Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи элементам дизайна «Дизайнерская рамка»

4
0
Материал опубликован 14 April 2021

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»















Проект

Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи элементам дизайна «Дизайнерская рамка»



























Выполнила: Теклева Г.В

Тематика

Развитие художественных способностей детей.

Название проекта

Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи элементам дизайна «Дизайнерская рамка»


Целевая группа

- дети старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (далее ТНР);
-
детско-родительские группы: дети 5 – 6 лет с ТНР и их родители (законные представители)

Проблема проекта

На занятиях по изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная координация пальцев рук, замедленность и неловкость движений, трудности при их переключении; отмечается быстрая истощаемость воображения. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В системе воспитания и обучения детей с ТНР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Анализируя творческие  работы детей, я сделала вывод, что мои воспитанники не умеют оформлять завершенность своей работы. Педагог, кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова рекомендует по окончании рисования заключать свои работы в рамки и декорировать их уже со среднего дошкольного возраста.


Содержание проекта

Цель  проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР оформлению своих работ декорированными рамками посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.


Задачи:

познакомить детей с дизайн-культурой

развивать у детей умения подбирать, создавать и использовать различный нетрадиционный материал в творчестве

в процессе работы с нетрадиционными техниками и материалами тренировать тонкие движения кистей и пальцев рук

совершенствовать состояние речи детей, активизировать и расширять их словарный запас

разработать методические рекомендации по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с ТНР при оформлении рамок нетрадиционными техниками и материалами.

создать коллекцию образцов декорированных рамок

развивать творческие способности детей через создание в группе предметно-развивающей зоны

повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников через дизайн-деятельность.


Дизайн-деятельность представляет собой новое в дошкольном образовании направление художественно-эстетического развития детей

Дизайнерская деятельность удовлетворяет потребность старшего дошкольника в создании личностно или социально значимого продукта творческой деятельности в игре, в быту, в интерьере. Научив ребенка с ТНР дизайнерскому оформлению, мы способствуем его успешной социализации в дальнейшей взрослой жизни.

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги: Г. Пантелеев О. Кузнецова Е. Валиулина А. Ярыгина С Широкова представляющие свои мысли и наработки в периодических изданиях, а также подобный раздел имеется в программе воспитания и обучения детей «Истоки», И. А. Лыковой.

На начальном этапе реализации проекта были:

изучение методической литературы по обучению детей нетрадиционным техникам оформления и освоения дизайн-культуры

определены участники проекта

обозначены цель и задачи проекта

созданы условия реализации проекта

подобран методический инструментарий

подобран диагностический материл

Основной этап реализации проекта включал в себя следующие мероприятия

проведение непосредственно-организованной деятельности с детьми по ознакомлению дизайн деятельности, освоению различных техник

создание в группе центра искусства и творчества «Страна творчества»

проведение консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов для педагогов и родителей

работа в детско-родительских группах: проведение совместных мастер-классов, экскурсии, подготовки к утренникам

оформление наглядного материала в виде буклетов, ширм; выставок дидактических пособий, фотографий; презентаций для родителей и педагогов

Обучение детей нетрадиционным техникам оформления и освоения дизайн-культуры осуществлялось постепенно. Сначала демонстрация новой техники (с новым материалом), затем самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом; апробирование способов декорирования, ребенком в самостоятельной деятельности; использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности. В работе с детьми ипользовались такие техники как: монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, граттаж, фроттаж, рисование пальцами и ладошками, рисование мятой бумагойрисование по мокрому, тычок жесткой полусухой кистью, ватной палочкой, рисование свечей и акварельюрисование восковыми карандашами и акварелью, солью, отпечатки листьями, цветами, печать по трафарету, пластелинография, обрывная аппликация; рельефная лепка; конструирование из природного материала; конструирование из бумаги; тестопластика, бумагопластика, работа с текстильными материалами, природным и бросовым материалом. Также мы занимались просмотром журналов, детских книг, открыток для сбора иллюстративного материала, просмотром сайтов в интернете. Вместе с моими воспитанниками читали сказки и просматривали иллюстрации книг о русском народном творчестве, беседовали о художниках и их деятельности, посещали картинную галерею, просматривали телепередачи из цикла «Мировые сокровища культуры»; телепередачи, имеющие рубрики дизайнерской направленности. С интересом дети рассматривали альбомы с изображениям  разных видов рамок, картин в рамках.

Мои воспитанники полюбили играть в дидактическую игру «Как можно украсить рамку?», целью которой являлось формирование элементарных умений детей по составлению дизайна рамок.

В рамках проекта проводилась непосредственно-образовательная деятельность по темам «Репка», «Какими бывают рамки?», «Затейливый орнамент», «Мы – художники».

В результате нашей совместной работы были созданы несколько альбомов с образцами декорированных рамок для оформления детских работ. В процессе работы над проектом мы выяснили, что оказывается рамки могут иметь разный орнамент: геометрический, растительный, декоративный. Создавая образцы рамок, мы убедились в том, что в их декоре можно использовать разнообразные материалы.

Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились следующие мероприятия: выставки совместного творчества детей и их родителей (мастер-класс, творческий конкурс, фотовыставка и др.), индивидуальные беседы; консультации для родителей («Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности», «Уголок для творчества» «Как оформить рамки семейных фотографий?»).  


Формат проекта: долгосрочный (1 года); практико – ориентированный, творческий.

Периодичность: проект может быть реализован с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР на третьем году обучения.

