Развитие функциональной грамотности и «Движение первых»
О. А. Уманец
Развитие функциональной грамотности и «Движение первых»
В статье рассматриваются некоторые проблемы, с которыми могут сталкиваться педагоги в работе над формированием и развитием функциональной грамотности. Описаны возможности преодоления этих проблем, которые предоставляет Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых» в рамках организуемых конкурсов, спецпроектов научного волонтёрства, акций, чемпионатов, других формах взаимодействия учащихся и общества. Детально рассмотрены примеры вырабатывания таких составляющих функциональной грамотности как читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, коммуникативная грамотность, а также креативного мышления на примере участия школьников в спецпроектах научного волонтёрства «Снежный дозор», «Сизый голубь», Всероссийской акции «По следам Ирбиса», областного чемпионата регионального отделения Движения первых Ростовской области «Экочемпионат».
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, коммуникативная грамотность, креативное мышление, «Движение первых».
The development of functional literacy and the "Movement of the First"
The article discusses some of the problems that teachers may face in their work on the formation and development of functional literacy. The possibilities of overcoming these problems are described, which are provided by the All-Russian public-state movement of Children and Youth "Movement of the First" within the framework of organized competitions, special projects of scientific volunteering, actions, championships, and other forms of interaction between students and society. Examples of the development of such components of functional literacy as reading literacy, mathematical literacy, natural science literacy, communicative literacy, as well as creative thinking are considered in detail on the example of the participation of schoolchildren in special projects of scientific volunteering "Snow Watch", "Blue Dove", the All-Russian campaign "In the footsteps of the Snow Leopard", the regional championship of the regional branch of the Movement of the First of the Rostov region "Ecocampionate".
Keywords: functional literacy, reading literacy, mathematical literacy, natural science literacy, communicative literacy, creative thinking, "The Movement of the first".
Одной из проблем в области образования сейчас является недостаточный уровень сформированности и развития функциональной грамотности школьников. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных ситуаций в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.[1] Функциональная грамотность демонстрирует компетентность человека применять имеющиеся знания и
у
мения в сложившихся жизненных ситуациях, в том числе для обсуждения и решения общественно значимых задач (Рисунок 1).[2]
Рис.1
Объективных и субъективных причин отсутствия желательного уровня развития функциональной грамотности много: низкая мотивация обучающихся («Зачем мне это надо?») и педагогов (поиск времени на встраивание заданий в урок и их проверку); необходимость поиска эффективной педагогической технологии, которая не всегда вписывается в учебный процесс, т.к. учебного времени хватает на освоение только программного материала; соответствие/несоответствие заданий уровню развития мышления школьников; объём готовых заданий в сборниках по развитию функциональной грамотности достаточно велик, чтобы можно было его использовать в течении одного урока и т.д.[5;6] Снижение уровня напряжения в этих точках можно достичь, используя ресурсы внеурочной деятельности. Например, проектная и исследовательская деятельность естественным образом развивает фундаментальную функциональную грамотность, кружки и занятия в рамках дополнительного образования и др.
Особо хочу остановиться на возможностях для формирования и развития функциональной грамотности, которые предоставляет педагогам и детям Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых», основание которого базируется на научных исследованиях и лучших практиках в области педагогики.[7] Движение предлагает ребятам и педагогам очень много активностей. Как же они работают на развитие функциональной грамотности? Рассмотрим их взаимодействие на примере спецпроектов научного волонтёрства «Снежный дозор», «Сизый голубь», Всероссийской акции «По следам Ирбиса», областного чемпионата регионального отделения Движения первых Ростовской области «Экочемпионат».
Развитие читательской грамотности. Первое, с чем придётся столкнуться участникам, которые решили участвовать в акциях, конкурсах, спецпроектах движения, это необходимость прочитать положение об участии, требования к оформлению продукта участия, инструкции по выполнению заданий, которые являются электронными текстами. А чтение таких текстов является составной частью читательской грамотности. Чтобы обеспечить себе положительный результат, ученик разрабатывает свою стратегию смыслового восприятия текста, выбирает алгоритм чтения, например, выделять значимую информацию в тексте разными цветами, делать пометки в документах, находить и обрабатывать информацию, которая относится именно к его роли в этом деле. На этом этапе педагог-наставник должен убедиться, что материал школьником обработан успешно. Хотелось бы отметить, что данную работу очень скрупулёзно должен выполнить и сам педагог, чтобы понимать, куда и как он будет направлять участника/участников, это поможет качественно наставлять подопечных, профессионально выполнить свою задачу наставника, да и силу личного примера никто не отменял. В большинстве предлагаемых мероприятий у школьников возникает естественным образом необходимость в поиске надёжных научно достоверных источников информации (работа с информацией). Так для создания плаката «По следам Ирбиса» ребятам необходимо было найти интересные научные факты, прочитать об особенностях жизнедеятельности и экологии этого представителя фауны, литературные произведения, посвящённые этому животному. При выполнении заданий «Экочемпионата» надо было осуществить поиск материала о макулатуре, о способах её переработки в домашних условиях; о технологиях высадки семян микрозелени, познакомиться с её видами и применением, пользе для здоровья, особенностях её применения в кулинарии; при высадке деревьев необходимо было познакомиться не только с технологией посадки деревьев, но и со спецификой высадки берёз и т.д. Всё это требовало самостоятельной работы с различными текстами, в том числе и непрерывными текстами больших объёмов, их осмысливание, толкование. Отбор информации сопровождался критическим анализом и выработкой своей позиции к прочитанному: полезно для достижения цели/неполезно, положительно/отрицательно, научно/ненаучно… И, конечно, на основании анализа производился отбор необходимых данных. В ходе такой работы развивается умение определять смысловую информацию текстов, устанавливать логические связи как внутри одного текста, так и между текстами различных источников, что позволяет выполнить задания и получить итоговые продукты.
