Игра-занятие «Магистры короля» (Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей)

5
3
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

Конспект занятия-игры

интеллектуальный марафон «Магистры короля»

Разработала:

Семкина Оксана Геннадьевна

Цель: Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и применение их в новых ситуациях.

Задачи:
1. Активизировать имеющиеся знания.

2. Повышать интерес к познавательной деятельности.

3. Совершенствовать умения точно следовать инструкции, подчиняться правилам игры.

4. Развивать навыки делового взаимодействия со сверстниками в ходе решения познавательных задач. 

Планируемые результаты:

- дети осуществляют самостоятельный поиск решений познавательных задач на основе имеющихся знаний;

- дети активны, заинтересованы интеллектуальной деятельностью, свободно высказывают свои мысли, рассуждения;

- дети проявляют настойчивость, целеустремленность, ответственность за результаты совместной деятельности;

- дети продуктивно взаимодействуют в командах при решении познавательной задачи, договариваются друг с другом при выполнении заданий, проявляют доброжелательность и терпимость по отношению к соперникам в конкурсах, радуются успехам товарищей.

Образовательная среда:

Предметно-практическая среда – тематическое оформление зала, простые карандаши, листы в клетку (для графического диктанта), серии картинок для составления рассказов, наборы строительного материала, план-схемы построек, разноцветные жетоны (для деления на команды), аудиозаписи звуков природы, птиц, животных, аудиозаписи песен из мультфильмов, аудиозаписи музыкальных отрывков для игры в «Музыкальный калейдоскоп».

Среда взаимодействия «взрослый - ребенок» - внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная формы общения.

Среда взаимодействия «ребенок - ребенок» - ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая форма общения, формы взаимодействия групповая.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют.

 

Ход игры

Ведущий
- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать в нашем зале.

- В каждом сказочном королевстве обязательно есть король или королева. Вот и в нашей волшебной стране Буратинии есть своя королева. Кто самый главный в нашей стране?

- А как вы думаете, легко ли управлять целой страной?

- Вот и наша королева устает от забот и может даже не успевает решить какие-то проблемы важные для жизни в королевстве? Как же быть? Как облегчить ее заботы?

- Конечно, у королевы должны быть помощники! Умные, просвещенные и грамотные магистры! Мы пригласили сегодня в зал самых старших жителей нашей страны. Как же нам выбрать из вас магистров?

- Давайте устроим «Интеллектуальный марафон» и определим самых умных, смекалистых и логически мыслящих.

- А помогать нам в этом будет самые справедливые и неподкупные члены жюри. 
Объявляются члены жюри

- Вы разделитесь на команды, а чтобы силы были равны, сделаем это по жребию. Дети вытягивают жетоны и собираются в команды по цвету жетонов

- Команды займите свои места и выберите капитана.

Члены команд рассаживаются за столы по цвету жетонов и выбирают капитанов

- Представьте жюри капитанов команд.

- Жюри на месте, команды готовы, пора ознакомиться с правилами нашего марафона. Наш марафон состоит из 6 туров: разминка, логические задачи, творческая мастерская, установление последовательности, звуковые загадки, графическое задание. 

- В разных турах за правильный ответ команды получают определенное количество баллов. Если команда не может дать ответ на заданный вопрос, противники могут ответить и получить дополнительный балл. 

- Самое главное правило – для ответа поднимать жетон, выслушивать ответ противников, быть вежливыми друг к другу, работать над решением сообща.

-1 место в борьбе получит одна команда.

- Итак, начинаем. Будьте внимательны и не забывайте, что вы работаете в командах! Только самые внимательные и дружные из вас смогут победить в нашем конкурсе!

Сегодня мы проводим марафон,

Проверит ваши знания он.

Как это интересно - много знать!

Всем друзьям свои умения показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы!

Вперед, друзья! К победам новым!

1 тур Разминка

Каждому ребенку задается вопрос, за каждый правильный ответ 2 балла. Если участник не отвечает на заданный вопрос, команда может дать правильный ответ и получить 1 балл.

- Сейчас я буду задавать вопрос каждому из вас. На размышление у вас – 30 секунд. Как только прозвучит звуковой сигнал, участник должен ответить. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если кто-то из членов команды не может дать правильный ответ, команда может помочь и заработать 1 балл. В случае отсутствия правильного ответа от команды право ответить переходит к другим командам.

1 команда

- В какое время года бывает вьюга? (зимой)

- Что делают из муки? (хлеб)

- Пароход, автобус, поезд это… (транспорт)

- Кто помог зайцу выгнать лису из избушки? (петушок)

- Сколько ног у паука? (8 ног)

- Что значит «прикусить язык»? (замолчать)

2 команда

- В какое время года появляются подснежники? (весной)

- Что делают из глины? (посуду)

- Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)

- Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

- Курица в детстве? (цыпленок)

- Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)

3 команда

- В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)

- Что делают из молока? (творог, кефир)

- Пальто, платье, свитер это... (одежда)

- Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

- Кто живет у мамы в сумке? (кенгуренок)

- Продолжи: «7 раз отмерь,…». («…один раз отрежь».)