Ресурсы проекта:

временной (1 учебный год);

оборудование: соответствует потребностям данного возраста. помощь коллег: родители (оснащение предметно-развивающей среды), педагоги (сбор бросового материала).

Срок реализации проекта 1 год.


В процессе реализации проекта были созданы продукты педагогической деятельности:

план работы по ознакомлению детей 5-6 лет с ТНР с дизайн – деятельностью и развитию их художественно – эстетических способностей;

картотека нетрадиционных способов оформления творческих работ;

альбомы с образцами декоративно-прикладного искусства и образцами декорированных рамок;

коллекция репродукций картин;

подборка пооперационных карт, отражающих алгоритм действий по созданию образа из различных материалов;

библиотека детских книг с иллюстрациями художников Ю.Васнецова, В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина; Л. Владимирского, В.М.Конашевича, Н.Воронцов, О.Зотов, Н.Устинов, Н.М. Кочергина, Т.А. Мавриной, И.П. Токмаковой, Е.И. Чарушиных;

центр искусства и творчества «Страна творчества»


Рефлексивный комментарий педагога. Результаты деятельности в рамках проекта.

Занимаясь художественно-эстетическим развитием детей в рамках проекта, я еще раз убедилась в гармонизирующем воздействии на личность человека изобразительной деятельности, открыла в себе самой способности к созданию реального «произведения» из подручного, бросового и природного материала. В процессе деятельности я испытывала эстетическое удовольствие от самого процесса творчества и эмоций радостного удивления от полученного результата. У меня появилось желание осваивать новые технологии и делиться ими с окружающими, хотелось, делиться своим эмоциональным состоянием и дать возможность испытать их другим. Кому? Конечно же, в первую очередь, детям.

Я довольна результатами проекта.

Проанализировав итоговый продукт проекта, был собран хороший материал, который можно использовать в дальнейшей работе с детьми и рекомендовать своим коллегам. На сегодняшний день результат всей проведенной проектной деятельности радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников. Созданная нами система работы апробирована и реализована и даёт положительные результаты в нашем ДОУ.

Были обновлены и добавлены материалы для лепки, рисования, работы с разными материалами. Обновились дидактические игры, пособия, материалы для знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. Дидактические игры для развития творческих способностей, формирования цветового восприятия, знакомства с жанрами живописи.

Анализируя результаты моей работы можно сделать вывод, что работа по развитию творческих способностей детей с ТНР при формировании дизайн-культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Дети имеют сформированное представление о нетрадиционных техниках и материалах. Владеют этими нетрадиционными техниками, с увлечением рисуют, лепят используя оригинальные материалы для передачи новых образов. В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения (“я” – декоратор). В самостоятельной изобразительной деятельности, проявляют творческую активность при использовании нетрадиционных техник.

Дети принимали участие в конкурсах на муниципальном и областном уровне.

Результаты анкетирования родителей по итогам реализации проекта показали повышенный интерес родителей к совместной деятельности с их детьми, заинтересованность в создании определенных условий для занятия ребенком любимым видом художественной деятельности. Родители активно участвуют в жизни и деятельности своих детей

Обогатились детско-родительские отношения в совместной творческой деятельности




Дальнейшее развитие проекта

Я убедились, что данное направление работы очень актуально сегодня, дает положительные результаты в работе с детьми с ТНР. Их знания и умения могут быть началом большого увлечения, которое может найти применение в дальнейшей жизни: при оформлении домашнего интерьера, создания объектов красоты, благоустройстве окружающего их пространства.

Можно использовать нетрадиционные техники рисования в качестве хобби. Есть возможность зарабатывать, изготовляя своими руками необычные работы для продажи на ярмарке или для подарка друзьям и родственникам

Можно расширить возрастные границы деятельности в рамках проекта, начинать работать с детьми младшего возраста. Добавить в целевую группу педагогов.

В процессе реализации проекта были созданы продукты педагогической деятельности:

план работы по ознакомлению детей 5-6 лет с ТНР с дизайн – деятельностью и развитию художественно – эстетических способностей детей 5-6 лет с ТНР;

картотека нетрадиционных способов оформления;

альбомы с образцами декоративно-прикладного искусства и образцами декорированных рамок;

коллекция репродукций картин;

подборка пооперационных карт, отражающих последовательность действий по созданию образа из различных материалов;

библиотека детских книг с иллюстрациями художников Ю.Васнецова, В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина; Л. Владимирского, В.М.Конашевича, Н.Воронцов, О.Зотов, Н.Устинов, Н.М. Кочергина, Т.А. Мавриной, И.П. Токмаковой, Е.И. Чарушиных;

центр искусства и творчества «Страна творчества»

Я убедились, что данное направление работы очень актуально сегодня, дает положительные результаты в работе с детьми с ТНР. Их знания и умения, полученные в ходе реализации проекта, могут быть началом большого увлечения, которое получит применение в дальнейшей жизни: при оформлении домашнего интерьера, благоустройстве окружающего их пространства, создания объектов красоты.

Нетрадиционные техники можно использовать в качестве хобби, которое открывает возможность для дополнительного заработка. Есть возможность зарабатывать, изготовляя своими руками необычные работы для продажи на ярмарке или для подарка друзьям и родственникам.

В перспективе проектной деятельности планирую расширить возрастные границы детей: начинать работать с детьми более младшего возраста, а также добавить целевую группу "педагоги".

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации