только слова, но и изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. И задача учителя – научить детей преобразовывать задачу из одного формата в другой наиболее удобный.
Будучи еще не знакомыми с теорией и компонентами практико-ориентированного обучения, мы применяем такие задачи в жизни. Например, ребенку нужно принять лекарство, и вы договариваетесь, что он выпивает половину стаканчика, что составляет 7/8 от всего объема.
Использование практико-ориентированных задач на уроках повышает мотивацию, рассмотрим примеры их использования. При подготовке к ОГЭ предлагается задача с определением площади участка. Выбираем в качестве примера не абстрактный участок, а знакомый и полюбившийся детям парк Зерно (г. Дюртюли) или любое другое общественное пространство вашего города. При изучении темы «Масштаб» раздаем карту (с указанием масштаба) и предлагаем рассчитать время выхода из дома (безопасный маршрут), чтобы успеть на лыжные соревнования, скорость брать равную 4 км/ч. Тема «Параллелепипед» – багаж для ручной клади. При планировании поездки в столицу решаем задание на выбор и составление расписания мероприятий и рассчитываем расходы (финансовая грамотность). При изучении темы «Решение задач на проценты» предлагаем задачу: «Во время сушки яблоки теряют 84% своей массы. Сколько килограммов свежих яблок надо взять, чтобы получить 24кг сушеных?».
А навыки финансовой грамотности в учениках развиваются уже с младших классов. Например, при подготовке к чаепитию приносим различные буклеты со скидками и считаем, как выгоднее заказать пиццу. А со старшими классами можно обсудить тему «А нужен ли кредит?».
В современном обществе необходим человек, умеющий решать реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Задача учителей математики – сформировать данную компетентность. Это возможно только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают практико-ориентированные задачи.
Список использованной литературы
1. Гаркавая, Д.И. Методические рекомендации. Компетентностно-ориентированные задачи (задания) как средство реализации компететностной модели образования. – Белгород, – 2016. – 26 с.
2. Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 1 (94). – С. 162-172.
3. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск, 2020. – С. 116-125.
4. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий / под редакцией Г. Ковалёвой, Л. Рословой – Выпуск 1. Часть 2 – 2022. – 80 с.
Электронные ресурсы
1. Лаборатория функциональной грамотности статья // Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана): rosuchebnik.ru. – 2020. – URL: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ (дата обращения: 26.03.2022)
2. Функциональная грамотность. Банк заданий // Издательство «Просвещение»: media.prosv.ru. – 2022. – URL: https://media.prosv.ru/fg/ (дата обращения: 02.04.2022)
© Нуртдинова Э. Г., 2022