Методические указания и рекомендации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника путем расширенного использования дидактических игр в свободной деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Человек играет только тогда,
когда он в полном значении Слова
человек, и он бывает вполне
человеком лишь тогда, когда играет…»
Ф.Шиллер
Нам хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, сильными, умными, добрыми, и мы прилагаем для этого массу усилий. В настоящее время на педагогов обрушивается целый шквал полезной информации о том, как ухаживать за ребенком, как правильно его кормить, как следить за здоровьем, как развивать. Слово «развитие» у всех на слуху. Но по-настоящему полного и исчерпывающего ответа, что такое развитие ребенка, педагоги не могут найти.
Развитие включает в себя очень многие нужные и полезные вещи. Как научить общаться ребенка со сверстниками? Как сделать его более активным? Как сделать более правильной его речь? Что сделать, чтобы ребенок не терялся в новом коллективе? Вот далеко не полный перечень вопросов, который включается в понятие «развитие».
Существует прекрасное в своей эффективности средство, которое поможет в разрешении этих вопросов. Речь идет об игре. Простая и мудрая, увлекательная и такая реальная, несмотря на всю ее условность. Именно развивающая игра поможет способностям ребенка раскрыться.
Что же такое игра? Почему она так необходима детям? В чем заключается ее смысл? В науке дается следующее определение:
«Игра – это особый вид непродуктивной деятельности, мотив которой связан не с результатом, а с процессом». Игра, как правило, не приносит видимых результатов. В ходе игры ребенок не производит ничего, и на первый взгляд, не делает ничего полезного, но сам процесс игры дает ему очень многое.
Что же ребенок получает, когда играет? И представьте себе, феномен игры настолько сложен, что философы и психологи до сих пор затрудняются дать однозначный ответ. Немецкий философ и психолог К.Гросс считает, что игра – это своеобразная подготовка к условиям будущей взрослой жизни. Австрийский психолог К.Бюлер считает, что главное в иге – получение удовольствий от самого процесса. И, наконец, З.Фрейд считал, что игра – это некий выход, дающийся подавляемым желаниям человека. Все сказанное об игре учеными – это правда, это объективная реальность, и поскольку все определения понятия игры разные, это свидетельствует о сложности понятия «игра».Несмотря на всю их условность, кажущуюся несерьезность, игры делают то, чего нередко сложно достичь серьезными занятиями: совершенствуют имеющиеся навыки и вырабатывают новые, учат и помогают стать гармонически развитыми личностями.
Несмотря на всю их условность, кажущуюся несерьезность,игры делают то, чего нередко сложно достичь серьезными занятиями: совершенствуют имеющиеся навыки и вырабатывают новые, учат и помогают стать гармонически развитыми личностями. Не случайно говорят: играть – это учиться взрослеть.
Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Самозабвенно дети отдаются игре, получая радость. Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания. По мнению Д.Б.Эльконина, главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему его миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами. Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления, развлечения способствует развитию гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.
Разноплановость и сложность понятия «игры», изучение данной проблемы привело меня к разработке курса «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника путем расширенного использования дидактических игр в свободной деятельности».
Курс направлен на развитие психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи. В этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка, качественной подготовки к обучению в школе.
Цель определила основные задачи:
Развитие познавательной активности детей в процессе игры;
Развитие основных видов внимания, памяти, мышления (моторную, зрительную, слуховую, логическую);
Развитие связной и диалогической речи;
Развитие эмоционально-образного и логического начал;
Формирование основных математических понятий (форма, цвет, фигура, цифра);
Активизация креативного мышления (умение гибко, оригинально и нестандартно мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
Активизация словарного запаса по всем игровым темам, обогащение словаря.
Вся моя работа направлена на развитие способности ребенка - видеть, воспринимать окружающий мир, развитие познавательного интереса, чувства уверенности в себе.
Итак, «развивающее» зерно заложено в очень многих играх. О дидактических играх можно говорить как о «специальных», то есть направленных на формирование и развитие отдельных качеств личности ребенка и его интеллекта. Дидактическая игра служит средством всестороннего развития детей.
Я поделила работу по данной теме на 3 блока.
Предметные игры – это игры с народно-дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различным природным материалом. К дидактическим игрушкам относят пирамидки, состоящие их одноцветных и разноцветных колец, бочонки, матрешки. Основные игровые действия с ними: выкладывание, катание, собирание целого из частей, нанизывание и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, формы, величины.
Настольно-печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.). К ним можно отнести парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, пазлы.
Словесные игры – направлены на развитие связной и диалогической речи. Они развивают словарный запас, кругозор, внимание, сообразительность, быстроту реакции. Они удовлетворяют естественную потребность в забаве, досуге, веселье, создают основу для совместных радостных переживаний, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия.
Начало работы по данной теме предполагает выявление уровня умения детей играть в дидактические игры, желания родителей разучивать игры и играть в них с детьми в домашних условиях (анкетирование), подготовку дидактического и игрового материала.
Основной этап работы представляет собой ежедневную работу с детьми: знакомство с играми, разучивание, процесс игры, усложнение игр по мере усвоения, проведение совместных игр с родителями (организация игрового абонемента). Каждая из дидактических игр представляет для ребенка ряд игровых задач. Однако дети не сразу усваивают показанные им способы действия, поэтому следует давать игровые задачи постепенно, а складывающиеся умения упражнять и закреплять. Обучение детей младшего дошкольного возраста дидактической игре происходит в самой игре.
По ходу ее ребенку объясняются правила. При повторных играх необходимо добиваться выполнения правил каждым ребенком. По мере усвоения содержания и правил необходимо предоставлять детям возможность играть самостоятельно, наблюдать за игрой и оказывать помощь по необходимости. Организовывать игровую деятельность можно со всеми детьми, по подгруппам, «клубам по интересам». Игры необходимо подбирать по желанию детей. Педагог должен уметь заинтересовать детей. Анализ детских игр показывает, что богатство эмоций, их характер зависит от постановки воспитательной работы в целом.
Заключительный этап – подведение итогов работы, диагностические исследования, выявление динамики интеллектуального развития детей.
