12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Счастливое экологическое детство»
0

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Л.В. Латыпова

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Сургутский государственный педагогический университет

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

В настоящее время туризм представляет собой одну из самых увлекательных и интересных современных форм досуга, которые играют наиболее важную роль в расширении и развитии общих знаний и, в том числе, культурной просвещенности человека. С каждым годом в России все большее количество людей ежегодно отправляется путешествовать за пределы нашей родины. В процессе этих путешествий происходит знакомство с образом жизни, традициями, культурным наследием и актуальной культурой других стран и народов, так же как и происходит знакомство иностранцев, приезжающих в Россию, с культурой русского народа. Сибирь и в частности Ханты-Мансийский автономный округ вызывает в последнее время большой интерес у иностранных туристов. Это способствует развитию внутреннего и въездного туризма в округе. С большой скоростью начинают появляться всевозможные туристические агентства, разрабатывающие все новые интересные туристические маршруты, которые смогли бы удовлетворить интерес иностранных туристов, познакомить их с культурой и традициями местного населения и, проходя по которым путешественники смогли бы увидеть и оценить всю красоту необъятных просторов нашей родины. Одновременно с появлением и развитием многочисленных турагентств в округе открываются многочисленные гостиницы и отели разной степени комфорта и различных ценовых категорий.

Своему динамичному развитию в ХМАО гостиничный бизнес, в первую очередь, обязан расширению в округе нефтегазодобывающего комплекса, увеличению экономических, деловых и культурных связей. Благодаря разработкам новых месторождений в города округа хлынул поток различных специалистов и работников данной сферы, в том числе и иностранных инвесторов, что способствует появлению в этих городах разного рода гостиниц и отелей. С другой стороны на услуги туристического обслуживания сильно стало влиять стремление властей округа развивать внутренний туризм. Учитывая тот факт, что в ХМАО в последнее время проводятся многочисленные мероприятия, в том числе международного уровня, направленные именно на привлечение внимания к округу туристов не только из России, но и из других стран, потребность в гостиницах постоянно возрастает. Туристские услуги, также как и услуги гостиничного хозяйства относятся к социально-культурной сфере. Все они построены на принципах современного гостеприимства, что позволяет им способствовать повышению уровня и развитию не только туризма в округе, но и самого округа в целом. Построение услуг на таких принципах, позволяет им ставить определенные задачи в системе подготовки профессиональных кадров для туристской и гостиничной сфер обслуживания. [2]

Гостиничный бизнес пока в состоянии развиваться только в сфере делового туризма. Автономному округу, как и прежде не хватает отелей международного уровня, которые могут обеспечить комфортное пребывание предпринимателям из разных стран мира, и недорогих мотелей для рядовых граждан, которые часто путешествуют по соседним городам с целью получения медицинских услуг или шопинга. Если учесть тот факт, что внешняя благоустроенность окружного центра показывает лишь внешнее обличие округа, то уровень развития гостиничного бизнеса показывает и раскрывает всю его суть. Необходимо понимать, что то, насколько гостеприимно будут встречать приезжающих, расскажет и о гостеприимстве самого города. В настоящее время уровень развития гостиничного бизнеса в ХМАО пока еще недостаточно сформирован. [1]

Препятствуют развитию сферы гостиничного бизнеса в округе несколько различных, но при этом связанных между собой факторов описанных в таблице 1.

Таблица 1

1.

Отсутствие конкуренции.

При пока еще низком и не соответствующем европейским стандартам уровне обслуживания, зачастую цены на гостиничные услуги могут равняться или даже превышать европейские. Не сложно понять, что данный факт очень сильно мешает жителям автономного округа решать их деловые или личные вопросы, связанные с частыми переездами из одного города в другой. До недавних пор большая часть гостиниц работала только с целью получения максимально возможных прибылей и совершенно не заботилась о качестве оказываемых услуг, ведь в условиях отсутствия вариантов выбора такая установка безотказно срабатывала. [5]

2.

Несовершенство законодательства и отсутствие систематизации.

На сегодняшний день ни одна из городской или областной администрационных структур не отслеживает деятельность гостиниц. Нигде не происходит сбор ведений об их работе, и менеджерам приходится довольствоваться результатами собственных исследований, которые не всегда соответствуют тому, что происходит на самом деле и часто не сходятся со среднероссийскими показателями. В некоторой степени развитие рынка тормозит несовершенство законодательства. Одними из наиболее конкурентоспособных в современных условиях оказываются недорогие гостиницы эконом-класса. Как правило, они предлагают свои услуги по большей части приезжающим по деловым вопросам, в командировки.

3.

Нехватка квалифицированных кадров.

