Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

4
0
Материал опубликован 29 April 2021

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

На сегодняшний день здоровье – это не просто отсутствие болезней. Ставшая  популярной в 80-е годы прошлого столетия наука валеология считает здоровым человека, благополучного также в социальном и психологическом плане. Это означает, что культуре здоровья детей необходимо уделять время с самого раннего возраста.

Почему так важна логопедическая работа и сопровождение дошкольников? В этом возрасте идёт быстрое развитие систем детского организма, закладываются основы психического и физического благосостояния детей. Экологическими, социальными, экономическими и иными причинами можно объяснить ухудшение состояния и развития ребят разного возраста. Вследствие этого становится актуальным внедрение здоровьесберегающих технологий при взаимодействии с детьми, имеющими диагноз нарушения речевых функций.

При диагнозе нарушения речи у ребёнка могут наблюдаться следующие особенности недоразвития речевого аппарата:

лексический и грамматический аспект;

затруднение фонематических процессов;

нарушенное звукопроизношение.

Также частым явлением при подобном диагнозе является торможение просодической стороны речи. Просодику можно назвать одним из важнейших составляющих красивой, выразительной речи. Недостаточное внимание со стороны родителей может повлечь серьёзные затруднения в школьном возрасте с чтением текста вслух и общением со сверстниками.

Ребёнку не только сложно выговаривать отдельные звуки и их сочетания. При наличии психофизиологических особенностей организм ослаблен, наблюдаются поражения двигательного аппарата, затруднена моторика, мимика и артикуляция. Дыхание поверхностное, соматика нарушена, поэтому необходимо тесное взаимодействие со специалистом, применяющим здоровьесберегающие технологии.

Можно выделить различные виды оздоровительной гимнастики для детей из коррекционной группы:

Дыхательная гимнастика полезна при ключичном дыхании, оказывающим сильное влияние на объём лёгких и их функциональность. При затруднённом дыхании ребёнку тяжело строить длинные и разнообразные фразы, отчего страдает процесс словообразования.

Необходимо увеличивать объём лёгких при помощи работы над речевым дыханием и формировании направленного выдоха. Педагог может предложить упражнение на задувание воображаемой свечи: ребёнок набирает воздух и поэтапно задувает несколькими небольшими порциями 5-6 свечей.

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы гортани, голосовых связок и языка. Органы речевой деятельности становятся более подвижными, сильными и приобретают способность к активной и разнообразной работе. Такие упражнения могут проводить не только логопед, но и родители.

Допускается одновременная работа над органами речи и мелкой моторикой ребёнка. Так, например, совместные и синхронные движения органов речи и пальцев могут стимулировать учебный процесс и добиваться высокого результата. Ребёнок выполняет упражнения голосом и кистями рук, и это помогает ему сконцентрироваться.

Зрительная гимнастика включает глазодвигательные упражнения. Такие занятия расширяют поле зрения детей и позволяют усилить восприятие. Глаза могут двигаться вслед за наглядными  объектами одновременно с языком или в разных направлениях. Такое разнонаправленное взаимодействие способствует развитию межполушарных связей.

Дошкольникам можно предложить с закрытыми глазами плавно «писать» в воздухе кончиком носа воображаемые фигуры, буквы. Также будут полезны упражнения на нахождение взглядом объекта окружающей действительности. Зрительные упражнения помогают снять напряжение с глаз и предупреждать нарушение зрения в дальнейшем.

Помимо гимнастики, широко употребляются приёмы массажа и самомассажа, который направлен на усиление кровотока в области речевых органов: губ и языка. Массаж способен корректировать речевые расстройства и усиливать логопедическое взаимодействие. Такие динамические упражнения проводятся ребёнком самостоятельно под руководством педагога.

В число здоровьесберегающих методик, которые успешно применяются при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речевых процессов, входят и другие:

коммуникативные игры;

су-джок терапия;

физкультминутки различной направленности;

динамические паузы. 

Однако все подвижные занятия, после которых ребёнок может чувствовать сильное возбуждение или даже раздражительность, должны заканчиваться релаксацией.

В завершение работы ребёнку необходимо расслабиться, успокоиться, а для этого нужно развивать механизмы саморегуляции. Чем больше осознаётся двигательная активность, тем больший эффект дадут упражнения. Для релаксации могут быть использованы песочная и водная терапия, прослушивание музыки, ароматерапия и другие упражнения для разгрузки эмоциональной сферы.

При регулярных занятиях у ребёнка повышается речевая и двигательная активность, развивается моторика и психофизические процессы, улучшается осанка и здоровье в целом. Такие положительные результаты являются залогом успешной коррекционной работы и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #364857 был удален 30 April 2021


Похожие публикации