Самое главное в моей работе – не дать угаснуть детской любознательности, которая в свою очередь помогает в развитии интеллекта ребенка. Дети – это великое счастье, но и великое испытание. Важно показать им, насколько интересен и разнообразен этот мир, научиться радоваться и огорчаться, сопереживать и помогать другим. Необходимо помочь ребенку в его развитии. И необходимый помощник – это игра. Не жалеть сил и времени, играть с детьми, быть им другом и помощником.
ПРОГРАММА ИГРОВОГО АБОНЕМЕНТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дата |
Программа |
Ответственные |
Сентябрь |
Круглый стол. «Родительская поддержка развития ребенка через игру»
|
Воспитатель |
Октябрь |
Консультация «Развитие внимания» |
Воспитатель, педагог-психолог |
Ноябрь |
Игровой практикум. «Игротека» (подбор индивидуальных игр для домашнего пользования)
|
Воспитатель |
Декабрь |
Консультация. «Развитие мышления» |
Воспитатель, педагог-психолог |
Январь |
Семинар. «Развивающие игры для детей 3-4 лет»
|
Воспитатель Зам.зав. по ВМР |
Февраль |
Консультация. «Развитие памяти» |
Воспитатель, педагог-психолог |
Март |
Конкурс. «Лучшая развивающая игра» |
Воспитатель, родители |
Апрель |
Консультация. «Игры, способствующие развитию речи»
|
Воспитатель, учитель-логопед |
Май |
Круглый стол. «Игры на развитие общения со сверстниками и со взрослыми»
|
Воспитатель |
ПРОГРАММА ИГРОВОГО АБОНЕМЕНТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дата
|
Программа |
Ответственные |
Сентябрь |
Круглый стол. «Растим хозяина судьбы»
|
Воспитатель |
Октябрь |
Конкурс. «Игрушка из природного материала» |
Воспитатель, родители
|
Ноябрь |
Семинар «Расширяем словарный запас»
|
Воспитатель, учитель-логопед
|
Декабрь |
Памятка «Занимаемся дома» |
Воспитатель
|
Январь |
Игровой практикум «Игротека» (волшебные веревочки)
|
Воспитатель
|
Февраль |
Консультация. «16 веселых игр на внимание» |
Воспитатель
|
Март |
Беседа «Юный мыслитель» |
Воспитатель
|
Апрель |
Семинар «Слово не воробей..» (развиваем речь)
|
Воспитатель, учитель-логопед |
Май |
Круглый стол. «Мир полный открытий»
|
Воспитатель |
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ПОСЛЕ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Возраст |
Восприятие |
Внимание |
Память |
Мышление |
Воображение |
Речь |
3-4 года (возрастные нормы)
|
Воспринимает до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов. Дифференцирует предметы по величине. |
Появление нового предмета вызывает переключение внимания |
Непроизвольное запоминание и воспроизведение – единственная форма работы памяти. Может запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, отрывки из произведений |
Продолжает развиваться наглядно- действенное мышление, способность устанавливать скрытые связи и отношения между предметами |
Начинает развиваться воображение |
Выполняет словесные указания, знает свое имя, фамилию. Может рассказать небольшую потешку, стихотворение |
3-4 года (после проведения курса) |
Может назвать форму предмета, Определить сенсорный признак, выделяет параметры (длина, высота, ширина). Проявляется способность к ориентированию |
Увеличивается устойчивость внимания до 10- 15 минут. |
Может решить задачу на запоминание Возрастает объем памяти |
Начинает развиваться образное мышление. Развивается предвосхищение |
Начало формирования оригинальности и произвольности воображения |
Выполнение заданий сопровождает речью, знает названия предметов в большом количестве. Может рассказать сказку. |
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ПОСЛЕ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Возраст |
Восприятие |
Внимание |
Память |
Мышление |
Воображение |
Речь |
4-5 лет (возрастные нормы)
|
Может назвать форму предмета, упорядоточить группу предметов по сенсорному признаку: величине, цвету, выделить параметры: длину, ширину, высоту Совершенствуется ориентирование в пространстве |
Увеличивается устойчивость внимания до 15-20 минут. Начинает овладевать произвольным вниманием |
Начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Помнит 7-8 названий предметов. Заучивает стихи. |
Начинает развиваться образное мышление. Развивается предвосхищение. Может строить по схеме, решать лабиринтные задачи |
Формируется оригинальности и произвольность воображения (может сочинить сказку) |
Связно описывает недавние события, разговор с собой во время игры становится внутренним, появляются рифмы |
4-5 лет (после проведения курса) |
Различает не только основные, но и промежуточные оттенки. Определяет признаки предметов, параметры. Может ориентироваться |
Длительность игры до 1 часа, произвольное внимание – 6-8 минут. Наблюдается переход к произвольному вниманию |
Проявляются элементы произвольной памяти |
Проявляется способность к планированию своей деятельности, ищет причину. Развивается образное мышление. |
Может сочинять истории по теме |
Речь начинают выполнять основную нагрузку. Развивается фонематический слух, выразительность, обогащается лексика |
СХЕМА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (по Л.С. Выготскому)
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
Новообразование |
Социальная ситуация развития |
Мотивация |
Доминирующая функция |
Дошкольное детство |
Игровая деятельность |
Формирование соподчинения мотивов; формирование произвольности, образного мышления, нравственных представлений |
«Ребенок» - общественный взрослый» как носитель нормы и образцов поведения. Стремление к взаимопомощи и взаимопереживаниям со стороны взрослых |
«Хочу быть хорошим» |
Память |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА»
1. Как вы относитесь к расширенному проведению дидактических игр с вашим ребенком в свободное время?
Согласен;
Не согласен;
Затрудняюсь ответить.
2. Знаете ли вы, что такое дидактическая игра?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
3. Какие игры вы используете дома?
Пальчиковые;
Предметные (пирамидки, матрешки и т.д.);
Настольно-печатные;
Словесные;
Подвижные;
Сюжетно-ролевые (дочки-матери и т.д.)
4. Часто ли вы дома играете с ребенком в развивающие игры?
Каждый день;
Чаще, чем 1 раз в неделю;
Очень редко;
Не играем в такие игры.
5. Согласны ли вы, оказывать посильную помощь воспитателям в приобретении и создании новых дидактических игр и пособий для реализации задач?
Да;
Нет;
Иногда.
6. Необходима ли вам дополнительная информация от педагога, как правильно организовать игровую деятельность ребенка дома?
Да;
Нет.
7. Считаете ли Вы использование дидактических игр необходимым условием для развития интеллектуальных способностей вашего ребенка?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить.
СПРАВКА по выявлению уровня заинтересованности родителей
организацией работы в группе
В целях выявления уровня заинтересованности родителей организацией игровой деятельности в группе была разработана анкета.
Данная анкета была предложена родителям 10.09.2013 г.
В работе принимали участие (25 человек) 92 % респондентов – родители детей старшей группы № 9 «Незабудка»
Анкетирование проводила: воспитатель Сироткина Ю.Н.
Получены следующие результаты:
1. На вопрос, о своем отношении к проведению с детьми развивающих игр на развитие интеллектуальных способностей, родители ответили:
Согласен – 72 %;
Не согласен – 4 %;
Затрудняюсь ответить – 24 %
2. Родители определили свои знания об игре следующим образом:
Знают – 48 %;
Не знают – 44 %;
Затрудняются ответить – 8 %
3. Родители выделили игры, используемые дома следующим образом:
Пальчиковые – 12 %;
Предметные – 92 %;
Настольно-печатные – 80 %;
Словесные – 36 %;
Подвижные – 72 %;
Сюжетно-ролевые – 56 %
Большинство родителей выделяли несколько видов игр.
4. Родители определили частоту игр с детьми следующим образом:
Ежедневно – 56 %;
Чаще, чем 1 раз в неделю – 20 %;
Очень редко – 8 %;
Не играем в такие игры – 16 %
5. Родители высказали желание пополнять игротеку следующим образом:
Согласны постоянно – 64 %;
Не согласны – 8 %;
Согласны иногда – 28%
6. Родители определили уровень своих знаний по этой теме и необходимость в получении дополнительной информации:
Информация необходима – 76 %;
В информации не нуждаются – 24 %
7. Родители высказали мнение о роли развивающей игры в развитии интеллектуальных способностей ребенка?
Согласны с мнением педагогов – 60 %;
Не согласны – 8 %;
Затруднились ответить – 32 %
Проведя анализ полученных ответов можно сказать, что большинство родителей уверены в том, что дидактические игры влияют на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Они с большим желанием откликнулись на предложения педагогов и согласны с тем, чтобы в группе проводилась работа по интеллектуальному развитию детей с использованием развивающих игр. Сами родители не могут или не желают играть с детьми дома, многие не знают, как правильно проводить игры, какие игры подобрать для своего ребенка. К сожалению, почти половина респондентов не знают, что такое развивающая игра и нуждаются в дополнительной информации о ней, организации игровой деятельности в группе («мастер класс»). Большинство родителей согласны оказывать помощь в пополнении игротеки. Из полученных данных можно сделать основной вывод, что данная тема необходима для внедрения ее в воспитательно-образовательный процесс группы
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИТОГОВАЯ»
1. Как вы считаете, использование дидактических игр благотворно повлияло на вашего ребенка?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить
2. Подберите тематику интересующих вас и вашего ребенка игр
Развитие элементарных математических представлений
Развитие логического мышления;
Развитие речи;
Развитие познавательного интереса
3. Как, по вашему мнению, изменилась речь малыша?
Без существенных изменений;
Знает названия предметов;
Расширился лексический словарь;
Может составить рассказ
4. Улучшились ли память, внимание, воображение ребенка после систематизированного проведения развивающих игр?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить
5. Считаете ли Вы целесообразным продолжать работу с деть в данном направлении?
Да;
Нет
6. Необходима ли Вам новая информация об играх, их назначении?
Да;
Нет;
Затрудняюсь ответить
7. Ваши пожелания педагогам, мнения о проведенной работе с детьми
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по результатам анкетирования родителей «Итоговая»
Вопросы анкетирования |
Участвовали родители |
% содержание ответов |
1 вопрос «Благотворно ли повлияло использование дидактических игр на ребенка?» |
23 родителя |
Да – (19) – 83 % Нет – (1) – 4 % Затрудняюсь ответить – (3) – 13 % |
2 вопрос «Подберите тематику интересующих игр» |
23 родителя |
РЭМП – (11) – 48 % Логика – (17) – 74 % Развитие речи – (20) – 87 % Развитие познавательного интереса – (16) – 69 % |
3 вопрос «Как изменилась речь ребенка?» |
23 родителя |
Без изменений – (5) – 22 % Знает названия предметов – (8) – 35 % Расширился лексический словарь – (7) – 30 % Может составить рассказ – (3) – 13 % |
4 вопрос «Улучшились память, воображение, внимание?» |
23 родителя |
Да – (16) – 69 % Нет – (2) – 9 % Затрудняюсь ответить – (5) – 22 % |
5 вопрос «Считаете ли целесообразным продолжать работу по теме» |
23 родителя |
Да – (21) – 91 % Нет – (2) – 9 %
|
6 вопрос «Необходима ли Вам дополнительная информация об играх?» |
23 родителя |
Да – (21) – 91 % Нет – (2) – 9 % |
В анкетировании приняли участие родители детей из младшей группы № 9
СПРАВКА
по выявлению уровня удовлетворенности родителей
работой педагогов по теме
В целях выявления уровня удовлетворенности родителей работой педагогов была разработана анкета.
Данная анкета была предложена родителям 5.05.2014 г.
В работе принимали участие (23 человека) 85 % респондентов – родители детей старшей группы № 9 «Незабудка»
Анкетирование проводила: воспитатель Сироткина Ю.Н.
Получены следующие результаты:
1. На вопрос, о благотворном влиянии использования развивающих игр на ребенка родители ответили:
Да – 83 %
Не согласен – 4 %
Затрудняюсь ответить – 13 %
2. Родители выбрали тематику игр, которые необходимы их ребенку:
ФЭМП – 48 %
Логика – 74 %
Развитие речи – 87 %
Развитие познавательного интереса – 69 %
Большинство родителей выделяли несколько тем игр.
