12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
1

Развитие финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности отечественных предприятий

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Современные тенденции мирового развития демонстрируют непосредственное влияние научно-технического прогресса на экономический рост и повышение благосостояния населения. Государственная политика должна быть направлена на усовершенствование механизма стимулирования инновационной деятельности предприятий путем принятия соответствующих организационных, финансово-кредитных и нормативно-правовых решений. Мировой экономический кризис 2008–2009 гг. осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. Финансово-экономический кризис в России как часть глобального кризиса оказался одним из самых глубоких и продолжительных среди двадцати крупнейших стран, представленных на всемирном саммите по следующим причинам:

валовой внутренний продукт в период кризиса в России снизился в наибольшей мере – на 7,9 % в 2009 г.;

заметно снизились доходы федерального бюджета России. В 2008 г. объем доходов от сбора налогов и таможенных пошлин составил более 10 трлн руб., в 2009 г. – 4,4 трлн руб. Доходы федерального бюджета были восполнены из средств Резервного фонда. Федеральный бюджет оказался дефицитным на 2,3 трлн рублей;

внешняя торговля России сократилась в 2009 г. примерно на 40 % – вдвое больше, чем в среднем в других странах;

расходы на антикризисные мероприятия, включая истраченные средства из Резервного фонда и золотовалютных резервов, в целом составили 16 трлн руб. (часть из них – краткосрочные кредиты, в основном коммерческим банкам для их спасения, которые были возвращены).

В результате государство оказалось не в состоянии разделить с предприятиями бремя финансирования инновационной сферы, которое является одной из важнейших составляющих экономического обеспечения инновационной деятельности. Источниками финансирования инноваций, помимо государственных ассигнований и собственных средств предприятий, могут являться кредитные ресурсы, венчурный капитал, частные средства, иностранные средства.

Одним из главных элементов финансово-кредитной системы являются банки и другие кредитные учреждения, которые предоставляют долгосрочные займы предприятиям. Альтернативой государственной финансовой поддержке инновационных проектов могут стать кредиты коммерческих банков. С целью поддержки отечественного производства и развития экономики на государственном уровне целесообразно проводить политику привлечения к финансированию инновационных проектов коммерческих банков. Сегодня роль банковских организаций в процессе создания и продвижения инноваций невелика. По экспертным оценкам, вклад банков в финансирование внутренних затрат на новые разработки в России не превышает 4–5 %, что не соответствует потребностям экономики страны. Банковские структуры весьма неохотно кредитуют проекты, связанные с разработкой и внедрением высоких технологий, считая их излишне рискованными. Кроме того, для кредитования инновационных проектов, отличающихся, как правило, значительными сроками реализации, необходимы «длинные» ресурсы, дефицит которых наблюдается у банков в настоящее время. Необходимо разработать меры по повышению заинтересованности последних в кредитовании инноваций и эффективные механизмы поощрения банков за поддержку инноваций (налоговое стимулирование, льготное кредитование Банком России конкретных инновационных проектов) или разделения кредитно-финансовыми институтами рисков инновационных проектов с государством. Это предъявляет повышенные требования к эффективности банковской деятельности, банковским технологиям и услугам, управлению рисками. Существуют различные варианты развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности отечественных предприятий, направленные на повышение роли банков в реализации стратегии инновационного развития экономики. Одним из таких вариантов может стать повышение роли синдицированного кредитования в инновационном развитии экономики России. Пока существует значительное отставание российской практики от зарубежной в данной сфере. Это обусловлено недостаточным опытом синдицированного кредитования, отсутствием эффективной правовой основы и слабым методическим обеспечением. Не развито в России и земельное ипотечное кредитование, которое может являться одним из факторов инновационного развития сельского хозяйства в России. Отсутствуют четкая система правового регулирования земельного рынка с учетом интересов всех его участников, опыт банковского долгосрочного кредитования под залог земельных участков в силу высокого риска этой деятельности, низкой ликвидности сельскохозяйственных земель.

Поможет решить проблему финансирования инноваций разработка новой модели инвестиционных банков. Необходима модель деятельности инвестиционных банков путем включения ее основных направлений в универсальный банк. Эта модель бизнеса инвестиционных банков предполагает их стабильное фондирование за счет привлечения депозитов, увеличения собственного капитала и ужесточения требований к риск-менеджменту. Модель инвестиционного банка в составе банковской группы универсального типа предполагает сохранение принципа специализации и самостоятельного баланса инвестиционного банка в структуре этой банковской группы.

Стабилизация российской банковской системы и стимулирование повышения ее роли в развитии инновационной экономики может способствовать следующее: предоставление Банком России кредитов коммерческим банкам с условием их целевого использования исключительно для развития производственных предприятий с последующим контролем за движением ссуженных средств, государственные гарантии по банковским кредитам приоритетным отраслям экономики, снижение налоговой нагрузки при кредитовании инновационной сферы.

Решение задач по модернизации экономики требует построения такой системы финансирования, которая обеспечивала бы приток капитала в сферу научных исследований и разработок, комплексную финансовую поддержку инновационных проектов на всех этапах – от идеи до производства готовой продукции.

Библиографический список

Аганбегян, А. Г. О новой роли банков в финансировании послекризисного социально-экономического развития России / А. Г. Аганбегян // Деньги и кредит. – 2011. – № 1. – С. 27–36.

Красавина, Л. Н. Роль банков в инновационном развитии экономики России (по материалам круглого стола аспирантов в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. – 2009. – № 10. – С. 67–74.

Страница Государственного комитета по статистике Российской Федерации в сети Интернет. – http://www.gks.ru

Страница Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет. – http://www.economy.gov.ru

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.