"Развитие диалогической речи неслышащих школьников средних классов"

3
0
Материал опубликован 10 April


Развитие диалогической речи неслышащих школьников средних классов

Специальная школа для детей с нарушением слуха - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.

Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.

Участие неслышащих детей в диалогах и беседах начинается в начальных классах, где они общаются с учителем и между собой. Эта работа продолжается и усложняется в средних классах, где обучающихся знакомят с диалогическими единствами, содержанием и структурой реплик в диалоге, учат варьированию их в зависимости от ситуации и реакции собеседника.

Школьной программой определены содержание и последовательность обучения диалогической речи. Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:

1. Понимать обращения и выполнять приказания. Выражать просьбу, желание,

побуждение.

2. Обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя, а также по

собственному побуждению.

3. Отвечать на вопросы и задавать их.

4. Сообщать о выполненной и предстоящей работе.

5. Участвовать в диалоге.

Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить неслышащих построению различных реплик. В диалоге первая реплика – реплика-стимул – является наиболее самостоятельной и по содержанию, и по структуре. Ответная реплика – реплика-реакция – обычно бывает краткой и восполняется составом первой реплики.

В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами.

Использование в диалогической речи наиболее употребительных слов и словосочетаний, вопросительных и побудительных предложений.

А. Г. Зикеев выделил 5 основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции:

Вопросно-ответные единства

Побуждение к действию – согласие или отказ.

Сообщение – вопрос - ответ

Сообщение – сообщение

Побуждение к действию – ответ (вопрос).

1. Вопросно-ответные единства.

- Когда пойдём в поход?

-В пятницу.

- Куда мы пойдём?

- В лес.

2. Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо

- На улице дождь?

- Нет, сухо. (Да, идёт дождь).

3. Диалогические единства, включающие сообщение, вопрос и ответ на него. Возникновение такого диалога требует создания специальной ситуации, когда исходная реплика учителя побуждает учеников задать вопрос.

- Миша вчера не был на экскурсии.

- Почему?

- Он ходил к врачу.

4. Диалогические единства, включающие сообщение и встречное сообщение. Для этого диалога характерны пропуски членов предложения, экономичность речевого оформления.

- Я люблю читать книги.

- Я тоже.

- А я нет.

5. Диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.

- Пойдём играть в теннис!

- Когда?

- Сейчас.

- Пойдём.

Включение в речь и специальная отработка таких диалогических единств постепенно способствует овладению основными структурными компонентами, из которых комбинируется диалог. Естественные речевые ситуации складываются в реальных условиях общения в классе и вне его. В различных речевых ситуациях автоматизируются определённые речевые модели, уточняется разговорная лексика и фразеология.

Для развития диалогической речи неслышащих школьников используются неподготовленный диалог, возникающий в конкретной устной ситуации общения и беседа.

Беседа – это своеобразный развёрнутый диалог, направляемый определённой темой и целью. Беседа побуждает детей задавать вопросы, дополнять и уточнять ответы товарищей.

Поскольку диалог – это разговор двух или нескольких лиц, диалог – это смена высказываний (реплик), связанных между собой темой, поэтому для ведения диалога характерно выполнение определённых правил.

Памятка «Что нам нужно для хорошего общения?»

Следует:

Выражаться кратко, чётко, ясно;

Не делать лишних движений;

Смотреть в глаза;

Говорить по очереди;

Расположиться на удобном расстоянии;

Не отвлекаться от темы разговора;

Спросить, понимают ли тебя;

Не спешить;

Быть упорным.

Не следует:

Кричать;

Располагаться на отдалённом расстоянии;

Говорить нечётко, непонятно;

Говорить слишком быстро;

Жевать во время разговора;

Торопиться;

Прикрывать рот;

Отводить глаза;

Менять тему разговора без предупреждения.

Для совершенствования навыков диалогической речи в средних классах я использую разные приёмы:

Определение участников диалога

Расстановка знаков препинания в конце предложения

Задание: рассмотри рисунок и назови участников диалога. Прочитай диалог. Найди предложение без знаков препинания. Расставь знаки препинания в конце предложения.

Составление диалога по образцу (опоре, алгоритму, схеме)

Дополнение диалога репликами.

Нахождение диалога в тексте.

Задание: выбери из текста и запиши диалог, исключив слова автора

Чтение по ролям

Составление диалога по иллюстрациям к произведению.

Продолжение диалога по его началу.

Работа с деформированным диалогом.

Исключение из диалога лишних слов, предложений.

Составление диалога на основе текста.

Составление диалога по ситуации.

Трансформация (преобразование) диалога.

Из опыта своей работы можно сделать вывод, что обучающиеся с нарушением слуха усваивают в первую очередь такой речевой материал, который им необходим в повседневном общении с окружающими людьми. «Проживая» жизненные ситуации, ученики получают образцы диалогических высказываний.

Трудности в построении диалогов состоят в том, что для детей с нарушением слуха характерна недостаточная комммуникативная активность,

-ответы их не развёрнуты, много пропусков – необходимых звеньев ответа;

- встречаются лексические, грамматические и фонетические ошибки;

-свойственно сужение и конкретизация смысла вопроса.

​​​​​​​


диалогPPTX / 12.33 Мб











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.