3. Родители определили изменения в речи ребенка:
Без изменений – 22 %
Знает названия предметов – 35 %
Расширился лексический словарь – 30 %
Может составить рассказ – 13 %
4. Родители определили изменения в психических процессах:
Улучшились память, внимание, воображение – 69 %
Не заметили изменений – 9 %
Затруднились ответить – 22 %
5. Родители высказали желание продолжать работу по данной теме следующим образом:
Согласны – 91 %
Не согласны – 9 %
6. Родители определили необходимость в получении дополнительной информации:
Информация необходима – 91 %;
В информации не нуждаются – 9 %
Проведя анализ полученных ответов и сравнив с начальными, можно сказать, что большинство родителей видят влияние развивающих игр на развитие интеллектуальных способностей ребенка, знают об изменениях в психических процессах своего ребенка (память, мышление, воображение, речь). С большим энтузиазмом они выбирали тематику игр для детей, сообщали о необходимости получения новой информации, предлагали свои услуги в приобретении новых игр. Почти все родители высказали свое желание в продолжении работы педагогов. Родители изменили мнение об игровой деятельности, развивающих играх. Почти все семьи проводят дома игры с детьми, берут в игровом абонементе группы новинки игр для освоения, вносят свои предложения, находят оригинальные игры. Почти все родители знают, что такое развивающая игра, ее предназначение. Но в то же время еще нуждаются в дальнейших консультациях, «мастер-классах». Из полученных данных можно сделать основной вывод, что задачи, поставленные педагогами, выполнены достаточно успешно, получены положительные результаты. Из чего следует, что педагогам необходимо продолжить и возможно расширить работу в данном направлении.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«младшая группа»
Время проведения |
Название игры |
Сентябрь |
1. «Пирамидки»
|
2. Лото «Растения – животные»
|
|
Октябрь |
1. «Малыш и цвет»
|
2. «Кубики в картинках» (4 шт.)
|
|
Ноябрь |
1. Парные картинки «Находки Анютки и Федотки»
|
2. «Мозаика»
|
|
Декабрь |
1. «Сложи картинку»
|
2. «Когда это бывает?»
|
|
Январь |
1. «Снежинка»
|
2. «Малыш и фигуры»
|
|
Февраль |
1. «Спрячь мышку»
|
2. Найди картинку «Разноцветный мир»
|
|
Март |
1. «Волшебство веревочек»
|
2. «Малыш и цифры»
|
|
Апрель |
1. Собери предмет «Разноцветный мир»
|
2. «Свойства»
|
|
Май |
1. «Домино «Жили у бабуси..»
|
2. «Воздушные шары»
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Средняя группа»
Время проведения |
Название игры |
Сентябрь |
1. Шнуровка «Дерево»
|
2. «Угадай, кто сказал»
|
|
3. Домино «Обитатели моря»
|
|
4. «Мама, папа и я»
|
|
Октябрь |
1. Парные картинки «Кто плывет по реке?»
|
2. «Подбери по цвету»
|
|
3. «Отгадки и загадки»
|
|
4. Разноцветный мир «Найди одинаковый предмет»
|
|
Ноябрь |
1. «Подбери нужное слово»
|
2. Лото «Птицы»
|
|
3. «Карандашики»
|
|
4. «Все работы хороши»
|
|
Декабрь |
1. «Четвертый лишний»
|
2. Парные картинки «Узнай, кто это»
|
|
3. Разноцветный мир «Собери радугу»
|
|
4. «Подбери по форме и размеру»
|
|
Январь |
2. «Магазин»
|
3. Лото «Живая природа»
|
|
4. «Знаю все профессии»
|
|
Февраль |
1. «Одень куклу по сезону»
|
2. «Мамы и детки»
|
|
3. «Кто что делает?»
|
|
4. «Радуга»
|
|
Март |
1. «Что лишнее?»
|
2. «Кубики в картинках» (6 шт.)
|
|
3. «Наблюдательность»
|
|
4. «Что изменилось?»
|
|
Апрель |
1. «Логический квадрат»
|
2. «Подскажи словечко»
|
|
3. Шнуровка «Клумба», «Укрась торт», «Кошелек»
|
|
4. «Фигуры»
|
|
Май |
1. «Узнай меня»
|
2. «Веселая геометрия»
|
|
3. «Признаки»
|
|
4. «Кубики в картинках» (8 шт.)
|
ЭВОЛЮЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компонент игровой деятельности |
3 - 4 года |
4 – 5 лет |
1. Замысел игры, игровые цели и задачи |
Самостоятельная постановка задачи для тех, с кем хотят играть. Дети не всегда могут понять друг друга, требуется помощь педагога |
Воплощение замысла игры путем решения нескольких игровых задач |
2. Содержание игры |
Отображение назначения предмета, процесса игры |
Отображение разнообразных взаимоотношений. Действия с предметами не столь актуальны |
3. Сюжет игры |
Больше привлекают бытовые сюжеты, игры со сказочными героями |
Сюжет развернут, появляются комбинаторные игры |
4. Взаимодействие детей в игре |
Игра сопровождается отдельными репликами. Постепенное развитие диалога. Игровые группы носят сначала кратковременный характер, затем становятся более стабильными |
Микрогруппы по интересам, взаимодействие со сверстниками |
5. Игровые действия, игровые предметы |
Разнообразные способы воспроизведения действительности. Свободные применения предметов, адаптация их в воображаемой ситуации |
Самостоятельный выбор предмета игры. Хорошо освоены игровые действия |
6. Правила игры |
Правила регулируют последовательность игры |
Выполняют свои правила, прослеживают правильность выполнения правил другими детьми |
«Пирамидки»
Цель: Сенсорное воспитание.
Учить детей складывать колечки пирамидки в нужном порядке (по возрастанию, по убыванию).
Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Ход игры:
Воспитатель просит ребенка собрать пирамидку в порядке от большого колечка к маленькому, затем наоборот. Ребенок учится сравнивать колечки по размеру и нанизывать их в нужном порядке. Для группы детей воспитатель проводит игру-соревнование.
Лото «Растения – животные»
Цель: Воспитывать любовь к природе.
Изучать растительный и животный мир.
Развивать внимание, память, интеллектуальные способности, расширять кругозор.
Ход игры:
Игра рассчитана на 2-6 человек. Продолжительность игры не более 30 минут. Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий (воспитатель) достает из мешка по одной фишке и показывает игрокам. Игроки накрывают совпавший рисунок на своей карточке. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок накрыл фишками все картинки.
