РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

1
0
Материал опубликован 5 December

Ширяев Я.А.,

специальность «Преподавание в начальных классах»,

ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»,

622001,

г. Нижний Тагил ул. Островского, 3.


РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО


Аннотация

Статья исследует процесс развития физических качеств у младших школьников на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО. Рассматриваются возрастные особенности детей этого возраста, а также физические качества как важный элемент формирования здорового образа жизни. Описываются методы и подходы к развитию физических качеств на уроках физической культуры.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, младший школьный возраст, физическая культура, физические качества.


Развитие физических качеств играет ключевую роль для каждого человека. Забота о здоровье и его укрепление собственными силами способствуют продолжительной и активной жизни. Главная угроза здоровью — недостаточная физическая активность. Современные школьники, ведущие сидячий образ жизни, сталкиваются с множеством проблем со здоровьем. Поэтому развитие физических качеств становится важной задачей физического воспитания. Высокая физическая и умственная работоспособность помогает младшим школьникам успешно развивать когнитивные навыки, такие как внимание, мышление, память и воображение. Именно поэтому крайне важно, чтобы ученики достигали необходимого уровня развития физических качеств, соответствующего стандартам ФГОС НОО.

Значимость развития физических качеств подчеркивается в ФГОС НОО, где акцентируется внимание на необходимости соблюдения правил здорового и безопасного поведения, включая заботу о собственном физическом и психическом здоровье.

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста обладает своими особенностями, связанными с ростом и развитием организма.

Во-первых, прогресс в одном физическом качестве позитивно влияет на остальные, что требует комплексного подхода к физическому воспитанию.

Во-вторых, есть определенные периоды, когда физические показатели улучшаются особенно активно. В частности, для двигательных функций этот период охватывает возраст от 7 до 12 лет.

В-третьих, физическое воспитание предполагает значительные нагрузки, но дети способны справиться с ними без вреда для здоровья, если нагрузки увеличиваются постепенно и учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Положительное настроение способствует большему интересу к занятиям и максимальному проявлению физических способностей. [3, с. 6]

Выбор упражнений и игр на уроках физкультуры основывается на целях занятий, содержании учебного материала, возможностях школы и учащихся. Любые упражнения, направленные на освоение двигательных навыков, могут применяться для развития физических качеств.

Физические качества включают силу, выносливость, гибкость, быстроту и ловкость.

Сила подразумевает способность преодолевать внешние сопротивления или противодействовать им с помощью мышечной работы.

«Для развития силы у младших школьников рекомендуется использовать упражнения с собственным весом:

Лазание по канату или шесту.

Приседания.

Отжимания: руки и ноги на полу, руки на скамейке, ноги на скамейке.

Упражнения на мышцы пресса.» [2, с. 6]

Гибкость означает возможность выполнять упражнения с наибольшей амплитудой. Важно корректно дозировать упражнения на гибкость. Они должны выполняться с полной амплитудой на каждом занятии в начальной части после качественной разминки (3-5 минут бега). Выполняя эти упражнения, следует ставить конкретные цели: дотронуться до какого-то предмета, прикоснуться к определенной точке. [1]

Примеры таких упражнений: потягивание, наклоны (вперед, назад, в стороны), приседания, махи ногами в разных направлениях, прыжки.

«Быстрота — это способность человека выполнять движения за минимальный отрезок времени.» [1]

Скорость движения определяется не только уровнем быстроты, но и такими факторами, как сила, гибкость, выносливость, техника и другими.

Разностороннее развитие быстроты достигается путём многократного выполнения скоростных упражнений. Важнейшую роль в улучшении быстроты играет соревновательный метод. На занятиях можно использовать следующие упражнения:

Бег с высоким подниманием колена;

Бег с захлёстом голеней;

Бег с ускорениями;

Старты из различных позиций.

Упражнения на скорость обычно выполняются в конце вводной или в начале основной части урока. Скоростно-силовые упражнения занимают около 6-8% общего времени урока.

