Развитие читательской грамотности

1
0
Материал опубликован 23 April



t1745356133aa.jpg



На холме у деревни Малые Борницы,прямо у шоссе Волосово – Гатчина, застыл молодой солдат-пограничник с гранатой в одной руке ,с винтовкой в другой. Именно таким – решительным,бесстрашным, молодым и красивым-он останется навсегда.

«Здесь, на Борницком рубеже, происходили самые ожесточенные бои. Борницы оборонялись три дня, 23, 24 и 25 августа, сюда были брошены самые лучшие силы противника, немцы были прекрасно вооружены и двигались в сторону Гатчины. У курсантов же не хватало винтовок, и вместо гранат они использовали бутылки с зажигательной смесью, — рассказала учитель истории Елизаветинской средней школы Наталья Баранихина. — Командир Антон Золотарев смог распределить силы так, чтобы в течение трех дней противостоять превосходящим силам противника и сдержать их натиск на подступах к Гатчине. Ценой своей жизни курсанты задержали продвижение врага».

За спиной воина находится стела на месте захоронения погибших курсантов и мемориальные доски с обозначением более 220 имен. Мемориальный комплекс был открыт в 1990 году. Текст на памятнике: "На этом рубеже в августе 1941 года курсанты-пограничники Ново-Петергофского училища под командованием капитана Золотарева А. А. героически сражались с превосходящими силами противника, рвавшегося к Ленинграду".

Каждый год к мемориалу в памятные дни приезжают дети и внуки тех курсантов, которые выполняли свой святой долг. Многие из них стараются принять участие в торжественно-траурных митингах и рассказать молодежи о событиях, участниками которых были их отцы и деды.

Используя содержание текста, ответьте на вопросы:

1.Кто изображён на вершине холма возле деревни Малые Борницы?2. Кто такие курсанты?

3.Какие предметы держит в руках пограничник ?

4. Почему автор подчёркивает молодость солдата («решительный», «бесстрашный») в тексте?

5. Где именно произошли наиболее ожесточённые бои между советскими войсками и немецкими захватчиками согласно тексту?

6. Какой период обороны отмечается автором рассказа Натальей Баранихиной?

7. Что помогало защитникам успешно сопротивляться противнику несмотря на нехватку оружия и боеприпасов?

8. Назовите имя командира, о котором идёт речь в тексте, и о его роли в обороне на Борницком рубеже?

9. Назовите дату открытия мемориального комплекса, указанного в тексте.

10. Зачем каждый год собираются родственники погибших воинов у памятника?»

11. Подчеркните фразу в тексте, которая показывает значимость подвига курсантов-пограничников.

12. Автор называет подвиг героев "святым долгом". Объясните значение этого выражения в данном контексте.

13. Какова цель размещения мемориальных досок с перечисленными именами погибших курсантов?

14. Предложите вариант (ы) названия для данной статьи/текста, подчеркивающий идею коллективного героизма советских бойцов.

15. Обсудите, почему память о героях войны важна для современного поколения россиян.

Эти вопросы помогут ученикам глубже разобраться в содержании текста, развить аналитические способности и критическое мышление.
































Ленинградская область

город Волосово







Работа по развитию читательской грамотности

(с использованием регионального компонента)

5 класс









Составила: Рябова Е.М.,

учитель русского языка и литературы











2025











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.