Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей 3 лет через театрализованную деятельность»
МБДОУ «Шухободский детский сад комбинированного вида»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
2012-2013 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
Актуализация темы.
Постановка задач.
Предполагаемый результат.
Реализация поставленных задач:
- этапы работы;
- индивидуальная работа;
- взаимодействие с социумом.
Результаты работы:
- диагностика развития речи;
- диагностика театрализованной деятельности.
Оценка результативности, перспективы.
1. Актуальность темы
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го года жизни, посещающими группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Консультация логопеда подтвердила наблюдения. Анализируя современные исследования детской речи пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра – наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.
2. Постановка задач
Изучив литературу по данной теме, я поставила перед собой задачи:
Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры – драматизации.
Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.
Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т.п.).
3. Предполагаемый результат
Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.
Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.
Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно – художественные произведения, песенки, потешки.
Первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.
4. Реализация постановленных задач
Поскольку дети, посещающие группу – малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.
Вначале показываю детям сказку, используя различные виды театра, сама читаю текст. В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т.п. Например, такие как: «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушечка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Петушок, петушок…», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей.
После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).
Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»).
Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.
Применяю упражнение: “Расскажи стихи руками”. (Картотека различных театрализованных игр есть в приложении.)
По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.
Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.
Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски – шапочки различных животных.
Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому – то нравится играть с пальчиками, кому – то импровизировать под музыку. Кто – то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Мы используем театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме. (Приложение)
Элементы театрализации использую в подвижных играх. В группе есть картотека игр, связанных со сказочным сюжетом. (Приложение) Например «Репка», «Колобок» - несколько вариантов игр, «Заюшкина избушка».
Другой вариант: на руку надевают куклу би – ба – бо и играют в подвижные игры «Коза рогатая», « Дети и волк», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и др.
Театрализацию можно использовать во всех режимных моментах: в утренней гимнастике («Гимнастика с доктором Айболитом», «Зверобика» - подражание различным животным, гимнастика с персонажем); при умывании, одевании на прогулку можно учить, например, Хрюшу правильно умываться, одеваться.
Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях, как групповых, так и музыкальных, физкультурных.
На праздник 8 марта мы, как правило, готовим с детьми либо театрализацию сказки, либо какие то сценки, показывая родителям успехи и достижения детей. Так, в 2011 году показали сказку «Теремок на новый лад» на утреннике к 8 МАРТА. В 2012 году провели представление «Петрушкин цирк», где в различных сценках были задействованы все дети. А в 2013 году на 8 марта подготовили театрализованное развлечение «У солнышка в гостях».
Развлечение "Петрушкин цирк"
Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядно. Поэтому наш театральный уголок постоянно пополняется. На данный момент у нас в группе есть такие виды театра:
ВИДЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
ТЕАТР ИГРУШКИ:
- Три медведя
- Рукавичка
- Театр овощей
НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР:
1) Театр плоскостной картинки:
- Теремок
2) Театр на фланелеграфе:
- «Пых»
- «Сорока – белобока»
- «Курочка ряба»
СТЕНДОВЫЙ:
1) Магнитный:
- «Лис и мышонок»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Теремок»
- «Кто колечко найдет»
ТЕАТР НА РУКЕ:
- Варежковый, перчаточный
- Пальчиковый
- Би-ба-бо
ТЕАТР МАСОК
ТЕАТР «ЖИВОЙ КУКЛЫ»
Кроме того, мы используем оборудование из театральной комнаты, различные виды театра, костюмы, шляпы. В группе оформлен уголок ряженья (элементы костюмов, шляпы, бусы, юбки, платочки, фартуки и т.д.)
Дети у нас в группе хоть и маленькие, но мы взаимодействуем с окружающими:
- ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ РОДИТЕЛИ
- ФИЛАРМОНИЯ
- ДЕТИ - СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
- ШКОЛА
В первую очередь это, конечно, родители. Они помогают в оформлении и пополнении предметно – развивающей среды в группе, в частности и театрального уголка: изготовлении различных видов театра, атрибутов, костюмов. Кроме того, консультирую родителей по вопросам, связанным с театрализованной деятельностью детей. У нас в детском саду появилась традиция: проведение тематической Недели театра и книги.
В рамках этой недели проводим с родителями игровые тренинги, конкурсы, выставки. Так, в марте 2011г. проводился творческий конкурс «Шляпы, шляпки, шляпочки». Для желающих родителей и старших дошкольников проводила мастер – класс по изготовлению шляп, присутствовало 10 человек. В детском саду проводилась выставка шляп, которую посетили и родители, и школьники, и просто жители села.
На фото: в театрализованной комнате.