«Выносливость — это способность долгое время поддерживать заданную интенсивность работы. Выделяют общую и специальную выносливость». [1]

Регулярное использование разнообразных упражнений на выносливость способствует улучшению функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что увеличивает максимальное потребление кислорода до 80-90 мг/кг (в отличие от 40-45 мг/кг/мин у новичков). [1]

Для развития общей выносливости применяют продолжительную непрерывную работу с постоянной или меняющейся скоростью.

Ловкость — это умение учеников быстро овладевать сложными точными движениями, требующими координации, и адаптироваться к изменениям. [1]

Основной фактор развития ловкости — новизна упражнений. Чтобы улучшить ловкость, учитель на каждом уроке должен предлагать новые варианты выполнения привычных упражнений: нестандартные начальные положения, изменения направления, скорости и ритма выполнения, а также включать игровые элементы.

Оптимальный период для развития ловкости — дошкольный и младший школьный возраст.

Исследование проводилось в общеобразовательной школе МБОУ СОШ ЦО № 1 г. Нижний Тагил Свердловской области. В исследовании принимал участие 4 «А» класс в составе 29 человек, из них 17 мальчиков и 12 девочек; возраст детей 9-10 лет. Также была проведена беседа с учителем по физической культуре.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов:

1. На первом этапе работы проводился анализ научно-методической литературы, в рамках которого были рассмотрены возрастные особенности, сущность физического воспитания, а также его значение для младших школьников. Обосновывалась актуальность темы исследования, определялся объект и предмет исследования, а также формулировались цель и задачи исследования.

2. На втором этапе проводился подбор функциональных проб для определения уровня возможностей системы организма младших школьников, проведено анкетирование по вопросам, которые были связаны с отношением учащихся к урокам физкультуры. Выполнен анализ результатов, полученных в ходе тестирования и анкетирования. В процессе беседы с учителем физической культуры были получены и обработаны данные о деятельности педагога по формированию у детей ценности здоровья и здорового образа жизни. Также в результате беседы был задан вопрос об эффективности нового ФГОС НОО (придерживается ли педагог). Исходя из нового ФГОС НОО была создана методическая разработка «Развитие физических качеств младшего школьника на уроках физкультуры», а также сделаны выводы.

t1733383232aa.png

Рис. 1. Результаты исследования функциональных возможностей дыхательной системы (проба Штанге)

В феврале 2024 года в 4 классе проводились исследования, направленные на оценку уровня сформированности физических качеств. На диаграмме отражены результаты пробы Штанге, на основе которых мы дали оценку сформированности выносливости.

Таким образом, из 29 человек у пяти отмечен результат ниже нормы, а у восьми – результат выше нормы, что составляет 17% и 28% от общего количества обучающихся. Подавляющее большинство составляют обучающиеся, у которых дыхательная система развита на уровне «нормы».

Физическая культура также важна для общего развития младших школьников. Физическая культура относится к образу жизни, который подчеркивает важность физической активности и здорового образа жизни. Это включает в себя не только развитие физических качеств у младших школьников, но и участие в спортивных и других физических занятиях вне школы. Пропагандируя физическую культуру среди младших школьников, мы можем побудить их к принятию здоровых привычек, которые принесут им пользу на протяжении всей жизни.

Список литературных источников.

1. Ковязина Н.Л. «Развитие физических качеств у младших школьников». – URL https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/07/06/razvitie-fizicheskih-kachestv-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения 05.12.2024).

2. Мельникова Т.В., Жуков О.В. Развитие силы : методические указания для самостоятельной работы студентов (курсантов) всех специальностей / Т. В. Мельникова, О. В. Жуков. – Керчь, 2022. – 56 с.

3. Вдовин В.Н. Развитие физических качеств у учащихся школ на уроках физической культуры с использованием нестандартного оборудования : бакалаврская работа / В.Н. Вдовин. – Тольятти, 2018. – 50 с.





6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.