Материал на проверке

Предварительный просмотр презентации

Развитие голоса и дикции у детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи Составила: учитель-логопед ВКК ГБДОУ №86 комбинированного вида Красногвардейского района Г. Санкт-Петербурга Шпак Оксана Васильевна

ПЛАН Компоненты ЗКР. 2. Анатомо – физиологические основы голосообразования. 3. Особенности голоса у детей. 4. Игры и упражнения для развития голоса. 5. Определение понятия «Дикция». 6. Причинами плохой дикции у детей дошкольного возраста. 7. Игры и упражнения для развития дикции.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОУ.

Звуковая культура речи 1 компонент Произносительные качества речи (звукопроизношение, дикция, речевой слух, речевое дыхание) 2 компонент Элементы звуковой выразительности речи (голосовые качества: интонация, мелодика, ударение, темп, ритм, пауза, тембр) 3 компонент Элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, невербальное сопровождение процесса разговора)

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) Развитие речедвигательного аппарата (артикуляторного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткой дикции и т.д.)

Техника устной речи ДЫХАНИЕ ГОЛОС ДИКЦИЯ

ГОЛОС - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Анатомо – физиологические основы голосообразования Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому родители и педагоги должны знать этапы развития детского голоса и помогать ребёнку. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса. Голосовой аппарат включает в себя несколько частей: легкие; гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука; совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Особенности голоса у детей Голосовой аппарат хрупкий и нежный Гортань в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого человека Звук слабый, голосовые связки тонкие, короткие Преобладает головной резонатор Отсутствует дифференциация между работай мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования

- преодолеть назализацию (говорение в нос) - преодолеть назализацию (говорение в нос) - выработать плавность речи при скандированном произношении - расширить модуляции голоса Игры и упражнения для развития голоса помогут:

«НАСТРОЙКА» голоса: вибрационный самомассаж Пальчиками постучу, выполнять прерывистую вибрацию Как теленок, помычу: МММММММММММММ (лоб) МММММММММММММ (нос) Я по берегу бегу: ВВВВВВВВ, (верхняя губа) Остановиться не могу: ВВВВВВВВ (верхняя губа) Слышу, как комар звенит: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ (нижняя губа) Слышу, как жучок жужжит: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ (под ключицами) Я по полю пробегусь: МММММММММММММ (по ребрам) МММММММММММММ (по ребрам) На лугу остановлюсь. (Медленный спокойный вдох – плавный выдох – 5 раз)

ЛЕГО лесенка

ТРИ МЕДВЕДЯ (игра для развития высоты голоса) 1. Вспомни, из какой сказки эти медведи. Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка? 2. Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Взрослый рычит голосом разной высоты. Самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама.) 3. Изобрази, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь. 4. Угадай, кто это говорит: – КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ? (низким голосом); – Кто сидел на моём стуле? (средним голосом); – Кто сидел на моём стуле? (высоким голосом). 5. Покажи разными голосами (изобрази), как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица- мама.

КТО КРИЧИТ? (игра на различение высоты голоса) На полянке играют животные – мамы со своими детёнышами: коза и козлёнок, корова и телёнок; лошадь и жеребёнок. Мама-коза кричит вот так: «Ме-ме-ме» (взрослый произносит низким голосом), а маленький козлёнок кричит так: «Ме-ме-ме» (взрослый произносит высоким голосом). Так взрослый изображает всех зверей. 1. Угадай, кто кричит – мама или детёныш? (Взрослый изображает то детёнышей животных, то их мам, а ребёнок называет или показывает картинку.) 2. Теперь ты загадывай мне, как кричат животные и их детёныши, а я буду отгадывать

ПОЕЗД (игра для развития силы голоса) Перед тобой три поезда, которые едут и гудят. 1. Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ! (Взрослый гудит очень громко.) Покажи, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Взрослый гудит голосом средней силы.) А какой поезд гудит так: ту-ту-ту? (Очень тихо.) 2. Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как поезд, который находится очень далеко от нас.

КОЛОБОК (игра для развития высоты и тембра голоса) 1. Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови сказочных героев. 2. Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами.) 3. А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.

ДИКЦИЯ Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.

Взрослым важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть: Нарушение произношения звуков; Отсутствие некоторых звуков в речи; Замена глухих звуков на звонкие; Сокращение длинных и сложных слов; Перестановка слогов местами; Смягчение звуков; Замена звуков на сходные по звучанию.

Упражнения для разминки губ: Главная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку. Упражнения для разминки губ: «Рупор» - необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а». «Трубочка» - максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у». «Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их. «Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о».

Упражнения для разминки языка: «Лошадка» - необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком; «Лопатка» - открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка. «Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт. «Маятник» - необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево. «Иголочка» - максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт. «Грибочек» - дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка. «Индюк» - высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос. «Кружечка» - открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

Артикуляционная гимнастика «Часы» Артикуляционная гимнастика «Часы» Упражнения и управление: Кнопка «Старт» запускает часы. Большая стрелка указывает на упражнение, а маленькая на то сколько раз (секунд) его выполнять. . слайд – «Лошадка» – 5 раз; слайд – «Маляр» – 3 раза; слайд –«Барабан» – 5 раз. Старт 5 7 10

Старт 5 3 1

Старт 5 3 1

Старт 5 3 1

Артикуляционная гимнастика с использованием ЛЕГО-кубиков «Качели» «Лошадка» «Окошечко»

Артикуляционная гимнастика с бусинкой, «вкусная артикуляционная гимнастика»

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно и четко. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции. Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных. Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента для улучшения дикции: На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука; Текст произносится медленно и максимально четко; Желательно заниматься перед зеркалом; Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Упражнения и игры

Упражнения с пробкой от «шампанского» для развития подвижности артикуляционного аппарата. (кончик языка лежит на пробке) 1. Сжимаем и разжимаем кулачки, произносим в пробку ТИ – ДИ. 2. «Пальчики здороваются»: СИ – ЗИ (большой – указательный, большой – безымянный). 3. Переступаем с ноги на ногу: ТУКИ – ТАКИ. 4. Присаживаемся и встаем: БЯКИ – БУКИ. 5. Прыгаем с ноги на ногу: ЧУКИ – ЧАКИ. 6. Мягкие прыжки в сторону: ТУКИ – ТАКИ. 7. Прыгаем вверх: ЛАП – ТАП – ПАДИДА – ДУДАП. 8.«Фонарики» - вращаем кистями, в пробку: ЛИ – ЛЭ 9. Хлопаем в ладоши: ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ. 10. Хлопаем в ладоши: ЭНИКИ-БЭНИКИ ЕЛИ ВАРЕНИКИ.

Работу со скороговорками, чистоговорками- «языковертками» можно сочетать с уточнением произношения или автоматизацией звуков. После заучиватия чистоговорки – можно ИГРАТЬ

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.