Интеллектуальная игра в развитии познавательного интереса учащихся
Наше время — это огромные потоки информации, эпоха творческого поиска и инноваций, реализация идеи в реальный продукт за минимальные сроки.
Исходя из этого, основной целью образования представляется воспитание творческой личности, исследователя окружающего мира, открывателя нового. Это достигается посредством создания интеллектуально насыщенной, эмоционально благоприятной среды, способствующей эффективному развитию обучающихся.
Мощным стимулирующим, организующим и развивающим средством представляются интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг».
Интеллектуальная игра – индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление память, интуицию, любознательность.
ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА ВОПРОСОВ:
- многообразие тем;
- доступность вопросов по уровню знаний, т.к. в игре проверяется не эрудиция, а умение работать с текстом, умение анализировать полученную информацию, извлекая из неё главное;
- тематика вопросов должна приобщать школьников к высоким стандартам мировой культуры;
- вопросы обязаны провоцировать участников на мыслительную работу, самой своей формулировкой подталкивая к рассуждению, ведущему к правильному ответу;
- уровень сложности вопросов зависит от возраста участников;
- эффектность – сами вопросы должны быть увлекательными по содержанию и изобретательными по форме.
Конечно, бывает так, что ответ на вопрос кто-то из участников просто знает. И прекрасно. Знания – это весьма полезная вещь. Ответ на вопрос рассчитан на то, что в результате интеллектуальной работы произойдёт что-то вроде открытия. И чаще всего правильный ответ, как это и бывает с открытиями, рождается понемногу из всего сразу: из знаний, логики, воображения, интуиции.
Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?»
С давних времён
- Как назывался флот, с помощью которого испанский король Филипп II пытался завоевать Англию?
- На каких полях битвы Восточной Европы установлены памятники воинам противника?
- Претендент на мировое господство император Наполеон, как и Филипп II, в бронзе торопил историю. «Наполеон в Лондоне», «Французский орёл на Волге» - таковы были надписи на двух медалях, чеканенных в наполеоновской Франции. «Французский орёл» не долетел до Волги, бежав из России, ощипанный догола. А единственным владением Англии, которое довелось увидеть Наполеону, был не Лондон, а … Что именно?
- Как называлась самая первая декабристская революционная организация?
- Какое сражение парусного флота было последним?
- Английский король Генрих VIII попросил Томаса Мора вручить составленную в резких выражениях ноту французскому монарху Франциску I. Томас Мор засомневался:
- Ваше Величество! Вы знаете, какой вспыльчивый характер у Франциска I, он может приказать отрубить мне голову!
- Не бойтесь, утешил его Генрих. - Если Франциск отрубит голову вам, я отрублю всем французам в Лондоне!
Что ответил Томас Мор?
- Известно, что спикер английского парламента, он же лорд – канцлер, по традиции сидит на мешке с овечьей шерстью – в знак особого уважения к этим животным, которую обогатили страну. А на мешок с чем он вынужден будет пересесть, по словам Джорджа Стефенсона, после его известного изобретения?
- Сколько лет продолжалась Столетняя война?
- Кто из европейских монархов короновал себя собственноручно?
- Какой эпизод послужил поводом к началу войны за независимость Североамериканских колоний (США)?
Факт из биографии
- Кто назвал Геродота «Отцом истории»?
- У Т. Г. Шевченко было 3 дарования. Первые два всем хорошо известны: поэт и художник. А какое было его третье дарование?
- Какое военно-морское звание было у А.В. Суворова?
- По какому предмету А. С. Пушкин в лицейские годы считался первым учеником?
- В каком российском городе Джузеппе Гарибальди вступил в общество «Молодая Италия»?
- Кто из женщин дважды становился лауреатом Нобелевской премии?
- Кто из великих математиков древности участвовал в атлетических соревнованиях и на Олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?
- Почему русский художник Алексей Гаврилович Венецианов носил такую «иностранную» фамилию?
- Для чего Александр Дюма часто прерывал работу над очередным романом?
- Какое отношение имел великий русский композитор П. И. Чайковский к Кембриджскому университету?
Список использованной литературы:
http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/in...hhikhsja/29-1-0-4135
http://io.nios.ru/articles2/108/9/voprosy-dlya-shkolnyh-igr-chto-gde-kogda-istochniki-trebovaniya-principy
http://kulturavko.kz/shkolyvko/page2.files/page2_8.html
https://prodod.moscow/archives/14920
В работе использованы иллюстрации:
https://rgazeta.by/ru/education/intellektualnaya-igra-samyj-umnyj-klass.html
Зубова Ольга Алексеевна
Медведева Татьяна Ивановна