Статья «Развитие диалогической речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии»
Развитие диалогической речи детей
с нарушениями слуха посредством сказкотерапии
Подготовила: Приходько Ольга Сергеевна,
учитель-дефектолог
Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью.
Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности.
Развитие устной речи у глухих детей Н.Д. Ярмаченко считает «жизненной необходимостью». Развивается речь - развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих.
Средством, способным содействовать развитию речи, является искусство. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место я отдаю театральной деятельности, в частности, постановкам сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Ученые, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребенка. Положительные результаты при использовании сказкотерапии наблюдались у детей с нарушениями интеллектуальной сферы ( О. К. Агавелян, И. В. Семенченко), с нарушениями речевого развития ( Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская). Этот прием использовался и в работе с агрессивными детьми и детьми с различными соматическими заболеваниями. ( В. Вохмянина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева), для преодоления страхов в детском возрасте (Э. И. Иванова, В. А. Медведев), а также в работе с детьми с нарушениями зрения. Главный редактор журнала «Кукарт», имеющий опыт занятий кукольным театром с детьми с ДЦП говорит: «Может быть, у театра вообще такое предназначение - исцелять? Наверное, театральные формы деятельности способны снять комплекс неполноценности. Или, наконец, просто сделать людей счастливыми». Форма работы со сказкой актуальна и для глухих и слабослышащих детей, имеющих проблемы в социальном развитии: эмоциональные, поведенческие, коммуникативные.
Основной формой речевого общения является диалогическая речь, овладение которой осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложений, овладением словоизменением и словообразованием.
Особенности построения сценария сказки заключаются в следующем:
а) Ролевые тексты изложены в стихотворной форме, они доступны, адаптированы и, в то же время, не лишены дополнительного лексического материала, способствующего расширению словаря детей.
б) Количество речевого материала является оптимальным для каждого ребёнка.
в) Речевой материал рационально распределён в сценарии, диалогические сцены перемежаются с музыкальными вставками, включающими в себя песни, исполняемые жестами и голосом, танцевальные зарисовки, элементы пантомимы и импровизации. В оформлении сцены используются декорации на разных уровнях в зависимости от сюжетной линии, представления костюмированы.
Говоря о результатах речевого и общего развития детей, начиная с первого класса и до окончания начальной школы, можно сделать выводы, что благодаря сказкотерапии дети становятся более раскрепощёнными и на сцене и в среде социальной, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным.
Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Это развёрнутое изложение определённого содержания, которое строится логично, последовательно, грамматически правильно.
Связная речь формируется на основе диалогической речи. Диалогическая речь предшествует монологической и подготавливает её появление.
Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
Приёмами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация).
В диалоге глухие испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.
В работе над диалогической речью рекомендуется: постоянное обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование, показ разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений в разных ситуациях, пересказ.
Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность неслышащего ребёнка в целом.
Обучение глухих детей связной речи основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия (по подражанию).
Обучение слабослышащих детей связной речи идёт путём сообщения ему новых слов, грамматических закономерностей со специальным объяснением значений различных элементов речи, с уточнением звукового состава слова с помощью письма, с исправлением произношения искажённых слов, со специальной работой над слуховым восприятием. А также растёт возможность самостоятельного развития слухового восприятия и самостоятельного накопления с помощью слуха речевых навыков и знаний.
Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития речи.
1. Овладение лексикой и умениями выражать свои мысли.
2. Развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций.
3. В ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует связность диалога: последовательность реплик, обусловленных темой разговора, логико-смысловая связь высказываний между собой.
Существуют различные классификации диалогов. И. В. Колтуненко даёт элементарную классификацию типов диалогических единств:
1. Вопросно-ответные.
2. Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос, а затем ответ на него.
3. Диалогические единства, представляющие собой сообщение и встречное сообщение.
Учащимся полезно усвоить некоторые диалогические конструкции:
1. Для передачи положительного ответа на приглашение собеседника определённые слова и словосочетания: неплохо бы, с удовольствием, мне бы очень хотелось.
2. Иные выражения используются в диалоге в случае отказа от приглашения: боюсь, что не смогу; прекрасно, но я буду занят.
3. Использование и других характерных для диалогической речи выражений: да что вы; согласен; может быть.
Важным средством выражения смысловых отношений является интонация. Широкое использование вопросительных, восклицательных и побудительных предложений.
