Развитие читательской грамотности
На холме у деревни Малые Борницы,прямо у шоссе Волосово – Гатчина, застыл молодой солдат-пограничник с гранатой в одной руке ,с винтовкой в другой. Именно таким – решительным,бесстрашным, молодым и красивым-он останется навсегда.
«Здесь, на Борницком рубеже, происходили самые ожесточенные бои. Борницы оборонялись три дня, 23, 24 и 25 августа, сюда были брошены самые лучшие силы противника, немцы были прекрасно вооружены и двигались в сторону Гатчины. У курсантов же не хватало винтовок, и вместо гранат они использовали бутылки с зажигательной смесью, — рассказала учитель истории Елизаветинской средней школы Наталья Баранихина. — Командир Антон Золотарев смог распределить силы так, чтобы в течение трех дней противостоять превосходящим силам противника и сдержать их натиск на подступах к Гатчине. Ценой своей жизни курсанты задержали продвижение врага».
За спиной воина находится стела на месте захоронения погибших курсантов и мемориальные доски с обозначением более 220 имен. Мемориальный комплекс был открыт в 1990 году. Текст на памятнике: "На этом рубеже в августе 1941 года курсанты-пограничники Ново-Петергофского училища под командованием капитана Золотарева А. А. героически сражались с превосходящими силами противника, рвавшегося к Ленинграду".
Каждый год к мемориалу в памятные дни приезжают дети и внуки тех курсантов, которые выполняли свой святой долг. Многие из них стараются принять участие в торжественно-траурных митингах и рассказать молодежи о событиях, участниками которых были их отцы и деды.
Используя содержание текста, ответьте на вопросы:
1.Кто изображён на вершине холма возле деревни Малые Борницы?2. Кто такие курсанты?
3.Какие предметы держит в руках пограничник ?
4. Почему автор подчёркивает молодость солдата («решительный», «бесстрашный») в тексте?
5. Где именно произошли наиболее ожесточённые бои между советскими войсками и немецкими захватчиками согласно тексту?
6. Какой период обороны отмечается автором рассказа Натальей Баранихиной?
7. Что помогало защитникам успешно сопротивляться противнику несмотря на нехватку оружия и боеприпасов?
8. Назовите имя командира, о котором идёт речь в тексте, и о его роли в обороне на Борницком рубеже?
9. Назовите дату открытия мемориального комплекса, указанного в тексте.
10. Зачем каждый год собираются родственники погибших воинов у памятника?»
11. Подчеркните фразу в тексте, которая показывает значимость подвига курсантов-пограничников.
12. Автор называет подвиг героев "святым долгом". Объясните значение этого выражения в данном контексте.
13. Какова цель размещения мемориальных досок с перечисленными именами погибших курсантов?
14. Предложите вариант (ы) названия для данной статьи/текста, подчеркивающий идею коллективного героизма советских бойцов.
15. Обсудите, почему память о героях войны важна для современного поколения россиян.
Эти вопросы помогут ученикам глубже разобраться в содержании текста, развить аналитические способности и критическое мышление.
Ленинградская область
город Волосово
Работа по развитию читательской грамотности
(с использованием регионального компонента)
5 класс
Составила: Рябова Е.М.,
учитель русского языка и литературы
2025