Статья развитие творческих способностей у одаренных детей
Развитие творческих способностей у одаренных детей
во внеурочной деятельности
Карпова Елена Михайловна
воспитатель структурного подразделения
центр выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Созвездие Орла»
e-mail: super.elena-karpova@yandex.ru
В настоящее время повышенный интерес к проблеме выявления, обучения и воспитания детей с неординарными способностями не случаен. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. Сегодня важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог процветания нашей страны
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Встречаясь с одаренными детьми на образовательных сменах «Созвездия Орла», понимаешь, что у них сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей. Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Работая с такими детьми, понимаешь, что именно оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.
Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. В качестве доказательства выше сказанного можно привести признаки одарённости:
одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
они очень любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
Традиционно система работы с одаренными детьми включает в себя следующие задачи:
- диагностика одаренных детей;
- развитие уникальных задатков и способностей ребенка непосредственно в образовательной деятельности;
- развитие способностей во внеурочной деятельности;
- создание среды, способствующей максимальному раскрытию одаренности ребенка.
Практика работы нашего центра показывает, что наиболее сложным является развитие творческих способностей. Это обусловлено тем, что данное направление – непрерывный процесс, затрагивающий все возрастные этапы развития ребенка, и творческий потенциал заложен в каждом человеке без исключения. Творческие способности подразумевают не только умение лучше других представлять материальный продукт своего труда, но и проявление инициативности, самостоятельности при принятии решений, способность к свободному самовыражению. Сюда входят также развитие наблюдательности, речевой и общей активности, коммуникабельности, познавательной сферы (речи, мышления, внимания, памяти), воли, воображения. Задача педагога - выявить у ребенка очевидные творческие способности и максимально развить их в доступной и интересной деятельности.
Наиболее оптимальные возможности для проявления творческих способностей и развития уникальных задатков имеются во внеурочной деятельности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственный педагогический опыт. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности детей (кроме учебной), в которых успешно решаются задачи их воспитания и социализации.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому она всегда отвечает индивидуальным наклонностям и предпочтениям детской аудитории. Именно по этой причине внеурочная деятельность является одним из важнейших элементов в развитии творческих способностей одаренных детей, так как позволяет работать с каждым ребенком по индивидуальному маршруту. При этом реализуются такие важные принципы, как добровольность выбора содержания работы с учетом предпочтений ребенка; опора на самостоятельную творческую инициативу детей; знакомство с новыми видами деятельности.
Среди форм и методов внеурочной работы с одаренными детьми традиционно применяются различные факультативы и кружки, творческие мастерские, работа по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, внеурочная исследовательская работа.
Большой потенциал содержит работа с одаренными детьми по развитию литературного творчества. Такая деятельность помогает успешно решать задачи современного воспитания по формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Развитию литературного творчества значительно способствует создание кружков любителей литературы, литературных гостиных, участие в театрализованных постановках как в качестве актеров, так и в качестве режиссеров, проведение конкурсов авторских стихов, песен, прозы и т.д. В ежедневной деятельности таких объединений дети упражняются в написании творческих работ: описание природы, внешности человека, повадок животных, особенностях интерьера, передаче диалога, в сочинении рассказов, стихов, эссе, репортажей. Подобные упражнения приучают детей посредством литературного языка превращать личные впечатления в поэтические образы.
Сочинение сказок развивает у детей умение владеть словом, осмыслить закономерности языка, научить не только четко и ясно, но и образно выражать свои мысли. Сказка, сочиненная ребенком, становится средством повышения интереса к родному языку, существенно развивает творческие способности ребенка.
Такие работы пробуждают воображение и фантазию детей, развивают их стремление к намеченной цели, стимулируют самостоятельность.
Во внеурочное время широко практикуется проведение литературно-музыкальных вечеров. Литературные композиции, как правило, посвящены различным событиям, праздникам. Это может быть, например, литературно-музыкальная композиция к Рождеству, ко Дню матери.
Удачной формой, на мой взгляд, является театрализованная игра, доступная и интересная для детей любого возраста. Совместное написание сценария, обсуждение проведения такого мероприятия, создание декораций, костюмов и, собственно, участие в игре вовлекает в творческий процесс весь детский коллектив, дает возможность каждому ребенку успешно самореализоваться.
И это лишь некоторые из форм работы, направленных на развитие творческих способностей у одаренных детей во внеурочной деятельности. Каждая ступенька нового достижения является опорной точкой для дальнейшего совершенствования и развития одаренного ребенка.
В центре выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Созвездие Орла», сотрудником которого я являюсь, успешно реализуются образовательные и воспитательные программы в работе с одаренными детьми. Богатая материально – техническая база, высококвалифицированные кадры, тесное взаимодействие между методистами и воспитателями способствуют плодотворной работе.
Главными участниками воспитательного процесса являются наши воспитанники. Мы направляем все свои усилия на то, чтобы им было комфортно в нашем центре, чтобы они могли раскрывать свои таланты в полной мере, наслаждались общением друг с другом и с педагогами в непрерывном творческом процессе.
Самая большая награда для всех сотрудников нашего центра – это горящие глаза участников смен, их добрые отзывы о работе центра, о педагогах и воспитателях. Наши юные дарования принимают активное участие в различных региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Я надеюсь, что именно они в ближайшем будущем станут главным достоянием нашей страны, будут способствовать её развитию, ведь так много педагогов передают им свои знания и умения.
Список литературы
Доможаркова О. В. Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности: Концепция и опыт реализации /Под ред. О.В. Доможаковой и др./ Абакан: Издательство ХГУ, 2012.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. /Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003/.
Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности /А.М.Матюшкин/ Вопросы психологии. –1989. – № 6. – с. 29-33.