Развитие математической грамотности. Выполнение заданий спецпроектов научного волонтёрства «Снежный дозор» и «Сизый голубь» потребовали от ребят применение математических формул на практике: измерение глубины снежного покрова с предварительным расчётом расстояния на местности, подсчёт среднего арифметического, подсчёт особей в стаях голубей для правильного выбора объекта и для отчёта. В «Экочемпионате» ребятам пришлось столкнуться с масштабированием при создании карты загрязнения города. Работа с картами с нанесением конкретных географических координат изучаемого явления и/или объекта природы, что являлось необходимым условием при выполнении задания «Снежный дозор» и «Сизый голубь», способствует развитию математической грамотности. В отчёте о выполнении заданий для визуализации полученных данных о вкусовых характеристиках микрозелени была построена столбчатая диаграмма, что показывает умение представлять полученную информацию в виде математических данных, на основе которых оформляются выводы. Использование математического инструментария, опора на знания геометрических фигур помогла выполнить такое задание в рамках «Экочемпионата» как поделка из переработанной бумаги. Р
ебятами были изготовлены макеты «Вечного огня»(Фотография №1).
Фото 1
Способствует развитию математической грамотности и необходимость определения ошибки измерения. Особенно этот навык необходим при участии в спецпроектах научного волонтёрства. Приведу пример. В рамках проекта «Снежный дозор» были даны чёткие указания о производимых замерах глубины снежного покрова (Фотография №2, Фотография №3)
Фото 2 Фото 3
П
ри формировании отчёта после выпадения снега поступает фотоотчёт, на котором линейка находится под прямым углом (соответствует указаниям организаторов), но находится она не в одной из трёх установленных точек, а в центре, между ними (Фотография №4). Следовательно, такие измерения некорректны, не могут быть использованы в изучении природного явления. Что делать? Это благодатная почва научить ребят сверять свои действия с инструкцией (развиваем и читательскую грамотность, и регуляцию своей деятельности). Возвращаем ребёнка к инструкции, а затем к повторному выполнению задания с перепроверкой всех данных (Фотография №5).
Фото 4 Фото 5
Развитие естественнонаучной грамотности. «Движение первых» предлагает невероятно разнообразные и многочисленные активности в этой сфере, например, экологические проекты, конкурсы, акции и т.д., которые предлагают ситуации новых сфер применения научного знания и ситуаций взаимоотношений человека и окружающей среды. Для выполнений заданий, например, в «Снежном дозоре», «Сизом голубе», Экочемпионате необходимо с помощью научных методов спланировать и провести наблюдения, эксперименты, собрать данные и обработать их. Участники погружаются в мир науки, т.к. проходят этапы научного познания природного явления или объекта. А для этого им придётся приобретать и развивать такие компетенции как применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений и полученных фактов. Так, плакат «По следам Ирбиса» является продуктом, созданным путём переработки программного материала и дополнительных источников в креативной форме с учётом индивидуального видения решения проблемы сохранения краснокнижного вида, в котором были использованы не только колонка интересных фактов, но и кроссворд, поэтическое творчество и др. Для сбора данных требуется также совершенствовать понятийный аппарат, чтобы предоставленные факты были достоверными, чтобы ребята «говорили» языком фактов на одном языке с учёными. Например, дать характеристику снежного покрова: очень рыхлый, рыхлых, средний, плотный, очень плотный; мокрый, не мокрый, пушистый, гранулированный, твёрдый. Для безошибочного определения качества снежного покрова ученики вынуждены задуматься, что имеется ввиду под этими словами не с их точки зрения, а с научной позиции. Программа Экочемпионата насыщена нестандартными заданиями, для решения которых нет готового объяснения, но подразумевается преобразование заданий в такую модель, где будут прослеживаться необходимые взаимосвязи.[2] Таким образом ребята-участники приходят к пониманию особенностей естественнонаучного исследования, к выбору более оптимальной и надёжной дорожной карты исследования вопроса, явления. Так, в спецпроектах «Снежный дозор», «Сизый голубь» необходимо было выполнить несколько условий, соблюдение которых обеспечивало достоверность полученных результатов. Собирать данные о голубях надо было в точках города, максимально удалённых друг от друга, а не в соседних дворах, найти популяции, состоящие из 30 и более особей. В «Снежном дозоре» важно было правильно выбрать место для измерений, когда производить замеры, при каких осадках, как часто, чем, как вычислять, в какое время суток, чем подтверждать свои наблюдения. Интерпретация полученных данных в конкретной форме отчёта также способствует развитию такой естественнонаучной компетенции как способность преобразовывать одну форму данных в другую.[2] Кроме того, погружение в ситуации, предложенные Экочемпионатом (сбор макулатуры и переработка в домашних условиях, расхламление дома, посадка деревьев, выращивание микрозелени, составление карты загрязнённых мест города и проведение субботников, формирование полезных экопривычек и т.д.), углубление в проблему исчезающих видов в акции «По следам Ирбиса», в исследования в «Снежном дозоре», «Сизом голубе» приводит к пониманию окружающего мира и изменений, связанных с деятельностью человека, что и конструирует естественнонаучную грамотность, т.к. здесь происходит соединение теории и практической деятельности: игровой, двигательной, исследовательско-познавательной, изобразительной, коммуникативной и др.