В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, слов-предложений: «да», «нет», относительно свободный порядок слов, частые повторы.
Обучая диалогу, важно постоянно стимулировать самостоятельную речь самих учащихся. Вовлекая детей в беседу, задаю им вопросы, поправляю ответы, предлагаю задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Во время беседы важно следить за связностью и логичностью выражения мыслей, если нужно подсказываю детям нужные слова и речевые обороты. Я заранее планирую, речевые умения для обработки, продумываю систему вопросов, характер ответов, новую терминологию, типы фраз, варианты встречных вопросов.
Используемые тренировочные упражнения:
Построение диалога по аналогии с образцом.
Подбор парных реплик из числа предложенных.
Вставка в диалог пропущенной реплики из числа предложенных.
Придумывание пропущенной реплики.
Продолжение диалога по его началу.
Составление диалога по заданной ситуации.
Использование диалогов по воображаемой ситуации, инсценировки.
Несложные попевки с текстом диалогической структуры.
Стихи в диалогической форме.
Средством общения при беседе является устная речь, сопровождаемая дактилированием, так как на данном этапе дактилирование является важным вспомогательным средством.
Большую роль в работе по формированию диалогической речи играют продуманные и целенаправленные диалоги при изучении художественных произведений. Главным в работе над текстом является беседа. Изучение сопровождается большой словарной работой, работой над выразительностью чтения, беседой «учитель-ученик», вопросами, которые тщательно продумываются. В работе используется богатый иллюстративный материал.
Завершается изучение диалогом учащихся с учителем, и затем детей друг с другом.
Важным участком работы над диалогической речью является внеклассная работа.
Средством, способным решить задачу воспитания полноценной личности, является искусство. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место мы отдаем театральной деятельности, в частности, постановке сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Ученые, изучавшие эту проблему (А.В.Запорожец, Л.Д Короткова, Л. П Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребенка.
Сказкотерапия - через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку - дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.
Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.
Сказка способствует формированию социальной активности, автономности (ребёнок проявляет своё личное мнение), социальной компетентности (ребёнок преодолевает барьеры в общении, начинает эмоционально выражать свои чувства).
В работе над сказкой происходит:
1. Развитие способности к целостному отражению образа сказочного персонажа.
2. Формирование посредством осознания нравственных поступков героев качеств личности.
3. Выработка социально одобряемых форм поведения через проигрывание ролей.
Говоря о результатах использования сказкотерапии в работе с неслышащими детьми, можно сделать выводы, что дети на сцене становятся более раскрепощёнными, речь более эмоциональной.
Театральная деятельность - это форма коллективной деятельности, а значит, здесь, помимо активного влияния ее на речевое развитие, открываются широкие возможности для совместных поисков творческих находок, различных решений. В процессе таких поисков развивается эстетический вкус, творческая активность, вырабатывается адекватная реакция на критические замечания сверстников, умение находить компромисс в различных конфликтных ситуациях, сочувствие, сопереживание, умение радоваться успехам других людей.
При подготовке инсценировок обращается внимание детей на зависимость общего успеха от усилий и ответственности каждого.
Драматизация музыкальных сказок - любимая детьми форма игровой деятельности.
Она предоставляет большие возможности для развития творческого воображения. Главное в драматизации – это увлечь детей, возбудить у них добрые чувства, вызвать стремление быть активным. Своим исполнением той или иной роли ученик доставляет радость другим, и вместе с тем в нём пробуждается ответственность за взятую на себя роль.
Есть сказки с небольшим количеством персонажей, и тогда, чтобы все ученики моего класса приняли участие в спектакле, я добавляю новые персонажи и делаю драматизацию уже по мотивам сказки. При работе над драматизацией я предлагаю детям меняться ролями. Используя этот приём, мы с детьми видим, как можно лучше передать характер того или иного героя сказки. И тут очень важен не только путь прямого усвоения навыков и умений, но и путь активный, поисковый. Это способствует также развитию их речевой деятельности и совершенствованию интонационной стороны устной речи. Школьники проявляют большой интерес к музыке, которая вызывает у них яркие эмоции.
Работа по драматизации сказки строится на принципах преемственности обучения на внеклассных, индивидуальных и музыкально – ритмических занятиях. На внеклассных занятиях с воспитателем учащиеся знакомятся с содержанием сказки. Я, как учитель по слуховой работе, работаю над текстом. Текст считается усвоенным, если ребёнок воспринимает на слух фразы, данные вразбивку, любые словосочетания и слова из текста, а также выполняет любые задания по тексту на слух.
Упражнения по работе над текстом роли:
1. Ответы на вопросы с помощью табличек, а затем без них.
2. Работа с сюжетными картинками.
3. Проговаривание диалогов с помощью картонажных фигурок.
4. Работа над диалогом в паре с учителем с использованием масок.
5. Инсценирование диалогического сюжета в паре с другим учеником.
6. Более сложный вид диалога – с участием трех и более человек. Он обязательно присутствует в сюжете на более старших ступенях обучения.
Я обращаю внимание на слитное произношение слов и фраз с выделением словесного и логического ударения. Также на этом речевом материале отрабатываю звуки и слоги.
Одна из главных задач при работе над сказкой – приблизить речь глухого ребёнка к естественному звучанию, научить детей говорить голосами разных регистров. Например, в сказке «Три медведя» три действующих лица говорят в разных регистрах: Михаил Иванович говорит низким голосом, Настасья Петровна – естественным, т. е. в среднем регистре, медвежонок Мишутка говорит в высоком регистре.
Занятие обязательно должно быть оснащено наглядными средствами, чтобы все звуки (неречевые и речевые), предлагаемые ребёнку для различения, наглядно связывались с теми явлениями, предметами, действиями, которые их производят. Мы смотрим мультипликационный вариант сказки, рассматриваем картинки. Я использую картонажные фигурки, куклы кукольного театра, который действует в нашем учреждении. Я предлагаю послушать, как говорят медведи. Затем по подражанию пытаемся воспроизвести разную высоту голоса. Очень важно следить, чтобы у ребёнка не появился фальцет. В процессе обучения широко использую фонетическую ритмику, тактильно–осязательный контроль, разный дидактический материал, таблички. Обучение ведётся сначала на слоговом материале, затем в словах, фразах. Дети учатся различать на слух высоту голоса и воспроизводить услышанное в собственной речи.
Также обращаю внимание на звуковой состав слова, на выразительную сторону той или иной фразы, подчёркивая интонационную её структуру. Дети учатся говорить то радостно, то грустно, дифференцируют понятия «громко», «тихо», «потише».
Одновременно дети знакомятся с музыкальным сопровождением к драматизации сказки. Уже с первого года обучения в школе дети учатся различать на слух характер музыки, её темп, регистры, динамику звучания, умеют ритмично двигаться под музыку. Эти навыки закрепляются в работе над сказкой. Дети учатся передавать в движениях особенности характера того или иного героя. Слушая музыку, дети определяют её характер – весёлая, лёгкая, медленная или не очень быстрая, плавная. Также приветствуется проявление творчества самими детьми в изображении персонажей. После объяснения и показа ролевых действий ученикам я предлагаю самим проявить творчество в обыгрывании образа персонажа сказки. В сказке обычно я использую несколько танцев в зависимости от сюжета, другие музыкальные элементы арттерапии: жестовое пение, пантомиму.
Непосредственно инсценировка со всеми персонажами по полному сценарию проводится:
1) Без декораций и масок.
2) С декорациями и масками.
3) Показ инсценировки зрителям.
После премьеры мы с детьми обсуждаем и анализируем, что получилось и над чем ещё нужно потрудиться.
Говоря о результатах речевого и общего развития детей, начиная с первого класса и до окончания начальной школы, можно сделать выводы, что благодаря сказкотерапии дети становятся более раскрепощёнными и на сцене и в среде социальной, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным.
Создание различных реальных и выдуманных сказочных ситуаций, сходных с жизненными, разыгрывание их с обязательными диалогами, монологами, пантомимой, вживанием в образ, вариантной интерпретацией одной и той же роли, - все это способствует совершенствованию эмоциональной, интонационно-выразительной стороны речи, социальной адаптации детей в обществе.
Наука и практика доказывают, что глухой ребёнок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Формирование речевых навыков и умений в деятельности - наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении.
Литература:
1.Турджанова К.И. Развитие диалогической речи слабослышащих учащихся 2-го отделения во внеклассное время //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся. -Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984.
2.Фестивали творчества инвалидов. Опыт и перспективы. М., ВОИ, 2000.
3.Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся 1-4 классы 2-го отделения -М., 1976
4.Зикеев А.Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся. Дефектология,1975, №3.
Сергей Владимирович
Приходько Ольга Сергеевна