Семинар «Использование игровых технологий в развитии эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 5 September 2022 в группе

«Использование игровых технологий в развитии эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей дошкольного возраста»


Воспитатель: Вилкова Т.В.

Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное  явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный  психически  здоровый  ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный  век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми,  а ребенок остается,  не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками.  В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов. 

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него высших чувств, доброжелательного отношения к другим людям. Прежде всего, возникает чувство любви, нежности к родителям, братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам. Дошкольники учатся сопереживать сверстнику. Симпатия у ребенка становится более действенной, у него возникает желание помочь, поделиться, посочувствовать. Сочувствие и симпатия способствуют тому, что ребенок совершает первые нравственные поступки.

Люди, сочувствующие, сострадающие, оказывающие поддержку другим, никогда не останутся одни, без друзей, без тех, кто сможет подставить плечо в трудную минуту. И это чудесно.

Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сострадания, общительности, доброты. Оптимальный возраст для начала подобной работы 4-5 лет.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является формирование нравственных качеств ребенка. В связи с этим основной целью своей работы я выбрала формирование нравственных чувств у детей, в частности развитие и формирование таких понятий как «сочувствие», «сопереживание», «сострадания», эмоциональной отзывчивости и доброты.

В связи с этим на первый план выходит стратегия эмоционально-нравственного воспитания дошкольника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.


В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания.

А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие.

М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми.

Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку.

В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений

Проблема использования игр в целях решения воспитательных задач, в частности, как средства воздействия на эмоционально-нравственную сферу ребенка, на развитие всей его личности затрагивается в исследованиях А. А. Анциферовой, Л. В. Артемовой, О. М. Гостюхиной, С. Н. Карповой, Л. Г. Лысюк, Т. А. Марковой, Л. П. Стрелковой и др.

Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л. П. Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения. В исследованиях Л. Баряевой, И. Вечкановой, Г. Л. Выгодской, Р. И. Жуковской, П. Ф. Каптерева, Н. С. Карпинской, М. Д. Маханевой, Е. А. Медведевой, Н. Д. Соколовой, Н. Ф. Сорокиной, Л. С. Фруминой подчеркивается важность использования данного вида игр как средства эмоционально-нравственного воспитания детей.

При разработке системы развивающих  дидактических игр познакомилась с вопросами теории и практики дидактической игры таких исследователей как А.П.Усовой, П.А. Венгера, А.К. Бондаренко и это явилось методологической основой  работы.  А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова и др. особо подчеркивают ее общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач.

Особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах (А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной).

Ежковой Н.С. с целью развития эмоционального реагирования посредством воздействия на сенсорную сферу личности был разработан комплекс эмоционально-сенсорных игр, направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы и актуализацию разномодальных ощущений. Эти игры в младшем дошкольном возрасте служат начальным этапом эмоционального развития, а в среднем и старшем дошкольном возрасте представляют большие возможности для совершенствования эмоциональных реакций.


Цель нашей работы: развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей дошкольного возраста через использование игровых технологий.

Задачи:

Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике

Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;

Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции

Учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения

Учить сотрудничать при выполнении совместных задач

Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь

Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях


Ведущая педагогическая идея – игровые технологии могут стать эффективным средством, способствующим развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживанию у детей дошкольного возраста.

Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у дошкольников являются игровые технологии. Игровые технологии – эти систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые будут направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных значимых социально-культурных функций и/или коррекции их недостатков. Для организации профилактической работы с дошкольниками специалистами широко применяются такие игровые технологии, как игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, релаксационные упражнения и др. В процессе использования данных игровых технологий происходит формирование личности ребенка-дошкольника, подготовка ее к различным видам деятельности. Игровые технологии развивают психологическую пластичность, умение принять на себя роль, позицию и искренне отстаивать ее. Они позволяют ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях, позволяют дошкольникам осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли, позволяют увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия. Рассмотрим их более подробно.


Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на профилактику, развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально- личностной сферы), а также на развитие произвольности поведения (М. И. Чистякова, 1995; Г. Л. Бардиер, 1993). Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми; не требует специальной подготовки и атрибутов.

Элементы психогимнастики в ДОУ применяются:

1.В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре НОД.

2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной).

3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации).

4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блѐклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства. Единицы психогимнастики — ЭТЮДЫ.

Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Кто является автором термина, не известно; может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.