«Малыш и цвет»
Цель: Сенсорное воспитание.
Формировать знание цвета, свойств и признаков предметов.
Развивать память, внимание, мышление, воображение.
Ход игры:
Играть можно с 1-3 детьми. Игра начинается с большой карточки. К большой карточке присоединяются маленькие, подходящие по сенсорным признакам. Необходимо направлять ребенка на комментирование своих действий.
«Парные картинки «Находки Анютки и Федотки»
Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Учить узнавать предмет по признакам, находить сходства и различия.
Развивать память, внимание, мышление.
Ход игры:
В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладываются в 6 или 8 рядов изображениями вниз. Игроки по очереди открывают по 2 карточки. Если на карточках изображен один и тот же предмет, игрок забирает их себе и открывает следующую пару. Если изображения не совпали – игрок кладет их на место картинками вниз, а ход переходит к следующему игроку. Когда непарные картинки возвращаются на место, все стараются запомнить, где какая лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. У кого их больше – тот и выиграл.
«Сложи картинку»
Цель: Воспитывать умение мыслить логически.
Учить анализировать элементарную контурную схему.
Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям собрать разные картинки. Малыши конструируют, а воспитатель наблюдает за правильностью действия.
«Когда это бывает?»
Цель: Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
Учить различать признаки времен года, их характеризовать.
Развивать связную речь, внимание, воображение.
Ход игры:
У воспитателя в руках множество картинок. Он раздает их детям, чтобы никто не видел их содержание. Воспитатель вызывает по очереди ребенка, тот рассказывает о своей картинке. Дети отгадывают ее содержание, называя время года, забавы детей, трудовые поручения.
«Снежинка»
Цель: Валеологическое воспитание.
Учить запоминать название частей тела.
Развивать воображение, речь, внимание.
Ход игры:
У воспитателя в руках снежинка. Дети стоят в кругу. Воспитатель плавно двигается и поет песенку, в которой называются те или иные части тела, задача детей – правильно их показать.
«Снежинка кружилась, снежинка летела
И на ладошку села!»
В каждом куплете называется какая-либо часть тела. Чтобы сделать игру более увлекательной, ведущий может намеренно ошибаться, называя и показывая разные части тела.
«Малыш и фигуры»
Цель: Воспитывать аккуратность, сообразительность, усидчивость, внимательность.
Формировать понятие формы и свойства предметов.
Развивать память, внимание, мышление, воображение.
Ход игры:
Играть можно с 1-3 детьми. Игра начинается с большой карточки. К ней по смыслу присоединяются маленькие. Нужно стараться, чтобы ребенок комментировал свои действия.
«Спрячь мышку»
Цель: Воспитывать чувство цвета.
Закреплять представление о шести цветах, активизировать словарь.
Развивать связную речь, видение цвета.
Ход игры:
I вариант. Индивидуально. Воспитатель раскладывает на столе 3 домика для мышки (карточки) и рядом кладет 6 квадратиков всех цветов. «Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, нужно закрыть окошко квадратом того же цвета, что и домик. Ребенок закрывает окошки. «Если мышку не спрятать, то придет кошка и съест мышку»
II вариант. Играют 6 человек. Каждому ребенку раздается по 1 карточке (Мышкин домик) и по 6 квадратов разных цветов. Дети выбирают 1 квадратик нужного цвета и закрывают мышку – прячут ее от кошки.
Итог. Вы все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, но некоторые ребята спрятали мышек в другие домики. Давайте внимательно рассмотрим, подумаем и поселим мышек в необходимые домики.
«Найди картинку «Разноцветный мир»
Цель: Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Учить находить заданную картинку среди множества.
Развиватьвнимание, сообразительность, логическое мышление.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает 3 карточки цветными картинками вверх, например, с изображением розы, автобуса и бабочки. Воспитатель просит найти картинку с изображением бабочки. Воспитатель проговаривает с детьми, какого цвета этот предмет, как он выглядит, для чего необходим.
«Волшебство веревочек»
Цель: Воспитывать интерес к игровой деятельности.
Учить аккуратно выкладывать шнурки, шнуровать предмет, не запутывая их на предмете.
Развивать мелкую моторику, мышление, вкус.
Ход игры:
Ребенку предлагается зашнуровать картинку разноцветной тесьмой. Чтобы закрепить веревочку на картинке, воспитатель делает узелок. Воспитатель показывает основные элементы шнурования.
«Малыш и цифры»
Цель: Воспитывать аккуратность, сообразительность, усидчивость.
Учить считать до 3. Формировать понятие цифры.
Развивать интеллектуальные способности.
Ход игры:
Играть можно с 1-3 детьми. Игра начинается с большой карточки. К большой карточке по смыслу присоединяются маленькие. Воспитатель требует, чтобы ребенок комментировал свои действия.
«Собери предмет «Разноцветный мир»
Цель: Воспитывать интерес к игре.
Учить собирать из двух частей целое изображение какого-либо предмета.
Развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает перед ребенком три пары карточек картинками вверх, на которых изображены части одноцветных предметов, например, гриб, машина, черепаха. Воспитатель просит собрать картинку с изображением одного из предметов, например, гриба, и проговаривает с детьми как выглядит это предмет, для чего он необходим.
«Свойства»
Цель: Воспитывать инициативность.
Учить сравнивать и классифицировать предметы и явления.
Формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями.
Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Ход игры:
Игра начинается с большой карточки. Нужно дать ребенку на выбор 2-3 карточки, чтобы он подобрал по 4 картинки к каждой карточке. Воспитатель ставит цель перед детьми – комментировать свои действия. Это способствует развитию речи и логики ребенка. С группой малышей – игра-соревнование.
«Домино «Жили у бабуси»
Цель: Воспитывать любовь к животным.
Учить различать домашние животные и правильно присоединять пластинки «домино»
Развивать мелкую моторику, внимание, память.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям по 7 пластинок домино. Играют 3-4 человека. По очереди они ставят на стол пластинки, соединяя картинки с одинаковым изображением. Выигрывает тот, у кого не осталось домино.
«Воздушные шары»
Цель: Сенсорное воспитание.
Учить различать цвета, подбирать их по образцу.
Активизировать словарь.
Развивать мелкую моторику, воображение, цветовое восприятие.