В этом 2011-2012 учебном году проводился конкурс «Домашний театр». Были изготовлены разные виды театров, ширмы для показа сказок. Родители проявили выдумку, фантазию, мастерство.
Кроме этого, в дни открытых дверей привлекаем родителей к совместным театрализованным играм с детьми.
Мы с детьми посещаем театральную комнату в нашем детском саду, играем там, смотрим постановки, подготовленные для малышей старшими дошкольниками и школьниками. (Например, сказку «Муха – цокотуха» показали дети старшей группы, «Теремок» и «Рукавичка» - школьники). Дети смотрели с большим удовольствием.
На фото: "Школьники со спектаклем у нас в гостях"
Кроме того, посещаем спектакли городских театров, которые приезжают к нам ДОУ.
В феврале 2012 года мы с малышами нашей группы подготовили номер «Танец маленьких цыплят» и показали его в рамках Благотворительного концерта в ДК Шухободи. А в апреле 2013 года вышли на сцену с номером «Неваляшки».
Просмотр сказки Вологодской областной филармонии.
Выступление в ДК с номером "Неваляшки"
Репетиция номера "Цыплята" в Доме Культуры Шухободь
Результаты работы.
Для проверки результатов своей работы по теме использовала диагностику уровня развития речи детей и оценила результаты театрально – игровой деятельности детей.
Уровень развития речи
2010 – 2011 учебный год
Начало года
Высокий уровень – 2 ч. (13%)
Средний уровень – 5 ч. (34%)
Низкий уровень – 8 ч. (53%)
Конец года
Высокий уровень – 4 ч. (27%)
Средний уровень – 9 ч. (60%)
Низкий уровень – 2 ч. (13%)
Уровень развития речи вырос в 2 раза, т.е. улучшился. Низкий процент дали те дети, которые часто болели, мало посещали детский сад.
2011 – 2012 учебный год
Начало года
Высокий уровень – 2 ч. (13%)
Средний уровень – 4 ч. (24%)
Низкий уровень – 10 ч. (63%)
Середина года (декабрь 2011г.)
Высокий уровень – 2 ч. (13%)
Средний уровень – 4 ч. (24%)
Низкий уровень – 10 ч. (63%)
Из диаграмм видно, что речь детей также улучшилось по сравнению с началом года и к середине года в 2 раза вырос средний уровень.
Диагностика театрализованной деятельности
Умения детей оцениваются на пройденном материале. Педагог оценивает дикцию, жесты, мимику, движения детей в знакомых им этюдах, наблюдает за ними в играх- драматизациях. Педагог также оценивает умение детей общаться с куклой, наблюдает, как они справляются с ролями в кукольном спектакле. Оценка результатов театрально – игровой деятельности детей проводится по направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актера)
Дикция (потешки, чистоговорки)
Жесты («Расскажи стихи руками», выразительность жестов)
Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера)
Движения (этюды с музыкальным сопровождением)
Игры – драматизации
Желание участвовать в играх – драматизациях
Умение общаться с партнером
Способность импровизировать при создании образа
Этюды с куклами, игрушками
Желание играть с куклой, игрушкой
Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра
Способность создавать образ, используя куклу.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2010 -2011 УЧ.ГОД
Низкий уровень – 34% (5 ч.) Низкий уровень – 0%
Средний уровень – 66% (10 ч.) Средний уровень – 37% (6 ч.)
Высокий уровень – 0% Высокий уровень – 63% (9 ч.)
2011 - 2012 УЧ.ГОД
Низкий уровень – 81% (13 ч.) Низкий уровень – 0%
Средний уровень – 19% (3 ч.) Средний уровень – 56% (9 ч.)
Высокий уровень – 0% Высокий уровень – 44% (7 ч.)
6.Оценка результативности
Итак, результаты очевидны. Уровень театрализованной деятельности детей при соответствующих занятиях значительно возрастает.
Улучшается уровень развития речи детей. Исходя из полученных результатов, считаю работу по театрализованной деятельности очень перспективной. И поскольку тема эта интересна как мне (педагогу), так и детям, то хочется ее продолжать. Единственный минус – это то, что дети в группе меняются каждый год и поэтому невозможно отследить усложнение театрализованной деятельности. Приходится каждый год начинать заново всю работу.
Тем не менее, планов у меня много и многое еще можно добавить и в предметно – развивающую среду и по занятиям театрализацией с детьми.
Перспективно применение театрализованной деятельности с детьми младшего возраста и с точки зрения ФГТ, поскольку дает возможность интегрировать различные образовательные области: музыку, здоровье, познание, коммуникацию, социализацию, труд, безопасность, физическую культуру.
Работу по развитию речи детей средствами театра буду продолжать.