Статья «Развитие одаренности через проектную деятельность на уроках математики»

4
0
Материал опубликован 12 June 2021

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Т.П.Солдатова, учитель математики, МБОУ «Мелекесская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», Тукаевский район, РТ


"Всё гениальное просто, и всё простое гениально». 
Народная мудрость

Степень развития любой страны зависит от ее интеллектуального потенциала. Умственные способности людей всегда были мощным резервом человечества. В России развитию одаренности уделяется значительное внимание. В Законе «Об образовании» обращено внимание на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы.

Чтобы обеспечить новый уровень математического образования в настоящее время надо направить свои усилия на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде. Во всех сферах жизни общества есть потребность в одаренных творческих людях. Требуется особый подход к детям, обладающим более высоким уровнем интеллекта, нестандартно мыслящих, имеющих способности выше средних, которые необходимо направить на формирование свободной личности, не боящейся быть отличной от основной массы обучающихся. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, помочь этим способностям реализоваться.

Применительно к обучению учащихся, обладающих тем или иным видом одаренности, ведущими и основными являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные.

Проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Для всех учителей предметников актуальными становятся вопросы организации, реализации проектов с учащимися 5-7 классов и выход на индивидуальный проект в 8-9 классах. Как помочь при выборе предметной области, в рамках которой учащиеся выполнит социальное и учебно-исследовательское проектирование? Как определить тематику проектов? Как заинтересовать учащихся?

Организация проектной деятельности учащихся нашей школы регламентируется положением об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Как учитель математики при организации работы в данном направлении выделяю несколько этапов.

1 этап. В начале учебного года на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла составляется примерный перечень проектов и тематика исследовательских работ для учащихся разных возрастных групп 5-6, 7, 8-9 классы.

2 этап. Обсуждение и корректировка тематики проектов и исследований учетом пожеланий учащихся и их родителей.

3 этап. Составление плана действий по его реализации проектов, изучение литературы и материалов по тематике проекта.

4 этап. В течение декабря стараюсь организовать деятельность по реализации исследовательского этапа работы, провести предзащиту проектной работы.

5 этап. Оформление печатных и электронных материалов по проекту, подготовка защиты проекта. Представление проекта на школьной научно-практической конференции.

6 этап. Защита работы на школьной научной конференции.

Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

зарождаются основы системного мышления;

формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

В своей педагогической практике я применяю различные виды проектной деятельности. Первые проекты были самые простые. Класс делился на группы, каждой группе давалось определённое задание. Эти проекты в основном носили информационный или творческий характер и они приносили свои положительные результаты. Ведь выполняя работу над проектом, дети учились добывать информацию, выделять из неё главное, успешно презентовать её одноклассникам.

В течение года с обучающимися 5-х классов проводились проекты в рамках предмета по темам «Обыкновенные дроби», «Периметр», «Меры длины, веса, площади».

Примером краткосрочного проекта (в рамках изучения программного материала) является проект «Мое путешествие».

Цель проекта: составление маршрута водного путешествия с выбором оптимальных средств передвижения, времени путешествия, материальных затрат.

Тема по предмету: действия над обыкновенными дробями.

Для учащихся 7 классов предлагаю проекты прикладного характера, увеличивается количество ролевых проектов, направленных на осуществление профильных проб «Мастер», экономических специальностей «Математик – экономист». Увлекательным проектом стал проект «Профессии, требующие хорошей математической подготовки». Ребята составляли задачи, которые должны уметь решать люди той или иной профессии.

В 8-9 классе проекты организую таким образом, чтобы каждый ученик начал самостоятельное выполнение проекта. Постепенно, от класса к классу, проработав все этапы реализации проекта совместно с учащимися, педагог должен постепенно всё больше моментов оставлять на их самостоятельную работу, выступая в роли наблюдателя, консультанта.

Для решения емких, сложных для пониманиях вопросов применяются среднесрочные и долгосрочные проекты. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Таким проектом стал проект «Дом моей мечты», реализуемый за период обучения в 5-6 классе. Проект был разбит на этапы: планирование, расчеты параметров дома, расчеты расходных материалов, презентация макета.

Посредством метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Направляя ребенка в его исследовательской деятельности, формируя его познавательную активность, мотивируя его к деятельности и поддерживая его веру в успех, педагог способствует развитию одаренности школьника.


Литература

Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Пахомова, Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005.-112с.

Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Педагогический поиск, 2006.-160с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.