Ход игры:
«Дети, у нас шарики разных цветов. Давайте, «привяжем» их к ниточке такого же цвета». Дети «привязывают шарики» и называют цвет каждого.
КАРТОТЕКА ИГР
Настольно-печатные
Веселая геометрия
Воздушные шары
Все работы хороши
Домино «Жили у бабуси»
Домино «Обитатели моря»
Знаю все профессии
Карандашики
Кто что делает?
Логический квадрат
Лото «Живая природа»
Лото «Птицы»
Лото «Растения-животные»
Мама, папа и я
Малыш и фрукты
Малыш и цвет
Малыш и цифры
Наблюдательность
Найди одинаковый предмет
Одень куклу по сезону
Парные картинки «Кто плывет по реке»
Парные картинки «Находки Анютки и Федотки»
Парные картинки «Узнай, кто это»
Подбери по форме и размеру
Подбери по цвету
Признаки
Радуга
Разноцветный мир
Свойства
Сложи картинку
Фигуры
Четвертый лишний
Что лишнее?
Предметные и на развитие моторики
Кубики в картинках
Мозаика
Пирамидки
Шнуровка
«Дерево»;
«Клумба»;
«Кукла»;
«Мишка»;
«Одень львенка»;
«Укрась торт»
Словесные
Когда это бывает?
Магазин
Мамы и детки
Отгадки и загадки
Подбери нужное слово
Подскажи словечко
Снежинка
Угадай, кто сказал
Узнай меня
Что изменилось?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Юный мыслитель»
Мы часто мыслим и действуем по привычным схемам, даже когда результат нас не удовлетворяет. И передаем этот способ мыслить и действовать своим детям. Подходы к мышлению во многом определяет отношение к нему. Проверьте, какие взгляды вам наиболее близки.
1. Неверное отношение.
Мышление не имеет большого значения. Я доверяю своей интуиции.
Мыслить трудно и всегда бесполезно.
Мышление важно для академиков и интеллектуалов. Простые смертные вполне могут обходиться без него.
Эти позиции – всего-навсего проявление неуверенности в своих мыслительных способностях. Но существует противоположная, еще более опасная разновидность неверного отношения к мышлению, проистекающая из высокомерия.
Мышление – это просто. Вы смотрите на вещи и составляете о них мнение.
Я чувствую, что всегда прав. Мне легко отстаивать свои идеи.
Существует единственно возможный правильный ответ. Тот, кто его не видит, просто глуп.
2. Позитивное отношение.
-
Каждый должен думать и каждый может думать.
Мышление – это навык, который можно развить.
Я – мыслитель.
Мышление требует целенаправленного усилия.
То, что вначале кажется очень сложным, можно значительно упростить.
Надо исследовать предмет, а не спорить о нем.
Цель мышления не в том, чтобы быть всегда правым. Другая сторона всегда может предложить что-то полезное и конструктивное, нужно попытаться увидеть это.
Всегда существуют альтернативные варианты и идеи, пока что оставленные нами без внимания.
Взрослым необходимо слишком многое изменить в понимании такого ключевого процесса как мышление.
Не позволяйте вниманию растекаться. Если вы гуляете в осеннем парке и решаете собрать букет кленовых листьев, то кленовые листья сами «прыгают» вам в глаза. Потому, что вы настроили свой мозг на то, чтобы он выделил из общей массы определенные объекты. Многие мыслительные приемы – это приемы направления внимания. Попробуйте поиграть в методику «Шесть думательных шляп» Каждая из них символизирует определенный тип мышления.
Белая шляпа. Факты, цифры, информация. Что мы уже знаем о предмете? Какой информации нам недостает?
Красная шляпа. Эмоции, чувства, интуиция. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа. Осторожность. Истина, здравый смысл, соответствие фактам. Возможно ли это? Насколько это безопасно? Сработает ли эта идея?
Желтая шляпа. Преимущества, выгода. Стоит ли это делать? Каковы будут результаты?
Зеленая шляпа. Исследования. Новые идеи. Альтернативы.
Синяя шляпа. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе.
Думать, поочередно меняя шляпы, удобно. Это раскрепощает, побуждает смотреть на любую ситуацию шире.
Трехлетке достаточно, если вы, держа в голове принцип шести шляп, будете задавать ему вопросы. Он привыкнет следить за ходом мысли. Пятилетний мыслитель будет с удовольствием по очереди применять разноцветные бумажные шляпы. Ему важно почувствовать себя хозяином своих мыслей и увидеть результаты своего мышления в действии.
«Рисуйте»
Дети – мечтатели и идеалисты, они задают нам удивительные вопросы, они хотят сделать мир лучше. Часто им не хватает слов, чтобы выразить мысли. Тогда на помощь может прийти метод рисунков.
Слова могут быть расплывчатыми и пустыми. Рисунки содержательны.
Часто нарисовать можно намного быстрее, чем объяснять словами.
Картинки помогают организовать мышление.
Рисуя, ребенок видит, чего достиг. И неважно, сработает ли эта идея в действительности – она работает на рисунке. Это важный мотивирующий фактор.
Рисунки – отличная основа для совместного обсуждения любой проблемы.
«Основные принципы мышления»
Ко всему подходите конструктивно;
Думайте не торопясь, старайтесь все предельно упрощать. Мыслите проще, делая свои мысли максимально доступными для понимания других;
Научитесь смотреть на собственные размышления со стороны.
Обязательно ставьте четкую и конкретную цель ваших размышлений.
Умейте переключать свое мышление. Меняйте шляпы!
Каков вывод из размышлений? Важно быть в состоянии четко сформулировать результат своих размышлений.
Чувства и эмоции – важные составляющие мышления, но их место – после исследования, а не до него.
Всегда старайтесь находить альтернативные подходы и идеи.
Все действия влекут за собой последствия и влияют на предметы, людей и окружающи
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
Восприятие
«Определение формы»
Воспитатель показывает ребенку карточки с изображениями предметов, составленных из геометрических фигур - квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, овала, конуса, цилиндра.
Ребенок определяет до 3 фигур – 1 балл;
Ребенок определяет от 3-5 фигур – 3 балла;
Ребенок определяет от 5-7 фигур – 5 баллов
«Выделение параметров»
Воспитатель дает карточки для определения ориентировки: спереди, сзади, снизу, сверху, посередине
Выделяет один параметр – 1 балл;
Выделяет 2 параметра – 3 балла;
деляет 3 параметра – 5 баллов
«Восприятие цвета»
Воспитатель показывает разноцветные карточки, определяют цвета и оттенки
Не воспринимает цвета, путает – 1 балл;
Воспринимает основные цвета – 3 балла;
Воспринимает цвета и оттенки – 5 баллов
Внимание
Воспитатель показывает одни и те же картинки, но с последующими изменениями
Не видит изменений – 1 балл;
Видит до двух изменений – 3 балла;
Видит три изменения и более – 5 баллов
Память
Зрительная память
Воспитатель показывает до 10 карточек с изображением предметов. Ребенок рассматривает 1 минуту, затем воспитатель их убирает. Ребенок должен назвать предметы, которые видел.
Называет 1-2 предмета – 1 балл;
Называет 2-3 предмета – 3 балла;
Называет 4-5 предметов – 5 баллов
Слуховая память
Воспитатель называет предметы, повторяя их несколько раз в медленном темпе. Ребенок должен повторить названия запомнившихся предметов.
Называет 1-2 предмет – 1 балл;
Называет 3 предмета – 3. балла;
Называет 4-5 предметов – 5 баллов.
Мышление
1.Воспитатель предлагает карточку «Выход из лабиринта»
Не находит, даже с помощью взрослого – 1 балл;
Находит с помощью взрослого – 3 балла;
Находит самостоятельно – 5 баллов
2. Воспитатель предлагает начертить домик их геометрических фигур
Не справляется с чертежом– 1 балл;
Справляется с помощью взрослого – 3 балла;
Чертит самостоятельно – 5 баллов.
Воображение
Ребенок должен придумать окончания сказки, рассказанной воспитателем.
Не может придумать, даже с помощью взрослого – 1 балл;
Придумывает с помощью взрослого – 3 балла;
Придумывает самостоятельно – 5 баллов.
Речь
Ребенок должен описать предмет по плану, заданному воспитателем.
Не может описать, даже с помощью взрослого – 1 балл;
В рассказе преобладают отдельные слова – 3 балла;
В рассказе преобладают фразы, сравнения, словосочетания – 5 баллов.
Высокий уровень – 40-50 баллов
Средний уровень – 20-40 баллов
Низкий уровень – 10-20 баллов
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология – М., 1997.
2. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.,
2005 г.
3. Выготский Л.С. – Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» - М.,
19677 г.
4. Гурин Ю.В. – Игры для детей от трех до семи лет – СПб., 2008 г.
5. Кузнецова А.Е. – Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет – М.,
2006 г.
6. Матюхина Ю.А. Развивающие игры для маленького почемучки - М.,
2007 г.
7. Смирнова Е.О. – Игры с детьми 3-4 лет – М., 2008 г.
8. Эльконин Д.Б. – Психология игры – М., 1978 г.
Диагностическая таблица «Интеллектуальное развитие» (конец года, старшая группа)
№ |
Фамилия, имя |
Восприятие |
Внима ние |
Память |
Мышление |
Вообра жение |
Речь |
Баллы
|
Уровень развит. |
||||
форма |
парамет ры |
цвет |
зрительная |
слуховая |
логика |
констр.сп. |
|||||||
1 |
Воспитанник № 1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
1 |
5 |
3 |
3 |
34 |
С |
2 |
Воспитанник № 2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
42 |
В |
3 |
Воспитанник № 3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 |
38 |
С |
4 |
Воспитанник № 4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
18 |
Н |
5 |
Воспитанник № 5 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
20 |
Н |
6 |
Воспитанник № 6 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
1 |
1 |
28 |
С |
7 |
Воспитанник № 7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
42 |
В |
8 |
Воспитанник № 8 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
26 |
С |
9 |
Воспитанник № 9 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Н |
10 |
Воспитанник № 10 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
С |
11 |
Воспитанник № 11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
С |
12 |
Воспитанник № 12 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
С |
13 |
Воспитанник № 13 |
3 |
1 |
1 |
1 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
30 |
С |
14 |
Воспитанник № 14 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
1 |
3 |
3 |
36 |
С |
15 |
Воспитанник № 15 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
5 |
32 |
С |
16 |
Воспитанник № 16 |
1 |
5 |
5 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
26 |
С |
17 |
Воспитанник № 17 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
24 |
С |
18 |
Воспитанник № 18 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
1 |
20 |
Н |
19 |
Воспитанник № 19 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
46 |
В |
20 |
Воспитанник № 20 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
1 |
3 |
3 |
1 |
22 |
С |
21 |
Воспитанник № 21 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
С |
22 |
Воспитанник № 22 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
50 |
В |
23 |
Воспитанник № 23 |
5 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
36 |
С |
24 |
Воспитанник № 24 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 |
30 |
С |
25 |
Воспитанник № 25 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
3 |
32 |
С |
На конец года – 25 воспитанников – 100% |
|||||||||||||
Высокий уровень |
7 |
8 |
8 |
7 |
6 |
14 |
2 |
5 |
6 |
6 |
----- |
4/16 % |
|
Средний уровень |
11 |
9 |
9 |
12 |
16 |
10 |
14 |
15 |
13 |
12 |
----- |
17/68% |
|
Низкий уровень |
7 |
8 |
8 |
6 |
3 |
1 |
9 |
5 |
6 |
7 |
----- |
4/16 % |
Диагностическая таблица «Интеллектуальное развитие»
(начало года, старшая группа)
№ |
Фамилия, имя |
Восприятие |
Внима ние |
Память |
Мышление |
Воображение |
Речь |
Баллы
|
Уровень развития |
||||
форма |
параметры |
цвет |
зрительная |
слуховая |
логика |
констр.сп. |
|||||||
1 |
Воспитанник № 1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
20 |
С |
2 |
Воспитанник № 2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
22 |
С |
3 |
Воспитанник № 3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18 |
Н |
4 |
Воспитанник № 4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Н |
5 |
Воспитанник № 5 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
Н |
6 |
Воспитанник № 6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Н |
7 |
Воспитанник № 7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
22 |
С |
8 |
Воспитанник № 8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Н |
9 |
Воспитанник № 9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Н |
10 |
Воспитанник № 10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
22 |
С |
11 |
Воспитанник № 11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
С |
12 |
Воспитанник № 12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
16 |
Н |
13 |
Воспитанник № 13 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
16 |
Н |
14 |
Воспитанник № 14 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
