Статья о развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у детей раннего возраста на тему «Музыка-язык наших чувств»

3
0
Материал опубликован 5 January 2020

Мастер-класс "Музыкальное развитие детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО "

Гудкова Ярослава Валериевна, музыкальный руководитель высшей категории

Бахарева Юлия Сергеевна, музыкальный руководитель первой категории

t1578193102aa.gif

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы хотели бы поделиться опытом своей работы по музыкальному развитию самых маленьких участников пед процесса в детском саду – детей раннего возраста, до трех лет.

Как известно,целью нашей работы с детьми этого возраста является развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:

1. Развитие музыкально художественной деятельности;

2. Приобщение к музыкальному искусству.

Тема мастер – класса: “« МУЗЫКА-ЯЗЫК НАШИХ ЧУВСТВ»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫ-КУ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ”. 

Сегодня намастер – классе мы остановимся на основных приёмах, которые мы используем в своей работе на занятиях с детьми.


 

Давайте, вспомним какое содержание включает в себя работа по музыкальному воспитанию?

(Высвечивается на проекторе)

Содержанием работы являются следующие виды деятельности: (Высвечивается на проекторе)

1). Восприятие музыки

Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.

2) Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремлении внимательно вслушиваться в содержании песни. Развивать умение подпевать фразы в песнях (совместно с педагогом.)

3) Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения по показу взрослого (хлопать, притопывать ногой, выполнять полуприседания, повороты кистей рук и т.д.).

Об одном из этих видов деятельности - Восприятие музыки - мы поговорим с вами подробнее.

(Высвечивается на проекторе)

Напомним, что Основной формой мышления детей раннего возраста является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Зачатки наглядно-образного мышления у детей появляются к концу третьего года жизни.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации

Детям характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в развитии движений, сознательно воспроизводимые певческие интонации.

На третьем году жизни дети с удовольствием слушают музыку и двигаются в соответствии с характером ее звучания, участвуют в музыкальных играх, передают образы музыкальных персонажей, озвучивают игровой образ звукоподражаниями, несложными вокальными интонациями.

. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников и взрослого, поэтому(Высвечивается на проекторе)

Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественное содержание музыки лежит в основе музыкально-ценностных потребностей детей, предопределяет развитие эстетических интересов и вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности.


 

Хотелось бы остановиться на понятии ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

(Высвечивается на проекторе)

В музыкальном искусстве эмоциональные переживания и отзывчивость на музыку способствуют усвоению художественно-образного содержания произведения, выступая исходной формой личностного отношения ребёнка к воспринимаемому.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, как формирующееся личностное качество детей, аккумулирует в себе процессы переживания, в чувствования и эмоционального отношения к художественному образа музыкального произведения.

Источником возникновения эмоциональной отзывчивости на музыку в раннем возрасте являются возникающие во время слушания положительные эмоции, яркие и разнообразные по форме проявления (оживление, улыбка, движения и др.) Малыши откликаются на выразительные музыкально – речевые интонации потешек, прибауток, песенок, сосредоточивают внимание на лице взрослого, вслушиваются в звучание его голоса, иногда включаются в пение, а также проявляют яркую эмоциональную реакцию на ритм, метрическую пульсацию, тембровую окраску музыкального звучания. Уже на втором году жизни дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой музыки или сосредоточенную реакцию при восприятии музыки строгого характера.

У детей накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям.

(Высвечивается на проекторе)

Обязательное главное условие, Главный принцип музыкального развития в работе с детьми раннего возраста: петь самому, играть самому, танцевать самому, слушать самому – в общем, показывать пример

Мы подошли к основному вопросу:

(Высвечивается на проекторе)

МУЗЫКАЛЬНАЯИГРА КАК ФОРМА, МЕТОД, СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Известно, что чувства возникают раньше мысли и действия, а деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает, как правило, намного успешнее. В музыкальной игре эмоциональные процессы обуславливают познание содержания музыкального произведения, способствуют решению игровой задачи, положительно влияют на продуктивное воображение и творческое мышление.

Эмоциональное сопереживание позволяет воображаемые образы трансформировать в субъективные, внутренние, индивидуальные. Концентрация внимания на эмоциональных процессах служит благоприятной основой развития музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, оценок, вкуса) и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальная игра это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств. Музыкальнаяигра как форма, метод, содержание воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее эффективно влияет на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку и увлекает детей общением с прекрасным.

А вот какие Музыкальные игры используем мы В своей работе с детьми

(Высвечивается на проекторе)

игры-уподобления, которые побуждают детей к эмоциональному отклику, углубляют процесс музыкального восприятия, формируют музыкальные интересы детей:

Тактильныеигры - уподобления, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений. С помощью этих прикосновений дети могут показать, как звучит музыка. А чтобы дети самостоятельно моделировали характер произведения, создаем простейшие сюжетные ситуации типа «покажи кукле, Петрушке и т. п., как звучит музыка; а теперь — маме, папе, бабушке, сестре и т.д.» Этот тип игр мы применяем к музыкальным произведениям, выражающим самый широкий спектр эмоциональных переживаний.

Двигательные игры-уподобления, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов. Они передают настроение и характер музыкального произведения, изменения, которые происходят в процессе развития музыкального образа, а также способствуют повышению эмоциональной активности и влияют на развитие музыкального мышления.

Интонационные игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки. Их мы используем для побуждения детей к кратким высказываниям о характере звучащей музыки.