4 команда

- В какое время года на реке ледоход? (весной)

- Из чего делают мебель? (дерево, пластик, стекло, металл)

- Ручка, тетрадь, карандаш, дневник это… (школьные принадлежности)

- Мальчик, которого похитила Снежная королева? (Кай)

- Какое животное ведёт подземный образ жизни? (крот)

- Продолжи пословицу: «Что посеешь…» (то и пожнёшь)

5 команда

- В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)

- Что готовят из фруктов? (варенье, сок, компот)

- Утюг, пылесос, телевизор это…(бытовая техника, электрические приборы)

- Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

- Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

- Продолжи: «Любишь кататься …» (люби и саночки возить)

6 команда

- Назови первый месяц года. (январь)

- Из чего готовят винегрет? (овощи: картофель, морковь, лук, свекла, капуста)

- Кровать, диван, кресло это…(мебель)

- Что вытряхивала из своих перин тётушка Метелица? (Снежинки)

- У коровы теленок, а у овцы кто? (ягнёнок)

- Что значит «Голоден, как волк» (очень хочет кушать)

- Ну что же, я вижу вы действительно сообразительные и быстрые. Уважаемые члены жюри, прошу вас огласить результаты первого конкурса «Разминка».

Члены жюри знакомят команды с результатами выполнения задания.

2 тур «Графический диктант»

Детям выдаются листы в клетку и карандаши. Ведущий читает задание, дети выполняют, по сигналу сдают листочки.

- Сейчас вам предстоит нелегкое задание! Вы будете выполнять Графический диктант. Необходимо внимательно слушать и не отвлекаться.

 

3 тур «Что сначала, что потом?»

Командам выдаются серии сюжетных картинок. Участники команд коллективно раскладывают их в правильной последовательности и составляют рассказ. Выбирают, как они будут представлять рассказ – коллективно или выберут того кто будет отвечать.

- В этом туре вам очень важно поработать дружно. Посовещайтесь и разложите картинки в логической последовательности. Составьте полный, содержательный рассказ по этим картинкам. Выберите, кто будет рассказывать рассказ. На подготовку дается 2 минуты. По сигналу обсуждение прекращается. В этом туре команда может получить 9 баллов.

4 тур «Решение логических задач»

Командам необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команды получают по 1 балу.

- Сейчас я буду вам читать задачи. Вы должны посовещаться и решить задачу правильно. Как только прозвучит звуковой сигнал, обсуждение прекращается. Если команда готова отвечать, вы должны взять табличку и поднять ее. За каждый правильный ответ команды получают по 1 балу. На размышление у вас – 30 секунд.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?

5. Гусь стоит на 1 ноге и весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если станет на 2 ноги?

6. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

7. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 карасей. Сколько птиц? Ответь скорей!

8. У животного две пары ног, две правые, две левые, две ноги сзади и две спереди. Сколько ног всего?

9. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

10. Сколько ушей у трёх мышей?

11. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?

12. Сколько лап у двух медвежат?

Задачи на сравнение.

1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый?

2. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех?

3. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех?

4. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?

5. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех?

6. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех?

7. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый?

8. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех?
 

5 тур «Творческая мастерская»

Командам выдаются наборы конструкторов и схемы постройки. Команды работают коллективно, заканчивают по сигналу.

- А сейчас, ребята, вы будете работать со строительным конструктором. Перед вами схема постройки. Вам необходимо подобрать все необходимые детали постройки, предложенной на схеме, и построить архитектурное сооружение. Вам необходимо выполнять работу всей командой. Победит та команда, которая правильнее и быстрее выполнит задание. Время на выполнение задания ограничено.

6 тур «Угадай звук»

Дети прослушивают аудиозаписи звуков природы, птиц, животных. Необходимо ответить как можно быстрее. За каждый правильный ответ команды получают по 1 балу.

Ведущий А вы любите мультфильмы? Я особенно люблю песни из мультфильмов, давайте поиграем в “Угадай мелодию”! Прозвучат фрагменты песен из любимых мультфильмов, а вы отгадайте из каких именно.

Звучат музыкальные фрагменты:

“Бременские музыканты” (“Такая, сякая сбежала из дворца…”)

“Чебурашка и крокодил Гена” (“ Я был, когда странной, игрушкой безымянной…”)

“Ну, погоди!” ( “Расскажи Снегурочка…”)

“Незнайка в Цветочном городе” ( “В траве сидел кузнечик..”)

“Каникулы Бонифация” (“Чунга-Чанга”)

“Как Львенок и Черепаха пели песню” (“Я на солнышке лежу…”)

“Летучий корабль” (“ Ах, если бы мечта сбылась…”)

“Чебурашка и крокодил Гена” ( “ Пусть бегут неуклюже…”)

“Зима в Простоквашино” ( “Если б не было зимы…”)

Ведущий Отлично, вы были очень внимательными!

Жюри подводит итоги

Ведущий Пока жюри будет оценивать вашу быстроту реакции, смекалку, мы с вами отдохнем да поиграем! Я приглашаю вас поиграть со мной в веселую игру “Музыкальный серпантин” (ритмичный танец с веселыми движениями)

Ведущий Внимание! Наступает самый важный момент! Слово жюри! 
Награждение, подведение итогов. 

Минута долгожданная настала, 
И как приятно нам провозгласить: 
И победителей турнира эрудитов 
Команда жюри нам сейчас огласит. 

Жюри оглашает результаты марафона, детям вручаются дипломы победителей и участников.
 

Источники информации:

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. ФГОС - М.: Сфера, 2017.

Игра-занятие «Истории в картинках». – Киров: Весна-Дизайн, 2017.

Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет. - М.:2017.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. 
 
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2008.
 
Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – СПб «Литера», 2017.

https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/

https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный конспект занятия-игры, не занятие а целый сценарий. Подобрано много разнообразных интеллектуальных заданий для детей. Обязательно возьму на заметку и проведу со своими детьми. Вы молодец!!!

2 April 2018

спасибо!!! рада если Вы используете в своей работе

2 April 2018

Материал действительно разнообразный и интересный, но это не занятие-игра, это мероприятие, что не соответствует теме конкурса.

15 April 2018

Похожие публикации