Основная цель – научить ребѐнка справляться с жизненными трудностями. Ребѐнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять. В своей работе я использую методику М.И. Чистяковой. Способность произвольной регуляции состоит из следующих умений в определѐнных сферах психики:

в сфере общения: умение понимать и различать эмоциональные состояния; сопереживать, принимать позицию другого, чувствовать его эмоциональное состояние; отвечать адекватными чувствами на эмоциональное состояние участников общения;

в поведении: умение определять цели своих поступков; находить средства их достижения; проверять эффективность выбранных путей действиями или опытом чувств; умение предвидеть результат своих действий, поступков и брать на себя ответственность;

в двигательной сфере: умение произвольно направлять своѐ внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять характер ощущений (напряжение – расслабление, тяжесть – лѐгкость) и характер движений (сила – слабость, резкость – плавность, темп, ритм);

в эмоциональной сфере: умение направлять своѐ внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, страшно); направлять своѐ внимание на мышечные ощущения и экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции и эмоции окружающих; умение «воспроизводить» эмоции по заданному образцу.

Структура занятий по психогимнастике.

1.Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.

2.Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.

3.Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребѐнка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребѐнок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

4.Этап организации контролируемого поведения. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение изакрепление приемлемых для ребѐнка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.

5.Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).


Музыкотерапия. Сочетание музыкотерапии с другими техниками является полезным и эффективным для профилактики негативных эмоциональных состояний по ряду причин. Во-первых, использование музыки способствует осознанию ребенком своих чувств, помогает научить ребенка понимать, насколько разнообразными могут быть человеческие чувства. Использование музыкальных техник позволяет ребенку освоить более эффективные способы выражения своих эмоций. Ребенок получает возможность выразить свой гнев и раздражение через звук, так как звуковая экспрессия является достаточно эффективной. Кроме того, извлечение звука может стать и способом непосредственного выражения чувства гнева, которым ребенок может пользоваться и вне занятия, например, дома, играя на музыкальных инструментах, когда его переполняет раздражение. Современные дети часто бывают напряжены физически и эмоционально, что приводит у них к проявлению раздражения и рационального поведения. Поэтому важно научить ребенка быстро расслабляться. Это процесс является более успешным, если обучение релаксации проводится на фоне звучащей музыки: «специально подобранная музыка, с частотой ритма не более 60 ударов в минуту, помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции».

Слушание музыкальных произведений

Игра на музыкальных инструментах

Исполнение детских песен

Импровизация под музыку

Инсценировка детских песен


Сказкотерапия. Этот метод позволяет использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. В его основе лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать других, учит принимать и создавать новое.

Целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.

Чтение произведения – главное условие  эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованнию глубины содержания художественного произведения.

Беседа по осмыслению прочитанного, чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения.  Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

Рассматривание иллюстраций. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.

Игры-беседы детей с персонажами.

Этюды на выражение эмоций у детей.

Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.


Игровые методы. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры предполагают принятие ребенком на себя роли-образа. Под ролью понимается некая функция, выполняемая ребенком в той или иной ситуации. Ребенком могут приниматься роли различные по содержанию и статусу, дошкольник также может проигрывать роли противоположные его характеру или прибегать к гротескному варианту проигрывания ролей. Значение:

воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях.

в игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых.

взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.

учатся добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Структурный компонент игры

Характеристика компонента

Роль

Функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны

Игровые действия

Действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними

Предметы-заместители

Полифункциональные неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого конкретного действия

Игровое правило

Определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок

Воображаемая ситуация

Перенос значения с одного предмета на другой

Сюжет

Сфера действительности, которую дети отражают в игре

Содержание игры

То, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемое в игре

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.


2.Дидактические игры (настольно-печатные и словесные) – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Значение:

формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Структура дидактической игры:

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

5. Результат дидактической игры. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами. Результатом дидактической игры для ребенка, кроме правильно выполненного задания, есть и удовольствие и интерес, которое она дает его участникам.


3.Подвижные игры (сюжетные и с предметами). Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Структура проведения подвижных игр:

Сбор детей на игру

Создание интереса к игре

Организация играющих, объяснение игры

Определение ведущего

Проведение игры

Окончание игры и подведение итогов

Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, новая считалочка и т. д. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.

Значение:

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности.

формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

4.Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются литературные произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) с помощью выразительных средств (мимики, жестов, походки, позы, интонации). Структура театрализованной игры.

1) Содержание – основная направленность.