26 |
С |
15 |
Воспитанник № 15 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
20 |
С |
16 |
Воспитанник № 16 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
18 |
Н |
17 |
Воспитанник № 17 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
22 |
С |
18 |
Воспитанник № 18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
16 |
Н |
19 |
Воспитанник № 19 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
40 |
В |
20 |
Воспитанник № 20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
16 |
Н |
21 |
Воспитанник № 21 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
26 |
С |
22 |
Воспитанник № 22 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
40 |
В |
23 |
Воспитанник № 23 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Н |
24 |
Воспитанник № 24 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
18 |
Н |
25 |
Воспитанник № 25 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
30 |
С |
26 |
Воспитанник № 26 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
24 |
С |
На начало года – 26 воспитанников – 100% |
|||||||||||||
Высокий уровень |
--- |
1 |
1 |
1 |
--- |
2 |
--- |
1 |
2 |
2 |
------ |
2/8% |
|
Средний уровень |
12 |
10 |
12 |
10 |
14 |
15 |
9 |
9 |
13 |
10 |
------ |
11/42% |
|
Низкий уровень |
14 |
15 |
13 |
13 |
12 |
9 |
17 |
16 |
11 |
14 |
------ |
13/50% |
Диагностическая таблица «Интеллектуальное развитие»
(начало года, подготовительная группа)
№ |
Фамилия, имя |
Восприятие |
Внима ние |
Память |
Мышление |
Вообра жение |
Речь |
Баллы
|
Уровень развит. |
||||
форма |
парамет ры |
цвет |
зрительная |
слуховая |
логика |
констр.сп. |
|||||||
1 |
Воспитанник № 1 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
1 |
5 |
3 |
3 |
36 |
С |
2 |
Воспитанник № 2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
42 |
В |
3 |
Воспитанник № 3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
44 |
В |
4 |
Воспитанник № 4 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
20 |
Н |
5 |
Воспитанник № 5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
24 |
С |
6 |
Воспитанник № 6 |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
1 |
34 |
С |
7 |
Воспитанник № 7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
42 |
В |
8 |
Воспитанник № 8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
С |
9 |
Воспитанник № 9 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Н |
10 |
Воспитанник № 10 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
42 |
В |
11 |
Воспитанник № 11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
С |
12 |
Воспитанник № 12 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
С |
13 |
Воспитанник № 13 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
30 |
С |
14 |
Воспитанник № 14 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
38 |
С |
15 |
Воспитанник № 15 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
44 |
В |
16 |
Воспитанник № 16 |
1 |
5 |
5 |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
1 |
28 |
С |
17 |
Воспитанник № 17 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
26 |
С |
18 |
Воспитанник № 18 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
5 |
5 |
5 |
3 |
34 |
С |
19 |
Воспитанник № 19 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
46 |
В |
20 |
Воспитанник № 20 |
1 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
1 |
3 |
3 |
1 |
26 |
С |
21 |
Воспитанник № 21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
35 |
С |
22 |
Воспитанник № 22 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
50 |
В |
23 |
Воспитанник № 23 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
38 |
С |
24 |
Воспитанник № 24 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
34 |
С |
25 |
Воспитанник № 25 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
3 |
32 |
С |
На конец года – 25 воспитанников – 100% |
|||||||||||||
Высокий уровень |
8 |
8 |
12 |
11 |
8 |
16 |
4 |
9 |
8 |
7 |
----- |
7/28 % |
|
Средний уровень |
13 |
15 |
12 |
11 |
16 |
8 |
17 |
14 |
12 |
12 |
----- |
16/64% |
|
Низкий уровень |
4 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
2 |
5 |
6 |
----- |
2/8 % |
Диагностическая таблица «Интеллектуальное развитие»
(конец года, подготовительная группа)
№ |
Фамилия, имя |
Восприятие |
Внима ние |
Память |
Мышление |
Вообра жение |
Речь |
Баллы
|
Уровень развит. |
||||
форма |
парамет ры |
цвет |
зрительная |
слуховая |
логика |
констр.сп. |
|||||||
1 |
Воспитанник № 1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
46 |
В |
2 |
Воспитанник № 2 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
42 |
В |
3 |
Воспитанник № 3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
44 |
В |
4 |
Воспитанник № 4 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
20 |
Н |
5 |
Воспитанник № 5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
24 |
С |
6 |
Воспитанник № 6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
48 |
В |
7 |
Воспитанник № 7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
44 |
В |
8 |
Воспитанник № 8 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
34 |
С |
9 |
Воспитанник № 9 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
18 |
Н |
10 |
Воспитанник № 10 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
42 |
В |
11 |
Воспитанник № 11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
С |
12 |
Воспитанник № 12 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
46 |
В |
13 |
Воспитанник № 13 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
32 |
С |
14 |
Воспитанник № 14 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
46 |
В |
15 |
Воспитанник № 15 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
44 |
В |
16 |
Воспитанник № 16 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
С |
17 |
Воспитанник № 17 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
С |
18 |
Воспитанник № 18 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
36 |
С |
19 |
Воспитанник № 19 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
46 |
В |
20 |
Воспитанник № 20 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
32 |
С |
21 |
Воспитанник № 21 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
45 |
В |
22 |
Воспитанник № 22 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
50 |
В |
23 |
Воспитанник № 23 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
50 |
В |
24 |
Воспитанник № 24 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
42 |
В |
25 |
Воспитанник № 25 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
34 |
С |
На конец года – 25 воспитанников – 100% |
|||||||||||||
Высокий уровень |
14 |
14 |
17 |
16 |
12 |
18 |
6 |
11 |
10 |
10 |
----- |
14/56 % |
|
Средний уровень |
11 |
9 |
8 |
7 |
12 |
7 |
17 |
12 |
12 |
12 |
----- |
9/36% |
|
Низкий уровень |
--- |
2 |
--- |
2 |
1 |
--- |
2 |
2 |
3 |
3 |
----- |
2/8 % |
Диаграмма «Интеллектуальное развитие»
(сводная – 2 года обучения)