Материал на проверке

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.

0
0
Материал опубликован Вчера в 21:11

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.

«Прекрасное побуждает доброе» Д.Б. Кабалевский

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Для педагога важно пробудить интерес к познанию.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности.

Рассмотрим ведущий вид деятельности – восприятие. Развитое восприятие будет способствовать обогощать все музыкальные проявления детей. Важно, на протяжении всего занятия педагогу побуждать детей прислушиваться к звучащей музыке.

В педагогике существуют различные методы обучения: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод подразделяется на наглядно-слуховой (исполнение музыки) и является важнейшим, наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий) – имеет вспомогательное значение.

Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Грамзапись обогащает процесс обучения, но не может полностью заменить «живое» исполнение. Музыка требует посредника между композитором и слушателем. И этот посредник исполнитель. Дети воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации. Необходимо увлечь их игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы оно было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмысленно, прочувствовано им.

Значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать определенные интересы и нравственные качества.

Педагог проводит с детьми беседу перед слушанием музыки, и именно от нее зависит правильное восприятие музыки. Важно уметь увлечь ребенка беседой о музыкальном произведении.

Беседа может включать в себя: сведения о музыке, о композиторе, о жанре. Слушание музыки предлагается проводить опираясь на три взаимосвязанные темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».

Музыкальное искусство содержательно. Б.М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» пишет, что в смысле содержания музыки являются чувства, эмоции и настроение. Важно дать детям понять, что изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Например: шум ветра может быть передан в музыке по-разному: он может быть ласкающим, нежным, приветливым, а может быть грозным, страшным и злым.

Беседа должна стать более дифференцированной. При повторных прослушиваниях произведения, дети могут выделять выразительные средства с помощью которых создан музыкальный образ.

Дети легко различают выразительные средства музыки:

Темп ( быстрая, медленная)

Динамику (тихая, громкая)

Регистр (высокий, средний, низкий).

Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает не словами, а звуками.

Дети старшего возраста могут отличать выразительные интонации, если их сравнить с речевыми, такими как грозные, утвердительные, просящие, вопросительные.

При первом знакомстве с музыкальным произведением предлагается различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, говорит, кто автор. Далее, педагог предлагает определить характер произведения и дети прослушивают произведение целиком. Педагог дополняет ответы детей и дети слушают произведение повторно.

На втором занятии педагог может исполнить лишь фрагмент произведения или какую-то его часть. Детям предлагается вспомнить название произведения и его автора. Яркие изобразительные моменты связывают с характером и настроением музыки. Ответы детей уточняются педагогом.

На третьем занятии дети различают средства музыкальной выразительности, жанр произведения. Произведения исполняется целиком.

Дети без труда определяют моменты изобразительности в музыке, например, «здесь как будто разыгралась буря», «здесь поют птицы», «капли дождя падают на землю», легко определяют средства выразительности (темп, регистр, форму, динамику). Однако дети с трудом могут рассказать о характере, чувствах и настроении музыкального произведения. Чаще всего дети делят музыку на веселую и грустную.

Музыка может выражать самые различные эмоциональные состояния. Даже в пределах одного настроения существуют самые разные оттенки. Веселая музыка может быть игривой, задорной, шутливой, плясовой, улыбающейся, солнечной. Грустная может быть печальной, жалобной, тоскливой, хмурой, обиженной, плачущей. Спокойная музыка бывает доброй, неторопливой, плавной, гладкой, напевной, протяжной.

Педагоги музыканты должны осознать важность применения этих характеристик для развития музыкального восприятия детей.

Существуют несколько приемов развития музыкального восприятия:

Контрастное сопоставление (для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра, например прослушать два вальса и сравнить их

Произведения, имеющие одинаковые названия, но разные по характеру («Шарманка» Д. Шостакович, «Шарманщик поет» П. Чайковский)

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Важно очень тонко и точно подбирать иллюстрации и стихи к прослушиваемой музыке.

Использование грамзаписи (обогащает процесс восприятия). Исполнение произведения педагогом можно сравнивать с оркестровым, с хоровым. Заострить внимание детей на разницу звучания.

Нарисовать рисунок, передающий характер музыки.

Оркестровать музыкальные произведения. Их используют не для обучения игры на музыкальных инструментах, а для творческого развития.

Передача характера музыки в движении (инсценировка песен, использование танцевальных движений).

Данные приемы необходимо варьировать и сочетать друг с другом. Такие варианты придадут занятию живость, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы.

















Список используемой литературы:

Н.А. Ветлугина Методика музыкального воспитания в детском саду // Москва«Просвещение» 1982г.

О.П. Радынова Слушание музыки // Москва «Просвещение»1990 г.

Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей» // Москва «Планета музыки» 2021г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.