2) Творческий замысел – идея о том, как лучше сыграть сказку, атрибуты.

3) Роль – средство реализации содержания. Роль зависит от вида театра, от возраста ребёнка. Функциональная роль – ребёнок берёт роль и действует в соответствии с ролью, часто на уровне подражания. Социальная роль - ребёнок отражает взаимоотношения между персонажами, импровизирует, проявляет творчество.

4) Сюжет – ряд событий, изложенных в художественном произведении.

5) Действия – ролевые и организационные (режиссёр).

Требования к организации театрализованных игр.

1) Содержательность и разнообразие тематики.

2) Включение игры во все формы организации педагогического процесса.

3) Активность детей.

4) Сотрудничество детей друг с другом, со взрослыми.

5) Последовательность и усложнение.

6) Наличие интереса к деятельности.

7) Знание приемов вождения кукол и основных выразительных средств в соответствии с возрастом.

8) Использование импровизаций при знакомстве с содержанием сказки.


Образовательная деятельность. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей – к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

При разработке занятий необходимо учитывать факторы, влияющие на эмпатийность детей:

степень близости с объектом;

частота общения с ним;

интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы);

предыдущий опыт эмпатии.

Задача педагога на каждом игровом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей: учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка


Естественно для организации работы детей в самостоятельной деятельности мы внесли изменения в предметно - развивающую среду, оформлены центры:

В гостях у книги

Мое настроение

Сказка

Уголок с-р игр

Муз. уголок

- Подборка худ. литературы по жанрам, тематике

- Настольные и дид. игры по знакомым произведениям, пазлы, кубики

- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.

- Папка с алгоритмами для составления рассказов, здесь же буквы, материал для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам»

- Театральные атрибуты и атрибуты для с/р игр соответствующей  тематики:  «Читальный зал»,  «Книжный магазин»,  «Мастерская для книг».

- Тематические выставки худ.литературы разных авторов по сезонам, праздникам.

- Портреты писателей.

- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры

- Издания тех произведений, с которыми в данное время  детей знакомят на занятиях.

- Юмористические книги с иллюстрациями (Н. Носов, С. Маршак, и др.)

- Книги, которые дети приносят из дома.

- Энциклопедии.

- Книжки-раскраски, книжки-самоделки.

- Аудио и СД-диски для прослушивания.

- Светофор - настроения

- Альбомы: Азбука эмоций

Этикет для малышей,

Наши чувства и эмоции

Уроки доброты

- Конусные куклы «Веселые-грустные»

- Картотека «Эмоции в картинках»

- бутылочки из-под йогурта с разными выражениями

-разные маски, куклы, выражающие разное состояние души;

-Зеркало для работы над мимикой

Альбомы: Моя семья, Мой друг

-разнообразные дидактические игры

поощряющие знаки-символы: «Доброе сердце», «Вежливый собе­седник», флажки-символы «Хороший поступок», «Внимательный друг»

Настольный театр:

плоскостной, конусный,

театр игрушки, театр на липучке, магнитный,

на дощечки, театр топотушек.

Театр на руке:

пальчиковый,

варежковый.

Верховой театр:

на полочке, на лопатках, би-ба-бо.

Ширмы

Маски – шапочки, костюмы, платочки, шляпы, накидки


- оборудование для с-р игр «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др.

- атрибуты для с-р игр: шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);

- куклы крупные, средние, девочки и мальчики;

- фигурки средней величины:  дикие и домаш. животные;

-наборы кухонной и чайной посуды;

-шкафчик для кукольного белья и посуды;

-игровой модуль кухня с плитой;

-наборы овощей и фруктов;

-машины крупные и средние, грузовые и легковые;

- телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, часы  и др.

- кукольная кроватка, коляски;

игрушечный утюг и гладильная доска

- ширмы-модули

Игрушечные муз. инструменты: бубен,барабанмаракасы, металлофон, ложки, погремушки и др.

Карточки муз. инструментов

Аудиозаписи классической, народной музыки, детских песенок

Листочки, снежинки, ленты для импровизации под музыку


 

Анализ исследований М.И.Лисиной, Т.А. Комисаренко, В.А.Деркунской дает возможность выделить ряд необходимых условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей:

1.     Установление тесного контакта воспитателя с каждым ребенком.

2.     Создание обстановки эмоционального комфорта и благополучия.

3.     Присутствие в повседневной жизни детей разнообразных видов деятельности.

4.     Эмоционально-нравственные качества педагога.

