Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях
«РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ СИТУАЦИЯХ»
О.А. Мальцева
Воспитатель МБДОУ №110 г. Липецка
Аннотация: в исследовательской работе раскрываются педагогические условия развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования музыкально-игровых ситуаций.
Важной задачей XXI века является интеграция систем образования в мировое образовательное пространство, при сохранении и развитии лучших национальных образовательных традиций. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы проявления у детей, особенно старшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками (Р.И. Жуковская, К.А. Климова, В.Г. Нечаеа, Л.А. Пеньевская и др.).
Детская дружба представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке. По мнению Т.А. Марковой, дружеские взаимоотношения могут выступать определённой формой общения, имеющей нравственную направленность [3].
С целью формирования у старших дошкольников дружеских взаимоотношений мы использовали музыкально-игровые ситуации – сюжеты песен о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности. Результатом решения таких ситуаций становятся личностные достижения, ребенка в сфере взаимоотношений со сверстниками, его удовлетворенность содержанием, ходом и результатом совместной музыкально-игровой деятельности. Такие ситуации должны базироваться на следующих принципах: гуманизации, личностной ориентации, систематичности, синкретичности, принцип доверия и уважения друг к другу, принцип корректного ненасильственного взаимодействия [1].
Эффективность этой работы, будет обусловлена рядом педагогических условий:
- наличие высокохудожественного музыкального материала, направленного на развитие у детей дружеских отношений и отвечающего музыкальным интересам дошкольников;
- поэтапное использование музыкально-игровых ситуаций, направленных на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;
- создание эмоционального комфорта во время проведения музыкально-игровых ситуаций;
Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №110 детского сада г. Липецка с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 40 ребенка.
На первом этапе диагностики мы использовали следующие методы: беседы с детьми, наблюдение и беседы с родителями. Для выявления особенностей представлений детей о дружбе проводились индивидуальные беседы с каждым ребёнком. В ходе беседы детям задавались соответствующие вопросы. При анализе ответов обращали внимание на особенности понимания дружбы ребёнком (характеристики данного процесса, ключевые слова, произносимые ребёнком). Мы пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста не могут дать чёткого определения понятию «друг», в основном дети пользовались определениями: «хороший человек», «весёлый», «не жадный», «не обижает» и т.д. Основными причинами выбора друзей для детей служило участие в совместных играх различной деятельности. Большинство опрошенных детей выделили, такие качества человека, как общительность, активность, доброжелательность, заинтересованность
Нерегламентируемый выбор фиксировался, чтобы в дальнейшем сопоставить такие случаи с данными социометрического исследования. Для этого использовали методику «Краски в подарок на день рождения», разработанную на основе социометрического эксперимента Е.А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками.
Следующий этап эксперимента – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. К ним относятся:
- социометрический статус ребёнка в системе межличностных отношений;
- уровень благополучия взаимоотношений; - коэффициент взаимности; - индекс изолированности. Социометрический статус ребёнка в системе межличностных отношений определялся путём подсчёта полученных им выборов. В зависимости от этого дети могли быть отнесены к одной из четырёх статусных категорий: 1 – «звёзды» (5 и более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 - «принятые» (1-2 выбора); 4 – «неприятные» (0 выборов). Уровень благополучия взаимоотношений определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказываются в благоприятных статусных категориях (1 и 2), уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении категорий – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий. Далее мы провели беседу с родителями с целью сбора сведений о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками.
По результатам беседы с родителями можно говорить о том, что значительная часть детей, не испытывает больших трудностей в сближении с коллективом. В группе много лидеров и организаторов. В целом все взаимоотношения между детьми доброжелательные. Вместе с тем родители отмечали несогласованность действий детей в совместных играх. Следовательно, необходима специальная работа со стороны воспитателей, направленная на развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников. Для проявления таких взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровых ситуациях предполагается использование данных этапов педагогической технологии. I этап. Создание благополучной атмосферы в группе, которая содействовала бы содействующую развитию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников. II этап. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умения совместной деятельности, доброжелательности в музыкально – игровых ситуациях.
III этап. Организация совместной музыкально – исполнительской деятельности старших дошкольников. На первом этапе мы вводили в развивающую среду группы музыкальные произведения для улучшения эмоционального климата в группе и настроения детей. Музыкальный репертуар состоял из следующих произведений:
- «От улыбки станет всем светлей» (В. Шаинский – М. Пняцковский); - «Песенка друзей» (И. Ефремов – И. Токмаков); - «Настоящий друг» (Б. Савельев – М. Пляцковский). Далее, мы проводили подгрупповые и индивидуальные беседы с детьми на тему «О дружбе и друзьях», также с использованием детских песен:
- «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков – Ю. Энтин): цель – подводить детей к восприятию таких тем, как совместная деятельность, общая цель, радость общения;
- «Настоящий друг» (Б. Савельев – М. Пляцковский): цель – давать детям представления о настоящей дружбе, сопоставить содержание песни с собственным жизненным опытом; На втором этапе развивали у детей умения дружеского общения, взаимовыручки. Для этого использовали определенные музыкально – игровые ситуации и музыкальные игры (например, «Поссорились» - инсценировка детьми стихотворения А. Кузнецовой). Детям предлагалось инсценировать текст, используя соответствующие вокально-речевые интонации и другие средства выразительности.
Музыкально – игровые ситуации, используемые на третьем этапе, были направлены на совместную музыкально – исполнительскую деятельность детей.
Для определения эффективности выбранных материалов был выполнен анализ проведённой работы. Сопоставление уровня проявления дружеских взаимоотношений позволило проследить влияние экспериментальных условий на сформированность таких взаимоотношений. На контрольном этапе нами были применены аналогичные методы, методики исследования тем, которые использовались на начальных этапах работы. Результаты исследования показали, что количество детей со статусной категорией «Предпочитаемые» увеличилось на 25%. Так же увеличилось число детей со статусной категорией «Принятые» на 20%. На 40% сократилось число детей с категорией «Непринятые». • Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. • Дружба и взаимопомощь как нравственные феномены начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте, однако без специального руководства представления об этих феноменах и особенности их реализации в процессе совместной деятельности имеют характер, противоположный представлениям о них как об общечеловеческих нравственных ценностях.
• Объединение различных игровых ситуаций с использование сюжетов песен о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности закономерным образом будет способствовать развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Список литературы 1. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПБ: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2010. – 656с.
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный. – М: Дрофа, Русский язык, 2000.
3. Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М., 1985.
4. Мясищев В.И. Технология отношений: Изб. Психологические труды.
– Воронеж, 1995.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1984. – 797с.