Развитие экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира
Подготовила:
Учитель начальных классов
Земцева Ольга Михайловна
МБОУ «Белянская СОШ»
Развитие экологической культуры младших школьников
на уроках окружающего мира.
В настоящее время в обществе возникла проблема – воспитание экологически грамотного и культурного человека. Чтобы стать культурной личностью, ребенок должен развиваться разносторонне: как часть природы, как член семьи, как житель города, как гражданин, как житель Земли. Целью экологического воспитания является формирование непосредственно экологически культурной личности, которая подразумевает наличие у нее определенного уровня знаний и убеждений, подготовку к практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе.
Именно в начальных классах закладываются основы экологической культуры. Развитие экологической культуры младших школьников особенно активно происходит на занятиях по дисциплине «Окружающий мир». В данном курсе объединились такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Детям предоставляется в обобщенном виде культурный опыт человечества, система его отношений с природой и обществом и на этой основе формируется у них понимание общечеловеческих ценностей. В данном контексте к общечеловеческим ценностям ФГОС относит экологическую культуру.
В чем же заключается смысл понятия «экологическая культура»? Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Сущность её состоит во взаимодействии человека с окружающей его средой, которое обеспечивает сохранение природы. Выражается оно в виде теоретических знаний и способов практической деятельности в окружающей среде и обществе в целом. Под развитием экологической культуры понимается развитие высокой культуры всех видов человеческой деятельности, которые могут быть связаны с познанием, преобразованием и освоением природы (Воронкевич, 2005, 123).
В основной образовательной программе в соответствии с ФГОС определены приоритетные виды деятельности и формы занятий со школьниками: знакомство с особенностями природы России; усвоение элементарных представлений о традициях и нормах экологической этики по отношению к природе России, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой; получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности; проявление заботы о животных и растениях (Основная образовательная программа НОО, 2014-2015).
Чтобы младший школьник стал экологически культурной личностью, он должен иметь определенные экологические знания, как по основным разделам экологии, так и по экологии родного края (краеведению), то есть:
- иметь правильное определение и характеристику около 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, природопользование, природные ресурсы и т.д.;
- знать: организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Международный союз охраны природы в России (МСОП) и др.; природу России и своего родного края, а именно: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, климат, типичные растения, животные; охраняемые природные объекты и т.д. (Барковская, 2008, 21).
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Формирование таких умений можно начинать с простых вопросов: Что будет, если мы начнем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину и т.п. Такие проблемные ситуации помогают при переходе от простых уроков к практической деятельности (Бобылева, 2008, 142).
Для наиболее лучшего запоминания учебного материала необходимо обращать внимание на наглядный материал (пособия, макеты, картины) (Матюхина, 2009, 119). С этой целью учитель также может организовывать на уроках игровую деятельность. Например, для развития интереса у младших школьников к России можно использовать игры-путешествия («Путешествие по России»), дидактические игры («Самый красивый уголок России», «Соблюдай правила в лесу», «Каким я вижу мир, в котором я живу?») и т.д. (Волынчикова, 2008, 225). Важно проводить различные занимательные упражнения по теме «Россия». Это могут быть своеобразные загадки, ребусы, КВН, кроссворды, викторины и др. Вышеназванные виды творческой деятельности позволяют младшему школьнику преобразовывать образы окружающего его мира, повышают активность школьников на уроках.
Средства развития экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира
Одним из средств развития экологической культуры является проблемная ситуация (вопрос, задача). Учитель ставит на уроке какую-либо проблему или задачу, а учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выявляют пути ее решения. При этом они выделяют гипотезу по проблеме, рассуждают над ней, аргументируют и доказывают ее. Такое задание учит детей творчески и самостоятельно мыслить на уроке.
Уроки-экскурсии, особенно экологические, играют важную роль на уроках окружающего мира. Экологическая экскурсия – групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. Они позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их.
Главным средством развития экологической культуры, на наш взгляд, считается игра (ролевые игры, дидактические игры, игры-путешествия).
Среди нетрадиционных форм выделяют уроки-праздники и тематические уроки («Праздник леса», «Карнавал зверей», «Берегите природу» и др.). Такие уроки направлены на всестороннее развитие младших школьников, при этом они будут развивать высокую активность детей на уроках, ответственность за окружающую природу.
На уроках окружающего мира можно использовать сочинение как вид творческой деятельности. Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим. Например, сочинение «Письмо зеленому другу».
Таким образом, мы видим, что средства для развития экологической культуры младшего школьника разнообразны, и являются эффективными на уроках окружающего мира. Они учат детей творчески мыслить и оценивать свои действия, перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Список использованной литературы:
Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 33 с.
Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания. [Текст] / Л.Д. Бобылева. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 217 с.
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: рабочая программа: 1-4 классы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 36 с.
Волкова, В.И. Экологическое образование через уроки природоведения [Текст] / В.И. Волкова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2010. – 213 с.
Волынчикова, Е.А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников [Текст] / Е.А. Волынчикова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 325 с.
Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] / Л.П. Симонова. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 321 с.
Основная образовательная программа начального общего образования, 2014-2015.