          Только сочетание всех условий помогут развить у ребенка дошкольного возраста эмоциональную отзывчивость. Эти условия могут быть обеспечены в процессе педагогического сопровождения. Проводя целенаправленную работу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей, не следует забывать, что определяющим фактором в формировании способности к сочувствию, пониманию эмоций других людей является пример взрослых, в первую очередь родителей. Именно они являются моделью для подражания и закладывают основу формирования эмпатии личности ребенка.

Естественно всю работу мы старались организовать в тесном взаимодействии с семьей. Мы привлекали родителей к изготовлению дидактических игр, костюмов, атрибутов для сюжетно - ролевых игр. Родители принимали активное участие в викторинах, конкурсах рисунков, в праздниках и развлечениях. Мы вели активную работу по повышению уровня литературной грамотности родителей. Были организованы консультации, проводились родительские собрания, помещалась информация на сайте дошкольного образовательного учреждения. Приглашались на открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности. В процессе взаимодействия с родителями мы увидели интерес родителей к жизни детского сада. Родители проявляли инициативу, выдвигали предложения в организации праздников и развлечений, что на наш взгляд так же положительно влияет на эмоциональное развитие детей.


Практическая значимость заключается в том, что разработаны игры способствующие обогащению представлений детей об эмоциональных состояниях и развитию умений передавать эмоциональные состояния с помощью мимики и пантомимики. Подобранный комплекс игр может помощь воспитателям в формировании и развитии отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Разработано методическое обеспечение, которое предполагает повышение компетенции педагогов в вопросах развития эмоциональной отзывчивости у детей.

Разработано перспективное планирование по развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей с использованием игровых технологий.

Составлены конспекты ООД, развлечений. Собрана картотека игровых технологий по развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей. Изготовлены дидактические игры.


Новизна – состоит в разработке системы работы, предполагающей построение воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на развитие каждого воспитанника, вовлечение родителей в образовательный процесс; в использовании современных образовательных технологий.


Результативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты

Для диагностики использовались:

методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина),

Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Калининой Р.М) для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Методика - «Наблюдение» ( Т.Д.Зенкевич, А.М. Михайлов)

В результате мы увидели, что после использования игровых технологий по развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей не вызывают затруднения графические изображения эмоциональных состояний: «Страх», «Радость», «Злость», «Грусть», «Удивление», - 100% (20 чел.) детей назвали верно. Эмоциональные состояния: «Гордость», «Скука», - смогли назвать 85% (17 чел.) детей. Самыми сложными для восприятия оказались картинки эмоций «Вина», «Обида» - смогли назвать 80% (16 чел.).

Большая часть детей показала высокое осознание нравственных норм 55% (11 чел.), частично сформировались у 30 % (7 чел.), и лишь маленький процент детей 15% (3 чел.) показали низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате повторной диагностики мы увидели, что большинство детей 55% (11 чел.) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей 30 %(6 чел.) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 15 % (3 чел.) детей, знают норму поведения, но привычка не сформирована.

Таким образом, мы видим, что у детей уровень эмоциональной отзывчивости и сопереживания повысился.

Из этого можно сделать вывод, что в каждом детском саду должны использоваться игровые технологии направленные на развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей.

Литература:

Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004. С. 62. 2.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. - М.: Центр педагогического образования,

Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебно-методическое пособие В двух частях Часть 1, 2.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 Т. М., 1986. T. 1. С. 52.

Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - Издательство: Скрипторий 2003. - 88с.

Карасева Е.Е. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста посредством музыкальной игровой деятельности.

Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г

Крюкова СВ., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Маханева М.Д. « Театрализованные занятия в детском саду»,

Минаева М.В. Развитие эмоций дошкольников. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.

Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение

Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду

Чистякова М.И. «Психогимнастика», Просвещение, 1992г.

Ушакова О.В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О.В Ушакова. – Волгоград, 2012. – 61 с

Шорохова О.А. «Играем в сказку» Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. ТЦ Сфера, 2006

Яковлева М. В. Сказкотерапия и символдрама // Школа здоровья. 1999. № 3. С. 61-67.

Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.

http://maam.ru/"Маам.ру"- сайт для воспитателей детского сада.

http://dohcolonok.ru/"Дошколенок"- сайт для воспитателей детского сада.

http://lukoshko.net/-Сайт «Лукошко сказок»

Детский информационный портал--http://www.deti.religiousbook.org.ua/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации