Статья «Методические аспекты коррекционной работы по развитию у умственно отсталых младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости беглого чтения»
Методические аспекты коррекционной работы по развитию у умственно отсталых школьников с легкой степенью умственной отсталости беглого чтения.
Развитие беглого чтения у детей с умственной отсталостью – сложный процесс. Здесь большую роль играют выбранные методы и приемы.
Прежде всего, для развития беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. Для этого каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используется чтение по абзацам по заданию учителя, чтение с эстафетой, выборочное чтение.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежуток времени.
В развитии навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Для развития смысловой догадки следует предлагать учащимся задания типа:
- Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в рассказе.
- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?
- Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
- Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово пропущено.
- Закончите предложение.
- Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.
- Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.
Не менее важна для развития навыка беглого чтения достаточно развитая оперативная память. Она позволяет читающему помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом. Для развития оперативной памяти, а также орфографической грамотности, полезны зрительные диктанты. Некоторые рекомендации для проведения зрительных диктантов:
Зрительные диктанты следует проводить регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев.
Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.
В качестве речевого материала для диктанта следует использовать одно предложение, постепенно увеличивая общее количество букв в нем.
На начальном этапе работы объем предложения может составлять 8-14 букв («Падают снежинки.») и постепенно увеличиваться, но не более, чем до 40 букв («Лесная поляна покрыта пушистым снегом»).
Предложение, написанное на доске ( на карточке) прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспозицию в начале работы, составляет 20-16 с, а в конце 12-8 с.
Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.
Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают ещераз для повторного зрительного восприятия.
Если некоторые учащиеся не запомнили речевой материал, его предлагают для нового прочтения только им, по индивидуальной карточке.
После окончания работы предложение на доске открывают, и школьники сверяют свои записи.
Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке.
Речевой материал подбирают в соответствии с изучаемыми или уже пройденными орфографическими правилами. Однако не стоит бояться наличия слов с еще не знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие слова и моторное его воспроизведение могут опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчить его усвоение
Наиболее оптимальный период для проведении серии таких диктантов- 4-5 классы, когда многие орфограммы уже пройдены.
Приемы, способствующие развитию беглости чтения:
Учащиеся должны чаще и больше читать ( 25-35 мин.урока).Слабые учащиеся могут утомлять своим чтением, их следует вызывать чаще. Но читать они должны недолго.
Один и тот же текст нужно перечитывать неоднократно во время урока. Но проводить эту работу следует творчески, не заставляя учащихся бессмысленно перечитывать текст.
Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, рекомендуется:
а) ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста;
б) повторное чтение после указания учителем ошибок, допущенном учащимся при первом чтении;
3. Трудные для чтения слова, встречающиеся в тексте, учитель предворительно пишет на доске (слайде) , и дети читают вслух.
4. Для упражнений в нарастании темпа чтения можно использовать таблицы слов, написание которых отличается одной буквой: мал-мял, мушка-мошка, кашка-кошка. Постепенно темп чтения этих слов убыстряется. Вывешивается новая таблица.
В настоящее время можно выделить основные требования к обучению беглому чтению детей с умственной отсталостью:
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
«Жужжащее» чтение, когда ученик читает тихо, но вслух со своей скоростью.
Если ребенок не любит читать, необходим режим щадящего чтения.
Развитие оперативной памяти.
Необходимо хвалить учеников, какими бы минимальными ни были их успехи
Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:
1.каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы);
2. предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Таким образом, процесс развития беглого чтения у детей с умственной отсталостью – это сложный и длительный процесс. Для успешного овладения младшими школьниками с умственной отсталостью беглым чтением требуется проведение коррекционной работы для преодоления специфических ошибок, отмечающихся у детей рассматриваемой категории.