На данный момент одной из основных проблем в гостиничном бизнесе Ханты-Мансийского автономного округа является недостаточное количество квалифицированных специалистов, способных максимально качественно исполнять свои обязанности. Имеющиеся кадры, в большинстве своем, не отвечают требованиям международных стандартов.

4.

Низкий уровень профессионального образования.

Отсутствие квалифицированных кадров обусловлено отсутствием специализированных учебных заведений, причем как предоставляющих высшее образование, так и специализирующихся на подготовке кадров по узким специальностям. В округе имеются множество вузов и профессиональных колледжей, но большинство из них не способны обеспечить специалистов тем уровнем знаний и профессиональных навыков, которые бы соответствовали международному уровню. Кроме того в ХМАО специалисты в области индустрии гостеприимства получают очень мало практики в процессе обучения.

5.

Проблема содержания самих гостиниц.

Еще одной немаловажной проблемой тормозящей развитие гостиничного бизнеса в ХМАО является сложность содержания самих гостиниц. В округе очень высокие цены на недвижимость и содержание самих зданий обходится очень дорого. Это ведет к большим расходам, и предприниматели вынуждены либо поднимать стоимость на свои услуги либо понижать зарплаты сотрудникам гостиницы. В первом случае повышение цены ведет к уменьшению спроса на услуги, а во втором случае понижение заработной платы сотрудникам ведет к ухудшению качества самих услуг.

6.

Отсутствие разнообразия услуг либо их низкий уровень

Конечно, немногочисленные отели высокого класса, находящиеся на территории ХМАО и ориентированные, в большей степени, на бизнес-туристов могут похвастаться разнообразием, предоставляемых услуг и высоким уровнем обслуживания. Однако, в основном, большинство гостиниц как высокого, так и эконом классов не способны обеспечить постояльцев тем минимальным набором услуг, который необходим для удовлетворения их потребностей. Зачастую, в гостиницах эконом-класса предоставляется мизерный набор услуг низкого качества. Что опять же обусловлено низкоквалифицированным персоналом и, недостатком денежных средств и большими расходами предпринимателя.

7.

Отсутствие культуры обслуживания.

Культура обслуживания в сфере гостиничного бизнеса в ХМАО находится на очень низком уровне. Постояльцы зачастую сталкиваются с неуважением, хамством, безразличием и просто не знание персоналом своих прямых обязанностей. Это еще один фактор, сильно тормозящий развитие сфер туризма и гостеприимства в округе, поскольку имидж гостиницы в первую очередь формируют ее сотрудники. Отсутствие положительного имиджа объясняется недостаточной подготовкой кадров, устраивающихся на те или иные должности. Есть еще один очень важный момент, имеющий прямое отношение к культуре обслуживания – это проблемы знания персоналом иностранных языков. Очень часто у сотрудников, не владеющих тем или иным иностранным языком, возникают проблемы с иностранными туристами. Это еще один недочет в процессе профессиональной подготовке кадров [3].

 

Учитывая все вышесказанное можно сказать, что гостиничный бизнес в ХМАО пока находится на достаточно низкой ступени своего развития, процесс улучшения ситуации в данной сфере происходит достаточно медленно, несмотря на то, что в округе имеется достаточно факторов способствующих этому. Самым главным является то, что спрос на гостиницы остается очень высоким и в ближайшее время однозначно не начнет уменьшаться, поэтому развитие рынка рано или поздно будет направлено в сторону повышения уровня обслуживания и расширения предоставляемых услуг. Местные предприниматели должны быть, нацелены именно на повышение качества предоставляемого гостиничного продукта. В данном контексте задача повышения профессионализма кадров становится как никогда актуальной. Несмотря на появление большого количества новых отелей, индустрия гостеприимства, предоставляющая качественные гостиничные услуги не может быть сформирована усилиями специалистов с низкими профессиональными знаниями. [4]

Власти ХМАО должны обращать внимание на учебные заведения, выпускающие специалистов, организовать работу контролирующих органов, способных следить за деятельность гостиниц, также они обязаны поддерживать предпринимательство, чтобы повысить качество предоставляемых услуг и понизить их стоимость для потребителей.

Можно также добавить, что как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития как для региона, так и в целом для российского рынка, поэтому мы обязаны делать все возможное для того чтобы этот потенциал не растратить впустую.

Источники и литература

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ugra.travel/ru/concept.html

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourism.admhmao.ru/wps/portal/tur/home

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tripadvisor.ru/Hotels-g2323979-Khanty_Mansi_Autonomous_Okrug_Yugra_Tyumen_Oblast_Urals_District-Hotels.html

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admsr.ru/about_the_district/businesses_and_organizations_surgut_region/hotels/

Гостиницы Ханты-Мансийского АО//Вестник РАТА. - № 10, 2001

Опубликовано в группе «Счастливое экологическое детство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.