Вокальные игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз. Они предполагают выразительную вокализацию фрагментов мелодии детьми. Эту игру мы используем в том случае, когда мелодия (или её фрагменты) по своим тесситурным характеристикам доступна возможностям вокального интонирования детьми. Вокализации при выполнении задания носят кратковремен­ный, фрагментарный характер. Основная задача — передать характер произведения.

Инструментальные игры-уподобления, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания. Онипредполагают во время слу­шания музыкального произведения оркестровку его звучания. Этот тип игр мы применяем с целью осознания детьми общего настроения музыки, смены интонаций, особенностей звуковедения мелодии и выразительности ритмического рисунка произведения.

На начальном этапе включения таких игр в педагогический про­цесс музыкально-эстетического воспитания мы используем шумовые инструменты: колокольчики, погремушки, ритмические палочки.

Цветомузыкальныеигры-уподобления, моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков. Они используются нами для моделирования эмоционально-образного содержания музыкального произведения с помощью цвета. Это игры на установление взаимосвязи между выразительным значением музыкальных интонаций, настроением музыки с экспрессивным (выразительным) значением цвета, передающим определенные чувства и вызывающим соответствующие эмоции.

Сочетание различных игр-уподоблений на музыкальных занятиях направлено на то, чтобы дети могли прочувствовать, осознать и проявить в определенной форме свое отношение к музыке. Объединение игр-уподоблений в музыкально-игровые комплексы создает благоприятные условия для многократного прослушивания ребёнком музыкальных произведений.

Практическая часть с аудиторией. (Индивидуальная работа).

1. Ф Лист Кампанелла_, (Педагог раздаёт колокольчики)

2).Л.-К.Дакен-Кукушка (Педагог раздаёт ленточки)

«Музыка-язык наших чувств»

Занятие 1. мама.

Задача: Развивать у детей умение вслушиваться в музыкальные образы, выражать своё отношение к ним

через восприятие характера музыкальных произведений подводить детей к сознательному пониманию доброты как основы отношений между людьми.

Ход занятия.

 

Музыкальный руководитель:.Сегодня я расскажу вам сказку. А поможет мне –Музыка!

В одном доме жила-была девочка Маша. Она была хорошая, но иногда любила пошалить

 

Исполняется пьеса Г.Свиридов. Попрыгунья.

 

Девочка очень любила игрушки, которые делала ее мама. Машина мама была очень добрая.

И даже Когда Маша шалила или начинала капризничать, мама очень огорчалась, но ласково просила ее успокоиться

 

Исполняется пьеса Г.Свиридов. Ласковая просьба.

 

Но Вот однажды Маша заболела, и мама загрустила. Она ухаживала за дочкой, старалась ей помочь, но ничего не помогало и мама горько вздыхала у ее кроватки

 

Исполняется пьеса М.Глинка. Ноктюрн «Разлука».

 

И тогда мама решила сделать для своей дочки новую игрушку. А какую - угадайте.

 

Исполняется пьеса Д.Кабалевский. Шутка.

 

Да-да! Это был Петрушка! У него была такая забавная физиономия, и Он так неуклюже дергал своими ручками и ножками, что увидев его, Маша тут же рассмеялась. Ей стало так весело, что болезнь ее сразу прошла. С радостью взяла Маша Петрушку в руки, и они стали весело резвиться по всей комнате. Правда иногда посреди веселья Маша вдруг замирала и вопросительно, и немного виновато посматривала на маму… Но через минуту снова пускалась в пляс!

 

Исполняется пьеса Ж. Визе. Волчок. Или Р.Шуман. Горелки.

 

Вдоволь наплясавшись, Маша подошла тихонько к маме, забралась к ней на колени и обняла ее за шею

«Мамочка! Сказала она Я все поняла! Прости меня пожалуйста, что я огорчала тебя! Я больше никогда не буду тебя расстраивать! Я тебя люблю больше всех на свете!»

Ничего не ответила мама дочке, а просто обняла ее покрепче и поцеловала в лобик, и Маша поняла что мама простила ее, потому что она ее очень, очень любит!

 

Исполняется пьеса П.Чайковский. Мелодия.

 

Вот и подошёл к концу мастер – класс. За короткий промежуток времени мы продемонстрировали приёмы, которые применяем в работе с детьми:

Тактильныеигры - уподобления

Двигательные игры-уподобления

Интонационные игры-уподобления;

Вокальные игры-уподобления

Инструментальные игры-уподобления

На этапе руководства игрой эмоциональная, двигательная и речевая активность взрослого доминирует над активностью ребенка. Интонацией, мимикой, тактильными прикосновениями педагог поддерживает робкие эмоциональные реакции детей, побуждает их к двигательной активности. В дальнейшем внимание детей обращают на изменения движений рук, тактильных соприкосновений, интонаций и других действий уподоблений.

Дети усваивают способы переноса известных им игровых действий в ситуацию восприятия новых музыкальных произведений, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку различного содержания, а это значит, что музыкальная игра может выступать как наиболее универсальный способ музыкально эстетического воспитания. Значительно расширяя границы познания музыкального искусства, игра способствует эффективному формированию всех компонентов музыкально эстетической культуры личности.


 

А закончить свой мастер – класс МЫ хотим словами:

Высвечивается на проекторе

«В раннем возрасте еще не принципиально, есть слух или нет,

главное для ребенка – видеть пример взрослого»

Что такое жизнь,
Короткое мгновение.
Как звёздочка мелькнёт,
В туманной мгле,
Но главное её предназначение,
Добрый след оставить на земле.

Спасибо, за внимание.



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации