"Развитие диалогической речи неслышащих школьников средних классов"
Развитие диалогической речи неслышащих школьников средних классов
Специальная школа для детей с нарушением слуха - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.
Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.
Участие неслышащих детей в диалогах и беседах начинается в начальных классах, где они общаются с учителем и между собой. Эта работа продолжается и усложняется в средних классах, где обучающихся знакомят с диалогическими единствами, содержанием и структурой реплик в диалоге, учат варьированию их в зависимости от ситуации и реакции собеседника.
Школьной программой определены содержание и последовательность обучения диалогической речи. Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:
1. Понимать обращения и выполнять приказания. Выражать просьбу, желание,
побуждение.
2. Обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя, а также по
собственному побуждению.
3. Отвечать на вопросы и задавать их.
4. Сообщать о выполненной и предстоящей работе.
5. Участвовать в диалоге.
Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить неслышащих построению различных реплик. В диалоге первая реплика – реплика-стимул – является наиболее самостоятельной и по содержанию, и по структуре. Ответная реплика – реплика-реакция – обычно бывает краткой и восполняется составом первой реплики.
В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами.
Использование в диалогической речи наиболее употребительных слов и словосочетаний, вопросительных и побудительных предложений.
А. Г. Зикеев выделил 5 основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции:
Вопросно-ответные единства
Побуждение к действию – согласие или отказ.
Сообщение – вопрос - ответ
Сообщение – сообщение
Побуждение к действию – ответ (вопрос).
1. Вопросно-ответные единства.
- Когда пойдём в поход?
-В пятницу.
- Куда мы пойдём?
- В лес.
2. Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо
- На улице дождь?
- Нет, сухо. (Да, идёт дождь).
3. Диалогические единства, включающие сообщение, вопрос и ответ на него. Возникновение такого диалога требует создания специальной ситуации, когда исходная реплика учителя побуждает учеников задать вопрос.
- Миша вчера не был на экскурсии.
- Почему?
- Он ходил к врачу.
4. Диалогические единства, включающие сообщение и встречное сообщение. Для этого диалога характерны пропуски членов предложения, экономичность речевого оформления.
- Я люблю читать книги.
- Я тоже.
- А я нет.
5. Диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.
- Пойдём играть в теннис!
- Когда?
- Сейчас.
- Пойдём.
Включение в речь и специальная отработка таких диалогических единств постепенно способствует овладению основными структурными компонентами, из которых комбинируется диалог. Естественные речевые ситуации складываются в реальных условиях общения в классе и вне его. В различных речевых ситуациях автоматизируются определённые речевые модели, уточняется разговорная лексика и фразеология.
Для развития диалогической речи неслышащих школьников используются неподготовленный диалог, возникающий в конкретной устной ситуации общения и беседа.
Беседа – это своеобразный развёрнутый диалог, направляемый определённой темой и целью. Беседа побуждает детей задавать вопросы, дополнять и уточнять ответы товарищей.
Поскольку диалог – это разговор двух или нескольких лиц, диалог – это смена высказываний (реплик), связанных между собой темой, поэтому для ведения диалога характерно выполнение определённых правил.
Памятка «Что нам нужно для хорошего общения?»
Следует:
Выражаться кратко, чётко, ясно;
Не делать лишних движений;
Смотреть в глаза;
Говорить по очереди;
Расположиться на удобном расстоянии;
Не отвлекаться от темы разговора;
Спросить, понимают ли тебя;
Не спешить;
Быть упорным.
Не следует:
Кричать;
Располагаться на отдалённом расстоянии;
Говорить нечётко, непонятно;
Говорить слишком быстро;
Жевать во время разговора;
Торопиться;
Прикрывать рот;
Отводить глаза;
Менять тему разговора без предупреждения.
Для совершенствования навыков диалогической речи в средних классах я использую разные приёмы:
Определение участников диалога
Расстановка знаков препинания в конце предложения
Задание: рассмотри рисунок и назови участников диалога. Прочитай диалог. Найди предложение без знаков препинания. Расставь знаки препинания в конце предложения.
Составление диалога по образцу (опоре, алгоритму, схеме)
Дополнение диалога репликами.
Нахождение диалога в тексте.
Задание: выбери из текста и запиши диалог, исключив слова автора
Чтение по ролям
Составление диалога по иллюстрациям к произведению.
Продолжение диалога по его началу.
Работа с деформированным диалогом.
Исключение из диалога лишних слов, предложений.
Составление диалога на основе текста.
Составление диалога по ситуации.
Трансформация (преобразование) диалога.
Из опыта своей работы можно сделать вывод, что обучающиеся с нарушением слуха усваивают в первую очередь такой речевой материал, который им необходим в повседневном общении с окружающими людьми. «Проживая» жизненные ситуации, ученики получают образцы диалогических высказываний.
Трудности в построении диалогов состоят в том, что для детей с нарушением слуха характерна недостаточная комммуникативная активность,
-ответы их не развёрнуты, много пропусков – необходимых звеньев ответа;
- встречаются лексические, грамматические и фонетические ошибки;
-свойственно сужение и конкретизация смысла вопроса.
диалогPPTX / 12.33 Мб