Методические рекомендации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника путем расширенного использования дидактических игр в свободной деятельности»
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника путем расширенного использования дидактических игр в свободной деятельности».
Воспитатели: Сироткина Юлия Николаевна
Хабарова Надежда Анатольевна
Город Мичуринск Тамбовской области
«Человек играет только тогда,
когда он в полном значении Слова
человек, и он бывает вполне
человеком лишь тогда, когда играет…»
Ф.Шиллер
Нам хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, сильными, умными, добрыми, и мы прилагаем для этого массу усилий. В настоящее время на педагогов обрушивается целый шквал полезной информации о том, как ухаживать за ребенком, как правильно его кормить, как следить за здоровьем, как развивать. Слово «развитие» у всех на слуху. Но по-настоящему полного и исчерпывающего ответа, что такое развитие ребенка, педагоги не могут найти.
Развитие включает в себя очень многие нужные и полезные вещи. Как научить общаться ребенка со сверстниками? Как сделать его более активным? Как сделать более правильной его речь? Что сделать, чтобы ребенок не терялся в новом коллективе? Вот далеко не полный перечень вопросов, который включается в понятие «развитие».
Существует прекрасное в своей эффективности средство, которое поможет в разрешении этих вопросов. Речь идет об игре. Простая и мудрая, увлекательная и такая реальная, несмотря на всю ее условность. Именно развивающая игра поможет способностям ребенка раскрыться.
Что же такое игра? Почему она так необходима детям? В чем заключается ее смысл? В науке дается следующее определение:
«Игра – это особый вид непродуктивной деятельности, мотив которой связан не с результатом, а с процессом». Игра, как правило, не приносит видимых результатов. В ходе игры ребенок не производит ничего, и на первый взгляд, не делает ничего полезного, но сам процесс игры дает ему очень многое.
Что же ребенок получает, когда играет? И представьте себе, феномен игры настолько сложен, что философы и психологи до сих пор затрудняются дать однозначный ответ. Немецкий философ и психолог К.Гросс считает, что игра – это своеобразная подготовка к условиям будущей взрослой жизни. Австрийский психолог К.Бюлер считает, что главное в иге – получение удовольствий от самого процесса. И, наконец, З.Фрейд считал, что игра – это некий выход, дающийся подавляемым желаниям человека. Все сказанное об игре учеными – это правда, это объективная реальность, и поскольку все определения понятия игры разные, это свидетельствует о сложности понятия «игра».
Несмотря на всю их условность, кажущуюся несерьезность, игры делают то, чего нередко сложно достичь серьезными занятиями: совершенствуют имеющиеся навыки и вырабатывают новые, учат и помогают стать гармонически развитыми личностями. Не случайно говорят: играть – это учиться взрослеть.
Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Самозабвенно дети отдаются игре, получая радость. Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания. По мнению Д.Б.Эльконина, главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему его миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами. Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления, развлечения способствует развитию гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.
Разноплановость и сложность понятия «игры», изучение данной проблемы привело нас к разработке курса «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника путем расширенного использования дидактических игр в свободной деятельности».
Курс направлен на развитие психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи. В этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка, качественной подготовки к обучению в школе.
Цель определила основные задачи:
Развитие познавательной активности детей в процессе игры;
Развитие основных видов внимания, памяти, мышления (моторную, зрительную, слуховую, логическую);
Развитие связной и диалогической речи;
Развитие эмоционально-образного и логического начал;
Формирование основных математических понятий (форма, цвет, фигура, цифра);
Активизация креативного мышления (умение гибко, оригинально и нестандартно мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
Активизация словарного запаса по всем игровым темам, обогащение словаря.
Вся моя работа направлена на развитие способности ребенка - видеть, воспринимать окружающий мир, развитие познавательного интереса, чувства уверенности в себе.
Итак, «развивающее» зерно заложено в очень многих играх. О дидактических играх можно говорить как о «специальных», то есть направленных на формирование и развитие отдельных качеств личности ребенка и его интеллекта. Дидактическая игра служит средством всестороннего развития детей.
Предметные игры – это игры с народно-дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различным природным материалом. К дидактическим игрушкам относят пирамидки, состоящие их одноцветных и разноцветных колец, бочонки, матрешки. Основные игровые действия с ними: выкладывание, катание, собирание целого из частей, нанизывание и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, формы, величины.
Настольно-печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.). К ним можно отнести парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, пазлы.
Словесные игры – направлены на развитие связной и диалогической речи. Они развивают словарный запас, кругозор, внимание, сообразительность, быстроту реакции. Они удовлетворяют естественную потребность в забаве, досуге, веселье, создают основу для совместных радостных переживаний, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия.
Начало работы по данной теме предполагает выявление уровня умения детей играть в дидактические игры, желания родителей разучивать игры и играть в них с детьми в домашних условиях (анкетирование), подготовку дидактического и игрового материала.
Основной этап работы представляет собой ежедневную работу с детьми: знакомство с играми, разучивание, процесс игры, усложнение игр по мере усвоения, проведение совместных игр с родителями (организация игрового абонемента). Каждая из дидактических игр представляет для ребенка ряд игровых задач. Однако дети не сразу усваивают показанные им способы действия, поэтому следует давать игровые задачи постепенно, а складывающиеся умения упражнять и закреплять. Обучение детей младшего дошкольного возраста дидактической игре происходит в самой игре.
По ходу ее ребенку объясняются правила. При повторных играх необходимо добиваться выполнения правил каждым ребенком. По мере усвоения содержания и правил необходимо предоставлять детям возможность играть самостоятельно, наблюдать за игрой и оказывать помощь по необходимости. Организовывать игровую деятельность можно со всеми детьми, по подгруппам, «клубам по интересам». Игры необходимо подбирать по желанию детей. Педагог должен уметь заинтересовать детей. Анализ детских игр показывает, что богатство эмоций, их характер зависит от постановки воспитательной работы в целом.
Заключительный этап – подведение итогов работы, диагностические исследования, выявление динамики интеллектуального развития детей.
Самое главное в нашей работе – не дать угаснуть детской любознательности, которая в свою очередь помогает в развитии интеллекта ребенка. Дети – это великое счастье, но и великое испытание. Важно показать им, насколько интересен и разнообразен этот мир, научиться радоваться и огорчаться, сопереживать и помогать другим. Необходимо помочь ребенку в его развитии. И необходимый помощник – это игра. Не жалеть сил и времени, играть с детьми, быть им другом и помощником.
ПРОГРАММА ИГРОВОГО АБОНЕМЕНТА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дата |
Программа |
Ответственные |
Сентябрь |
Круглый стол. «Родительская поддержка развития ребенка через игру»
|
Воспитатель |
Октябрь |
Консультация «Развитие внимания» |
Воспитатель, педагог-психолог |
Ноябрь |
Игровой практикум. «Игротека» (подбор индивидуальных игр для домашнего пользования)
|
Воспитатель |
Декабрь |
Консультация. «Развитие мышления» |
Воспитатель, педагог-психолог |
Январь |
Семинар. «Развивающие игры для детей 3-4 лет»
|
Воспитатель Зам.зав. по ВМР |
Февраль |
Консультация. «Развитие памяти» |
Воспитатель, педагог-психолог |
Март |
Конкурс. «Лучшая развивающая игра» |
Воспитатель, родители |
Апрель |
Консультация. «Игры, способствующие развитию речи»
|
Воспитатель, учитель-логопед |
Май |
Круглый стол. «Игры на развитие общения со сверстниками и со взрослыми»
|
Воспитатель |