Развитие коммуникативной грамотности. Все эти активности максимально направлены на развитие умения работать в команде и с наставником, развивают умение конструктивно строить межличностное общение, помогают развивать конструктивные способы предотвращения конфликтов, развивают способность устанавливать взаимодействие между членами команды, вне зависимости от места их нахождения, развивают взаимовыручку, взаимопомощь, ответственность друг перед другом, ответственность за общий результат, помогают развивать ценности устойчивого развития (удовлетворение потребностей без ущерба для будущих поколений, забота об окружающих, обмен знаниями, поддержка самобытности, культуры, экологии региона).[8] Одним из показателей развития коммуникативной грамотности является свободное владение всеми видами речевой деятельности).[9] Защита результатов выполнения заданий, формирование отчётов и их представление подразумевают владение устной и письменной речью, помогают развитию способности самостоятельно высказывать свои мысли и понимать чужую устную и письменную речь.
Когда школьники письменно и устно самовыражаются, оттачивают навык решения социальных и естественнонаучных проблем происходит развитие креативного мышления, которое также является одним из направлений функциональной грамотности. [10] Не зря организаторы в критериях оценивания результатов участия закладывают креативность, подразумевая, что идеи и предложенные решения должны быть оригинальны, обращать на себя внимание, иметь определённую научную, художественную и социальную ценность.
Итак, «Движение первых» предлагает широкий спектр деятельности для обучающихся, которую мы, педагоги, можем использовать как ресурс для успешного развития функциональной грамотности школьников, т.к. предлагаемые конкурсы, проекты, акции, чемпионаты и др. погружают ребят в проблемы, которые решаются с помощью предметных и метапредметных знаний, где приветствуется альтернативный подход, где необходим переход с общеупотребительного языка на язык предмета, где требуется выбирать способ действий и вырабатывать модель поведения.
Библиографический список
1. Леонтович А.В. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Москва: Баласс, 2003.
2. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г, Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности [Электронный ресурс]// Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №4 (61). С. 80-97. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-estestvennonauchnoy-gramotnosti
3. Афанасьева С.Г., Ерофеева О.Ю., Панарина Л.Ю. «Мониторинговые исследования по формированию функциональной грамотности» [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал, № 7 (109), Часть 4, Июль; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoringovye-issledovaniya-po-formirovaniyu-funktsionalnoy-gramotnosti
4. Юздова Л.П., Милютина А.А., Звягин К.А. «Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического ВУЗа» [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 2, 2021; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza
5. Гореев А.М. Психологические аспекты формирования функциональной грамотности: что должен знать учитель? [Электронный ресурс] // Наука и Школа. 2021. №3. С. 130-136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-chto-dolzhen-znat-uchitel/viewer
6. Филиппова П.А., Завальцева О.А., Мишина О.С. Технологии формирования компетенций естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках биологии в школе [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 219-222. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/problemy-sovremennogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya?i=1128365
7. Движение первых [Электронный ресурс] // URL:https://xn--80aa3ak5a.xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/
8. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. «Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности» [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-kompetentsii-novyy-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti
9. Горобец Л.Н., Бирюков И.В., Попова Т.П. «Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения» [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования, №3 (94), 2022; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnovnoy-trend-sovremennogo-obucheniya
10. Логинова О.Б., Авдеенко Н.А., Яковлева С.Г., Садовщикова О.И. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Креативное мышление: первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, №2(70). С. 132-154.